Смекни!
smekni.com

Киевская Русь в IX НАЧАЛЕ XII веков (стр. 3 из 3)

Большинство жителей Киевской Руси было крещение на протяжении княжения Владимира, но немало оставалось и язычников. Часть новообращенных возвращались к языческим обрядам сразу после ухода княжеской рати из их местности. Особенно долго удерживалось язычество в дебрях Северо-Востока. Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI века, а окончательно утвердилась там новая вера к концу столетия.[17]

4 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всем – от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения:

1. Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престо их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного подчинения, а от князя – осознания своей высокой ответственности.

2. Владимир установил церковную иерархию и обеспечил ее материальным содержанием за счет «десятины» - особого налога. Появилась вторая структура власти, поддерживающая первую государственную.

3. Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племен в единый русский народ. Став христианином, православным, древлялин, тиверец и т.д. ощутил себя русским.

4. Изменилось международное положение Киевской Руси. Вчерашняя варварская держава вошла теперь на равных в семью европейских христианских народов.

5. Христианство вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли.

6. Христианство приобщило Русь к великой культуре Византии, а через нее и к античной культуре.

7. Сразу после крещения Русь получила письменность, что способствовало распространению грамотности. В XI веке стали появляться первые рукописные книги. Монастыри – центры культуры.

8. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству.

9. Получили развития ремесла, огородничество.[18]

ВЫВОД

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.[19]

Кроме всего прочего, христианство стало могучим фактором объединения для Руси. Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI – XII веков.[20]

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.[21]

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебное пособие «История Отечества». Л.П. Балакина, Челябинск, 1996 г.

2. Учебник «История России». А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.Д. Сивохина, Москва, 2005 г.

3. Учебное пособие «История Отечества», «Феникс» Ростов-на-Дону, 2004 г.


[1] Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 3.

[2] «История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.24.

[3] «История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.25.

[4] «История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.24.

[5] Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 15.

[6] «История России». А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник. Изд.2-е. Стр. 27-28.

[7] Балакина Л.П. «История Отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 16.

[8] «История России». А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник. Изд.2-е. Стр. 29.

[9] Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 20-22.

[10] «История России». А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник. Изд.2-е. Стр. 31-32.

[11] Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 17-18.

[12] «История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.26.

[13] «История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.26.

[14] «История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.26.

[15] «История Отечества». Учебное пособие для студентов ВУЗов. Изд.2-е. Стр.28.

[16] «История России». А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник. Изд.2-е. Стр. 28.

[17] Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 18-19.

[18] Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр. 19-20.

[19] История России». А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник. Изд.2-е. Стр. 28-29.

[20] Балакина Л.П. «История отечества». Учебное пособие для сам. подготовки. Ч.1. Стр.20.

[21] История России». А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Учебник. Изд.2-е. Стр. 29.