Смекни!
smekni.com

Музей-усадьба Архангельское (стр. 4 из 6)

Но успокаиваться на этом Б.Рассказов не собирается. Он вновь пытается передать земли строителям коттеджей, но уже непосредственно в границах памятника. При этом соблюдать законы, согласовывать свои действия с органами охраны памятников он уже не собирается – мнение Минкультуры он и так хорошо знает.

Как сегодня выясняется, с мая 2003 г., блокируя рассмотрение Концепции создания комплекса музея-усадьбы, представленной Попечительским советом музея, федеральные, областные и районные чиновники спешно и секретно готовили решения по разрушению этого комплекса.

В ансамбль усадьбы «Архангельское» входят рощи, находящиеся сегодня в лесном фонде спецлесхоза «Красногорский» (Опалиховский лесопарк):

· Прусская роща (квартал 40), Апполонова и Горятинская рощи (квартал 41) – здесь расположен театр Гонзаго – единственное сохранившееся на территории России здание усадебного театра XIX века;

· Рощи Лохина острова (кв. 42, 43, 44), которые создают ценнейший ландшафтный видовой комплекс, составляющий славу усадьбы.

Все эти участки находятся в границах территории памятника. В соответствии с Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на этой территории запрещается проектирование и проведение землеустроительных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению данного памятника.

Тем не менее, именно эти исторические рощи усадьбы и стали объектом вожделений предприимчивых строителей коттеджей. С принятием нового лесного кодекса появились возможности их приватизации. Схема уже опробована. Сначала надо взять лес в аренду под любые возможные цели, затем законодательство разрешает застроить часть лесного участка, а заключительная стадия – выкуп земли.

С такой четко поставленной целью и взялись за дело, иначе зачем серьезным государственным мужам вдруг захотелось передать ценнейшие исторические лесные угодья для культурно-оздоровительных и спортивных целей.

12 мая 2003 г. Гаранькин Н.В., начальник Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Московской области издает приказ «О мерах по соблюдению лесного законодательства», который открыл процедуру организации лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда, в том числе входящих в территорию памятника истории и культуры – усадьбы «Архангельское».

Чтобы этому «благородному» делу не мешал Красногорский спецлесхоз, относящийся к главному управлению «Московское городское управление лесами» Правительства г.Москвы и Федеральной службы лесного хозяйства России, и в ведении которого находились нужные участки леса, Гаранькин поручает заключение договора аренды по итогам лесных конкурсов в Красногорском районе послушному ему ФГУ «Истринский лесхоз». По иску Красногорского спецлесхоза Арбитражный суд Московской области 24 ноября 2003 г. вынес определение приостановить действие этого приказа в части наделения Истринского лесхоза полномочиями по заключению договоров аренды на участки леса Красногорского спецлесхоза. Но, как выяснилось позже, Гаранькин и не собирался выполнять это определение Суда.

9 декабря 2003 г. Министр экологии и природопользования Московской области Алла Качан подписывает распоряжения о выставлении на лесной конкурс на право аренды предложенных Рассказовым участков общей площадью 46 га для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. При этом в распоряжении указывается, что оно выпущено в соответствии с Законом Московской области «О порядке пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей Московской области», принятом 26 июля 2003г.

Открываем Закон и на первой же его странице видим:

Статья 1 пункт 3 «Для рекреационных (т.е. культурно-оздоровительных, туристических и спортивных) целей не предоставляются: … леса, имеющие научное и историческое значение».

Таким образом, распоряжения А.Качан прямо противоречат упомянутым Федеральному Закону, Закону Московской области и Постановлению Правительства Московской области.

Подготовка и проведение конкурса невозможны без архитекторов и чиновников от архитектуры районного и областного уровней. Участки нужно спроектировать, однако Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» прямо запрещает проектирование и ведение любой хозяйственной деятельности на территории памятника, кроме деятельности по сохранению самого памятника, и то только по согласованию с органами охраны памятников.

И все же НИиПИ градостроительства и «Мослеспроект» решаются разработать необходимые заключения по проектируемым участкам, из которых следует, что выставляемые на конкурс участки, могут быть использованы в рекреационных целях, «что будет являться логической формой лесопользования» - в один голос заявляют эти проектировщики. На согласование в органы охраны памятников эти заключения конечно не выносятся. Районный архитектор М.В.Фалькова незаконное градостроительное заключение согласовывает. А то, что эти действия противоречат федеральному и областному законодательству, совесть архитекторов не тревожит.

