План
Введение
1 Предклассическая эра
1.1 Ольмеки
2 Классическая эра
2.1 Теотиуакан
2.2 Майя в классическую эру
3 Послеклассическая эра
3.1 Ацтеки
4 Сводная таблица
Список литературы
Введение
Месоамериканская хронология — принятая методика описания истории доколумбовых цивилизаций Месоамерики в терминах именованных эр и периодов, начиная с самых ранних свидетельств наличия человеческих поселений и до раннего колониального периода, последовавшим за испанской колонизаций Америки.
Историки и археологи разделяют историю Месоамерики на три периода, каждый из которых описан ниже. Важно отметить, что указанные даты являются лишь оценками, и переходы от одного периода к другому не происходили одновременно и при одинаковых обстоятельствах у различных народов. Некоторые исследователи даже оспаривают эту евроцентрическую точку зрения, которая весьма похожа на хронологию Древней Греции.
Цивилизация Месоамерики является сложной комбинацией различных культур, которые возникали в различное время. Процессы, приводящие к образованию каждой из культурных систем Месоамерики, определялись не только внутренней динамикой соответствующего общества, но и внешними и эндогенными факторами — например, миграциями населения или природными катаклизмами.
1. Предклассическая эра
Предклассическая эра продолжалась с 2500 год до н. э. по 200 год н. э. Начало периода соотносят с появлением керамических предметов на западе региона, особенно в таких местах как Матанчен (штат Наярит) и Пуэрто-Маркес (штат Герреро). Некоторые исследователи полагают, что на раннее развитие гончарного дела в этой области повлияли связи между Южной Америкой и народами, живущими на тихоокеанском побережье современной Мексики. Появление керамики свидетельствует об оседлом образе жизни, который отличает месоамериканские народы от общин собирателей и охотников в пустынных районах на севере.
Предклассическую или формационную эру разделяют на три фазы: раннюю (2500—1200 гг. до н. э.), среднюю (1500—600 гг. до н. э.) и позднюю (600 год до н. э. — 200 год н. э.) В ходе первой фазы по всему региону распространилось гончарное искусство, наладилось выращивание маиса и других овощных культур, а также началась стратификация общества, которая привела к появлению первых иерархических образований у народов, населяющих берега Мексиканского залива. В начале предклассической эры движущей силой цивилизации Месоамерики выступала культура Капача — её керамические изделия были широко распространены в регионе.
К 2500 году до н. э. в низменных районах тихоокеанского побережья Гватемалы развивались небольшие поселения, такие как Ла-Бланка, Окос, Эль-Месак, Ухуште и другие, в которых была найдена старейшая в Гватемале керамика. С 2000 года до н. э. на тихоокеанском побережье появляется большое количество гончарных изделий. Недавние раскопки свидетельствуют о том, что высокогорные районы были временны́м мостом между ранними предклассическими деревнями тихоокеанского побережья и более поздними городами Петенского бассейна. В Монте-Альто возле поселения Эскинтла были найдены гигантские каменные головы и пузатые фигурки (исп. barrigones), датированные приблизительно 1800 годом до н. э.[1]
Около 1500 года до н. э. западные культуры пришли в упадок и ассимилировали с другими народами. В результате таких объединений в долине Мехико возникла культура Тлатилько, а на берегу Мексиканского залива — культура ольмеков. Ольмеки пошли по пути экспансии, которая позволила им создать монументальные архитектурные произведения в Сан-Лоренцо и Ла-Венте. Кроме того, ольмеки начали торговать как внутри своих территорий, так и с далёкими поселениями, расположенными в современных штатах Герреро и Морелос, а также Гватемале и Коста-Рике. Влияние ольмеков наблюдалось в поселении Сан-Хосе-Моготе на Оахакском плато, но к концу средней фазы предклассической эры оно вошло в зону влияния Монте-Альбана. В то же время в Бахио процветала культура Чупикаро, а ольмеки вошли в период упадка.
К значимым культурным событиям, случившимся в средний предклассический период, можно отнести разработку первых систем письменности и двадцатиричной системы исчисления в центре территории ольмеков, индейцами майя в бассейне Мирадор и сапотеками в Монте-Альбане. В этот период наблюдалась сильная стратификация общества. Связи между различными центрами власти привели в возвышению региональных элит, контролировавших природные ресурсы и крестьян. Такая социальная дифференциация была основана на обладании определёнными знаниями, такими как астрономия, письменность и основы коммерции. В средний предклассический период также появились зачатки урбанизации, характерные для классической эры. Такие города майя, как Накбе (~1000 г до н. э.), Эль-Мирадор (~650 г до н. э.), Сиваль (~350 г до н. э.) и Сан-Бартоло имели сходную с классической монументальную архитектуру. Эль-Мирадор в своё время являлся крупнейшим городом майя. Существует мнение, что примерно в 100 году н. э. цивилизация майя пережила падение и вновь возродилась в классическую эру, около 250 года. Некоторые города, такие как Тлатилько, Монте-Альбан и Куикуилько переживали период расцвета в конце предклассической эры. Численность же ольмеков уменьшилась, и они потеряли своё влияние.
