Смекни!
smekni.com

Гроций, Гуго (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Юность
2 De Indis и Mare Liberum
3 Арминианский спор, арест, изгнание
4 О правде Христианской Религии
5 De Jure Belli ac Pacis
6 Последние годы
7 Интересные факты
8 Работы

Список литературы

Введение

Гуго Гроций (лат. Hugo Grotius) или Гуго де Гроот (нидерл. Hugo de Groot или Huig van Groot, Дельфт, 10 апреля 1583 года — Росток, 28 августа 1645 года) — голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт. Заложил основы науки международного права, основываясь на естественном праве.

1. Юность

Гуго Гроций родился во время Нидерландской буржуазной революции (Восьмидесятилетней войны). Его дед, бургундский дворянин, женился во Франкфурт-на-Майне на дочери голландца де Гроота и взял её фамилию, а отец, Иоганн (Ян) де Гроот, переехал в Голландию. Гуго был первым ребёнком в семье Яна де Грота и Алиды ван Оверсхи. Его отец был очень образованным (он учился в Лейдене вместе с великим Юстусом Липсиусом), а также политически активным человеком, и воспитывал сына с ранних лет в традиционной гуманистической традиции, основываясь на учении Аристотеля. Восьмилетним мальчиком Гроций уже писал латинские стихи.

Будучи чрезвычайно усердным учеником, Гуго поступил в Университет Лейдена, когда ему было всего одиннадцать лет (ректором университета был его дядя Корнелис). Здесь он удивлял учителей (Скалигера, Юния и др.) своими обширными познаниями, к которым, казалось, и университет не мог ничего прибавить. Он учился вместе с такими выдающимися интеллектуалами Северной Европы того времени, как Франц Юний (старший)[1], Иосиф Юстус Скалигер и Рудольф Снеллиус[2].

После окончания Лейденского университета в 1598 году Гроция пригласили сопровождать влиятельного чиновника, великого пенсионария провинции Голландия, Йохана ван Олденбарневелта, в дипломатической миссии во Францию. В возрасте пятнадцати лет Гроций попал на аудиенцию к королю Генриху IV, и его поразительные знания настолько восхитили двор, что король сказал: «Полюбуйтесь на чудо Голландии!». Гроций вращался в интеллектуальных кругах на протяжении всего своего пребывания во Франции, и до возвращения домой Университет Орлеана удостоил его степени доктора права.

Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой, выступая иногда и на ученом поприще; так он издал «Satiricon» Марциана Капеллы, снабдив его очень ценными комментариями. Тогда же он перевел и некоторые математические и астрономические сочинения классических писателей и написал три латинских трагедии («Adamus exul», «Christus patiens» и «Sophomphaneos»).

В Голландии Гроций был назначен адвокатом в Гааге в 1599 году, а позже официальным историографом Государства Голландия (на пост также претендовал Доминик Баудий, профессор риторики в Лейдене) в 1601 году. В 1604 году он впервые обратился к исследованию проблем международного права, когда был задействован в слушаниях по процессу о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе.

2. De Indis и Mare Liberum

Голландия находилась в состоянии войны с Испанией и Португалией (присоединена к владениям испанских Габсбургов Филиппом II в 1581 г. на основе личной унии), когда загруженное судно — португальская каррака «Санта Катарина» — было захвачено адмиралом Якобом ван Хемскерком в 1603 году. Она имела водоизмещение 1500 тонн и перевозила груз китайского фарфора, проданного потом на торгах в Амстердаме за 3,5 млн гульденов. Китайскую посуду в Голландии еще много лет называли «карраковым фарфором». Ван Хемскерк служил в Объединенной Амстердамской Компании (которая входила в Голландскую Ост-индскую Компанию), и, несмотря на то, что он не был уполномочен ни компанией, ни правительством на использование силы, многие из акционеров жаждали оставить принесенные им богатства. Не только правомерность сохранения приза. была спорной с точки зрения голландских законов, но и группа акционеров Компании (в основном, меннониты) также выступали против силового захвата, основываясь на своих моральных позициях, и, конечно же, португальцы требовали возвращения груза. Результатом скандала были публичные судебные слушанья и острая общественная (в том числе, международная) полемика по поводу данного вопроса. Спор приобрёл такую огласку, что представители Компании обратились к Гроцию, чтобы тот подготовил защиту для оправдания захвата.

Результатом творческих усилий Гроция в 1604—1605 годах был объемный, теоретически обоснованный трактат, который он предварительно назвал «De Indis». Гроций искал почву для защиты захвата в принципах естественного права, в принципе справедливости, который, по его мнению, был попран португальцами, что давало основание голландцам обратиться к силе. В этом он зашёл дальше, чем того требовало дело; его интересовала глубина проблемы и правомерность войны в целом. Трактат никогда не был опубликован полностью во время жизни Гроция. Рукопись была обнаружена в имуществе Гроция и опубликована в 1864 под названием «De Jure Praedae commentarius» («Комментарии о праве добычи»). Тем не менее, одна (XII) глава этого трактата была опубликована в виде памфлета под названием «Mare Liberum» («Свободное море») в 1609 г., а принципы, которые Гроций развил в этой работе, положили основу его зрелой работе, посвящённой международному праву, «De jure belli ac pacis» (1625 г.).

