ПЛАН
Стр.
Введение....................................................................................................... | 3 | |
1. | Киевская Русь в конце IX - начале XII века ..................................... | 4 |
2. | Расцвет Киевской Руси (конец Х – первая половина XI в. ............. | 5 |
2.1 | Владимир I ........................................................................................... | 5 |
2.2 | Ярослав Мудрый ................................................................................. | 7 |
3. | Принятие Крещения............................................................................. | 12 |
4. | Историческое значение христианства ............................................. | 15 |
Вывод............................................................................................................ | 17 |
ВВЕДЕНИЕ
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная необходимая, зерцало их бытия и деятельности; скрижать откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего[1]».
Принятие христианства (православия) на Руси всегда рассматривалось как событие, которое принесло ей новую историческую судьбу, позволив покончить с языческим варварством и на равных войти в семью христианских народов Европы. Однако при этом подчеркивалось, что «крещение Руси» было длительным и сложным процессом, сопровождавшимся сохранением мощного пласта языческих верований.[2]
По мере усиления военно-политической интеграции и между княжествами на Руси и укрепления власти киевского князя росло единство Древнерусского государства. В условиях многобожия многообразия языческих культов встал вопрос о том, какой из богов в языческой Руси должен стать главным.[3]
В соседних с Русью странах уже утвердились монотеистические религии: ислам – в Волжской Булгарии, иудаизм – в Хазарии, христианство – в Византии. Приняли христианство такие славянские страны, как Польша и Чехия. Перед Древнерусский государством встала проблема выбора новой веры.[4]
1 КИЕВСКАЯ РУСЬ В КОНЦЕ IX - НАЧАЛЕ XII ВЕКА
С конца IX до примерно второй трети XII века Киевская Русь представляла собой государство, состоявшее из волостей, управлявшихся представителями династии Рюриковичей. Во главе княжеской иерархии стоял киевский князь. Теперь титулы «каган» и «великий князь» перестали употребляться, поскольку исчезла в них необходимость. Вся восточно-славянская территория находилась под непосредственной властью одного княжеского рода. Верховным правителем являлся тот, кто был старейшим в роде и княжил в Киеве. Князья – правители волостей являлись его вассалами. Волости сложились на основе территорий прежних союзов племенных княжеств, но их границы менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей территории.
Со складыванием к концу Х века структуры единого государства формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья из числа дружинников назначают посадников – наместников в городах; воевод – предводителей различных по численности и назначению военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества; сборщиков поземельных податей – данников; судебных чиновников – мечников и т.д.[5]
2 РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ Х – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI В.)
2.1 Владимир I
После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.
Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.
При Владимире I (980 – 1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.[6]
Княжение Владимира Святославича (980 – 1015) было периодом политической стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы.
В годы правления Владимира I продолжилось подчинение Киеву славянских племен. Так, в 984 году Владимир покорил радимичей, а еще до этого, в 981 – 982 годах дважды ходил в поход на непокорных вятичей и обложил их данью.
Киевский князь предпринимал частые нападения на земли сопредельных народов. В 981 году он отнял у поляков Перемышль и другие Червенские города, в 983 успешно воевал против ятвягов (древнелитовское племя), в 985 году ходил на болгар. Однако главной заботой по-прежнему оставалась борьба с кочевниками. Непрерывные нападения печенегов требовали укрепления юго-восточной границы. Владимир создал солидную оборонительную линию южнее Киева, построив ряд крепостей на Стугне, Суле, Десне и других реках. Из них особенно выделялись Переяславль и Белгород. Гарнизоны новых пограничных крепостей были набраны среди дружинников далеких северных земель (кривичей, вятичей и словен), чтобы привлечь к обороне государства все силы новой державы. Опираясь на эти линии Владимир оградил Русь от новых набегов. Кроме того, внезапности нападения он противопоставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошую службу дальней разведки, оповещения, связи. Могучие витязи, богатыри стали героями русских былин, народный эпос в былинах воспел и самого князя «Владимира Красное Солнышко».
Владимир стремился не только к политическому объединению восточно-славянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, реформировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь – бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком Киевском холме. Возглавлял пантеон Перун – бог-громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось. Неканонические идолы уничтожались. Язычество, казалось, переживало подъем; идолам приносились человеческие жертвы, князь и значительное число горожан с явным одобрением воспринимали эти кровавые ритуалы, которые, судя по всему, в предшествующие десятилетия были почти забыты (по крайней мере, в Киеве). Однако языческая реформа не удовлетворила князя Владимира. Искусственное возрождение религии предков оказалось делом бесперспективным. Это очень скоро почувствовал и сам Владимир. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.
Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от былой приверженности язычеству. Что заставило Владимира принять христианство? Только ли понимание государственной пользы христианства?
Психологически достоверное описание причин, подвигших Владимира к крещению, оставил известный русский богослов первой половины XIX века архиепископ Филарет (Гумилевский):
«Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью чужих и своих, сластолюбие грубое не могли не тяготить совести даже язычника. Владимир думал облегчить душу тем, что ставил новые кумиры на берегах Днепра и Волхова, украшал их серебром и золотом», приносил «жертвы перед ними. Мало того – пролил даже кровь двух христиан на жертвеннике идольском. Но все это, как чувствовал он, не доставляло покоя души – душа искала света и мира»[7].
2.2 Ярослав Мудрый
Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015 – 1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья – любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.[8]