2.1.2. Наступление советских войск под Сталинградом.
Операция «Уран»
План контрнаступления детально разрабатывался в Генеральном штабе с привлечением к этой работе командующих родами войск, а также с учетом предложений командующих фронтами Сталинградского направления. План контрнаступления, получивший условное наименование «Уран», отличался целеустремленностью и смелостью замысла. Наступление Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов должно было развернуться на территории площадью в 400 кв. км.[11] Войска, совершающие основной маневр на окружение группировки противника, должны были с боями преодолеть расстояние до 120 - 140км с севера и до 100км – с юга.[12] Предусматривалось создание двух фронтов окружения врага – внутреннего и внешнего. В первой половине ноября к Сталинграду были стянуты крупные силы советских войск, переброшены огромные потоки военных грузов. Сосредоточение соединений и перегруппировка их внутри фронтов проводились только в ночное время и тщательно маскировались. Командование вермахта не ожидало контрнаступления Красной Армии под Сталинградом. Это заблуждение поддерживалось ошибочными прогнозами немецкой разведки. По некоторым признакам гитлеровцы все же стали догадываться о готовящемся советском наступлении на юге, но основное им было неизвестно: масштабы и время наступления, состав ударных группировок и направления их ударов. Германское командование плохо понимало действительную обстановку. 17 ноября, за два дня до перехода советских войск в контрнаступление, Гитлер приказал 6-й армии пробиться к Волге в заводской части Сталинграда. Сообщив об этом всем командирам 6-й армии, «до командиров полков включительно», Паулюс от себя добавил: «Я убежден, что этот приказ вызовет новое воодушевление в наших храбрых войсках».[13] Никакого воодушевления этот приказ, конечно, вызвать не мог. Над обескровленными войсками гитлеровской 6-й армии уже нависла неотвратимая гибель. К рассматриваемому времени положение на Сталинградском направлении изменилось в пользу советских войск. (Приложение Б) На направлениях главных ударов советское командование создало превосходство сил.
19 ноября 1942г. Красная Армия перешла в контрнаступление под Сталинградом. (Приложение Г) Развивая наступление на юго-восточном направлении, подвижные соединения за первые два дня продвинулись на 35-40км, отразив все контратаки врага. Стрелковые соединения также решали поставленные задачи. Почувствовав угрозу окружения, командование 6-й немецкой армии пыталось оказать противодействие советскому наступлению, но безуспешно. 20 ноября перешел в наступление Сталинградский фронт. Его ударные группировки прорвали оборону 4-й танковой армии немцев и 4-й румынской армии, и в образовавшиеся бреши устремились подвижные соединения – 13-й и 4-й механизированные и 4-й кавалерийский корпуса.[14] Па фронте под Сталинградом обстановка коренным образом менялась. Командный пункт 6-й немецкой армии оказался под угрозой удара наступающих советских войск, и Паулюс вынужден был спешно перебросить его из Голубинского в Нижне-Чирскую. Противника захлестывала паника. 23 ноября, на пятые сутки после начала наступления, подвижные войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов замкнули кольцо окружения вокруг 6-й и части сил 4-й танковой немецких армий. Советские войска с большим искусством закрепляли достигнутый успех. За время с 24 ноября до середины декабря в ходе упорных боев вокруг группировки противника возник сплошной внутренний фронт окружения. Активные боевые действия велись и на огромном внешнем фронте, который был создан в ходе наступательной операции. Стратегическая инициатива перешла в руки советского командования. Однако противник ожесточенно сопротивлялся. Попытки ликвидировать окруженную группировку с ходу не принесли ожидаемых результатов. Оказалось, что был допущен серьезный просчет в оценке ее численного состава. Первоначально считалось, что под командованием Паулюса находится 85-90тыс. человек, а фактически их было свыше 300тыс. Поэтому ликвидация окруженного врага требовала тщательной подготовки и была отложена. В это время 6-я армия еще могла попытаться пробиться из окружения, пока охватившее ее кольцо советских войск не уплотнилось. Однако стратегическое руководство вермахта, испытывая страх перед отступлением, держало армию Паулюса в «котле», обнаруживая полное непонимание глубины возникшего под Сталинградом кризиса. Главное командование вермахта готовилось деблокировать окруженные в районе Сталинграда войска. Эти замыслы противника были разгаданы советским командованием, которое своевременно приняло контрмеры.
К 31 декабря войска Сталинградского фронта, действовавшие на котельниковском направлении, окончательно разгромили 4-ю румынскую армию, а 4-й немецкой танковой армии нанесли тяжелые потери и отбросили ее на 200-250км от Сталинграда.[15] Примерно в это же время, во второй половине декабря, войска Юго-Западного фронта и часть сил Воронежского фронта провели операцию «Малый Сатурн». Боевые действия развернулись северо-западнее Сталинграда, в районе Среднего Дона, где оборону держали 8-я итальянская армия, немецкая оперативная группа «Холлидт» и остатки 3-й румынской армии, всего около 27 дивизий, в том числе 4 танковые.[16] Наступление началось утром 16 декабря. Советские войска в результате ожесточенных боев на нескольких направлениях прорвали оборону 8-й итальянской армии и форсировали Дон. Началось беспорядочное отступление. Войска Юго-Западного фронта стремительно продвигались в южном и юго-восточном направлениях. Фронт противника был сокрушен на протяжении до 340км. Советские войска, продвинувшись на 150-200км.[17] Противник вынужден был спешно перебрасывать против советского Юго-Западного фронта войска, предназначавшиеся для деблокирующего удара на Сталинград. Манштейн перегруппировывал свои силы, пытаясь приостановить дальнейшее продвижение войск Юго-Западного фронта к Ростову-на-Дону. Однако главный замысел операции «Малый Сатурн» был осуществлен. Советские войска в ходе наступления на Среднем Дону разгромили основные силы 8-й итальянской армии, оперативной группы «Холлидт» и остатки сил 3-й румынской армии. Немецкое командование оказалось бессильным восстановить фронт на Волге. Больше того, в ходе декабрьских операций на Среднем Дону и в районе Котельникова противник понес огромные потери, и военные события продолжали развиваться не в его пользу.
2.1.3. Операция «Кольцо». Завершение Сталинградской битвы
К началу января 1943г. Сталинградский фронт был преобразован в Южный фронт. Его войска и Северная группа войск Закавказского фронта вели наступательные действия против немецко-фашистской группы армий «А», отходившей с Северного Кавказа. Юго-Западный фронт наступал в Донбассе, а Воронежский – на Верхнем Дону.[18] Все это свидетельствовало о том, что агрессивные планы гитлеровского рейха терпели провал на всем южном крыле советско-германского фронта.
В Сталинградской битве развертывались последние драматические события. К концу декабря 1942г. внешний фронт отодвинулся от окруженной под Сталинградом группировки на 200-250км.[19] Кольцо советских войск, непосредственно охватывающее противника, составляло внутренний фронт. Противник, опираясь на сильную и глубокую оборону, упорно сопротивлялся. Однако обреченность окруженной группировки с каждым днем становилась все более очевидной. Верховное командование вермахта, несмотря на бесперспективность сопротивления окруженной группировки, продолжало требовать борьбы «до последнего солдата». Все это, конечно, не могло изменить неизбежный ход событий.