Случайно узнав о планируемой акции, директор музея-усадьбы «Архангельское» Длугач В.В. направляет в октябре 2003 г. Гаранькину Н.В. письмо, в котором категорически возражает против выставления на лесной конкурс участков леса, входящих в границы территории памятника, где находится уникальный театр Гонзаго XIX века и сам лес – исторические рощи, названные при князе Юсупове «Аполонова» и «Горятинская», составляют единый архитектурный и природный комплекс усадьбы. В этом же письме музей предлагает передать эти леса музею для ведения научно-исследовательской и лесоохранной деятельности без застройки. Такое использование территории памятника полностью соответствует законодательству и здравому смыслу, но это не входит в планы чиновников – письмо остается без ответа, а вместо этого к директору музея приходят какие-то странные люди, которые доходчиво объясняют, что он занял неправильную позицию.

Чтобы проведению конкурса не мешали музей и органы охраны памятников, их просто не включают в конкурсную комиссию, которую возглавил А.Красиков, заместитель А.Качан, а чтобы не мешала общественность, не выносят этот вопрос на общественное обсуждение. То, что это прямо противоречит Земельному и Лесному кодексам РФ, видимо никак не заботит Гаранькина Н.В., Рассказова Б.Е., а также областных и районных чиновников.

Для завершения создания обстановки секретности, так необходимой организаторам конкурса, в музей приходит письмо от 19 декабря 2003 г., в котором Богомолов И.Л., заместитель Гаранькина сообщает, что вопросы аренды участков леса по данной территории временно приостановлены. Музей успокаивается, а 15 января 2004 года лесной конкурс проводится, хотя по закону о нем надо публично сообщать за 30 дней.

Участки леса вокруг театра Гонзаго получили: ООО «Эрликон груп» (Одинцово), ООО «Облстройуниверсал» (Одинцово) и ООО «Парк «Архангельское» (Красногорск). Судя по напористости этих компаний обществу следует ожидать в ближайшее время вокруг театра заборы и строения, если незаконно заключенные договора не будут расторгнуты.

Вообще у чиновников к историческим памятникам в Красногорском районе особое отношение – опыт по их уничтожению накапливается, жаль только больше серьезных памятников уже скоро не останется.

Судьбы исторических усадеб в Красногорском районе «Никольское-Урюпино» и «Архангельское» очень схожие. После революции они попали в ведение военных. Главный дом усадьбы в «Никольское-Урюпино» приспособили под танковые мастерские, а «Архангельское» под военный санаторий.

Шло время, здания без должного ремонта и содержания ветшали, и военные от них отказались, оставив за собой объекты, не требующие особого ремонта, и ценные земли, скромная часть из которых пошла под застройку дач для генералов и маршалов.

А вот администрация Красногорского района не промахнулась. В бурные 90-ые годы противоположный от дворца в «Никольское-Урюпино» берег пруда был оперативно застроен коттеджами, и усадьба утратила ценность архитектурно-ландшафтного ансамбля. Скандалы были вокруг передачи Брынцалову объектов усадьбы и близлежащей территории, а тот факт, что усадьба потеряла свой ценнейший видовой ландшафтный комплекс, никого не озаботил. Так тихо заканчивает свое существование ценнейший памятник истории и культуры, прекрасный архитектурно-ландшафтный и природный ансамбль XVIII века - усадьба «Никольское-Урюпино» князей Голицыных.

Аналогичная судьба ждет и усадьбу «Архангельское», если общество не сможет отстоять ее от напористых бизнесменов и нечистых на руку чиновников. Сначала от усадьбы отрежут ее еще оставшиеся исторические рощи. Затем на прекрасных перспективах, открывающихся от Дворца, появятся коттеджи. Затем …..

По существу общество сталкивается сегодня с проблемой изъятия из общественного оборота и утраты ценнейших исторических достопримечательных мест. Вместо того, чтобы создавать инфраструктуру и системно осваивать новые территории, администрации всех уровней варварски используют наследие, созданное стараниями наших предков и по праву принадлежащее всему обществу.

Это конфликт интересов общества и отдельных его членов. И конфликт этот не только хозяйственный, но и нравственный.

Беда в том, что государство сегодня вкладывает значительные средства из федерального бюджета, т.е. деньги всех россиян, чтобы восстановить исторические объекты «Архангельского», а чиновники среднего звена в это же время делают все, чтобы уничтожить этот исторический ансамбль. В свою очередь предприниматели стимулируют разрушительную деятельность чиновников, не задумываясь о том времени, когда все такие территории будут застроены. Где тогда будут гулять их дети, и какими словами будут вспоминать они деяния своих родителей?