К концу предклассической эры политическое и экономическое господство над регионом переместилось в поселения долины Мехико. Вокруг озера Тескоко несколько деревень, такие как Тлатилько и Куикуилько, выросли в настоящие города. Тлатилько являлся одним из основных центров того периода, его жители выращивали маис и ловили рыбу в озере Тескоко. Некоторые учёные полагают, что он был основан и населён предками современного народа отоми. Город располагался на северном берегу озера Тескоко и поддерживал крепкие связи с западными культурами. Куикуилько занимал склоны горного района Ахуско и контролировал торговлю в областях майя, в Оакахе и на берегу залива. Соперничество этих городов завершилось упадком Тлатилько, в то время как Монте-Альбан, расположенный в долине Оахаки начал культурно отдаляться от влияния ольмеков, используя их достижения и дополняя их культуру. На южном берегу Гватемалы поселение Каминальхуйу развивалось в направлении, которое позже станет классической культурой майя, хотя связи с народами центральной Мексикой и залива изначально предлагали свои культурные модели. Кроме запада, где развились традиция шахтовых могил, во всех регионах Месоамерики богатство городов росло, воплощались достаточно сложные схемы по градопланированию и сооружению монументов. Круглая пирамида в Куикуилько, центральная плаза Монте-Альбана и пирамида Луны в Теотиуакана были построены в это время.
Примерно в 0 году Куикуилько был заброшен и господство над Мексиканским бассейном перешло к Теотиуакану. В следующие два века так называемый «Город богов» консолидировал власть, став главным месоамериканским городом первого тысячелетия и ведущим политическим, экономическим и культурным центром на следующие семь веков.
1.1. Ольмеки
На протяжении многих лет к культуре ольмеков относились как к прародительнице всей месоамериканской культуры. Ольмеки оказали огромное влияние на развитие всего региона, однако в последнее время возникли предположения, что эта культура явилась результатом совместной деятельности всех современных ей народов и в конце концов проявилась в полном расцвете на берегах Веракруса и Табаско. Этническое единство ольмеков всё ещё достоверно не установлено. Основываясь на лингвистических данных большинство антропологов и археологов утверждают, что ольмеки были либо носителями ото-мангских языков либо (что более вероятно) предками современного народа соке (михе-сокской семьи), проживающего на севере Чьяпаса и Оахаки. Если верить второй гипотезе, племена соке мигрировали на юг после развала крупных центров на равнинах залива. Независимо от происхождения, эти носители ольмекской культуры переместились на подветренное побережье в 8-ом тысячелетии до н. э., вклинившись в прибрежные районы, заселённые прото-майянскими народностями. Это также объясняет отделение уастеков из северного Веракруса от остальных майянских народов, населявших территорию Юкатана и Гватемалы.
Ольмеки являются этапом в истории Месоамерики с точки зрения появления характеристик, определивших развитие региона. Среди таких особенностей — организация государства, разработка 260-дневного ритуального и 365-дневного светского календарей, первой системы письма и городского планирования. Зарождение и развитие этой культуры началось примерно в XIV веке до н. э. и продолжалось до XII века до н. э. Основными городами в центральном регионе были Ла-Вента, Сан-Лоренсо-Теночтитлан и Трес-Сапотес. Однако по всей Месоамерике расположены свидетельства того, что многочисленные города были оккупированы ольмеками, особенно в бассейне реки Бальсас, где был расположен город Теопантекуанитлан. Это поселение довольно загадочно, поскольку датируется несколькими веками ранее чем основные поселения на берегу Мексиканского залива, из-за чего возникали противоречия и появилась гипотеза о том, что культура ольмеков возникла именно в этом регионе.
Среди наиболее известных памятников ольмекской культуры — гигантские каменные головы, сделанные из монолитного куска до трёх метров в высоту и нескольких тонн веса. Эти шедевры ольмекской резьбы по камню особенно впечатляют, если принять во внимание недостаток металлических инструментов в Месоамерике и то, что головы расположены в нескольких десятках км от места выработки базальта, из которого они сделаны. Назначение этих монументов неизвестно, некоторые авторы предполагают, что это были памятные изваяния известных игроков в игру в мяч или изображениями правящей элиты ольмеков. Ольмеки также известны небольшими работами с резьбой на зеленчаке и других зелёных камнях (любая вулканическая порода, имеющая зелёный цвет).