В «Mare Liberum» Гроций сформулировал новый принцип, что море было международной территорией и все народы свободны в использовании его для мореплавательной торговли. Гроций, заявляя о «свободном море», предоставлял подходящее идеологическое оправдание для политики Голландии.

Англия, жестко конкурирующая с Голландией за лидерство в мировой торговле, оспаривала эту идею и провозглашала свой суверенитет над водами вокруг Британских Островов. В труде «Mare clausum» (1635) Джон Селден. предпринял попытку доказать, что море на практике, по сути, имеет свойства сухопутной территории. Таким образом, Селден оправдывал притязания Англии в отношении установления суверенитета над морскими просторами. Автор естественно сталкивался с необходимостью объяснить отрицание подобных прав Испании и Португалии, которое проходило красной нитью в произведениях его соотечественников второй половины XVI века. Он объясняет данное противоречие отсутствием у пиренейских государств силы, способной подкрепить эти права.

3. Арминианский спор, арест, изгнание

Благодаря продолжению общения с ван Олденбарневелтом, Гроций значительное продвинулся в политической карьере, став постоянным советником Олденбаневелта в 1605 году, и потом Генеральным адвокатом[3] казны (в некоторых источниках — генерального казначея) Голландии, Зеландии и Фрисландии в 1605 году, и потом ратпенсионарием[4] Роттердама (эквивалент мэра) в 1613 году. В 1608 году он женился на Марии ван Рейгерсберген, которая родила ему восьмерых детей (четверо умерли в юности; в Стенфордской энциклопедии сказано, что у них было 3 дочери и 4 сына). Кроме того, она проявила выдающуюся стойкость которая помогла ему и всей семье пережить бурю, разразившуюся в их жизни.

В эти годы происходил острый теологический спор между сторонниками Якоба Арминия, главного богослова Лейдена с одной стороны, и ярыми кальвинистами, возглавляемыми Франциском Гомаром. В 1610 году, несколькими месяцами позже после смерти своего лидера, арминиане издали «Возражение» («Ремонстрация»), в которой провозглашалось фундаментальное отрицание позиций учения Кальвина, включая полное отрицание взгляда про божественное предопределение. Возглавляемые ван Олденбарневелтом, государство приняло позицию терпимости по отношению к спорящим, и к Гроцию обратились с тем, чтобы он написал эдикт, раскрывающий и следующий этой политике. Эдикт 1613 года содержал взгляды Гроция, которые он развивал в своих работах на тему церкви и государства: что только базовые принципы важны для основы общественного строя (то есть, существование Бога и Его провидения), и они должны приняты всеми, в то время как выбор взглядов на, зачастую, неопределённые теологические доктрины должен оставаться на личное усмотрение. Присутствие Гуго Гроция в лагере арминиан объясняется также включённостью его в среду крупной купеческой олигархии Голландии, самой богатой из семи провинций, которые входили в Республику Соединенных провинций (как стала называться отделившаяся от владений Габсбургов часть Нидерландов).

Эдикт не имел должного эффекта, и в республике вспыхнули вооружённые столкновения. Для достижения порядка ван Олденбарневелт предложил дать местным властям задействовать войска. Такие меры подорвали авторитет штатгальтера, Морица Нассауского, Принца Оранского, сына Вильгельма I («Молчаливого»). Мориц воспользовался возможностью укрепить превосходство Гомаристов, которых он поддерживал, и ликвидировать трудности в управлении, которые ему причинял ван Олденбарневелт (последний нарушил Двенадцатилетнее перемирие с Испанией 1609 года против воли Морица). Когда Генеральные Штаты Республики Соединенных провинций приняли сторону гомаристов, ван Олденбарневелт попытался мобилизовать военные силы провинции Голландия и продолжать борьбу вплоть до отделения от Республики Соединенных провинций. Но попытка мятежа провалилась, а арминианство позднее было осуждено как ересь (на синоде в Дордрехте в 1619 г.). Мориц приказал арестовать ван Олденбарневелта и Гроция 29 августа 1618 года. В конечном счёте, ван Олденбарневелт был казнён, а Гроция приговорили к пожизненному заключению в крепости Лувестейн (на реке Маас (Мёз)).

Лишь через 18 месяцев, в 1621 г., ему удалось бежать с помощью жены Марии и служанки. Подробности сам великий юрист излагает в стихотворении, обращенном к сундуку с книгами, в котором его вынесли из заточения. Затем в одежде каменщика он пересек французскую границу. В Нидерландах Голландский Национальный Музей и музей Принсенхоф в Дельфте заявляют о том, что именно в их коллекции находится этот книжный сундук.

Гроция хорошо встретили в Париже, где у него остались знакомства, и он так же был удостоен королевской пенсии от Людовика XIII. Именно во Франции Гроций написал свои лучшие труды.