Смекни!
smekni.com

Нерон 2 (стр. 5 из 5)

8. После смерти

Дозволение на погребение тела императора было дано Икелом, вольноотпущенником и клиентом Гальбы. Никто не хотел заниматься похоронами бывшего императора. Узнав об этом, его бывшая любовница Акта, а также кормилицы Эклога и Александрия, завернули его останки в белые одежды и предали огню. Прах его поместили в родовой усыпальнице Домициев на Садовом холме[39] (совр. Пинций в Риме).

Согласно Светонию и Диону Кассию, римляне приветствовали смерть Нерона[40][41]. Тацит утверждает, что Сенат и верхние классы общества были рады смерти императора, а нижние классы наоборот были опечалены таким оборотом событий[42]. В восточных провинциях смерть императора оплакивали еще долгое время, о чем Веспасиану писал в письмах Аполлоний Тианский[43].

Имя Нерона было стерто с нескольких монументов, а под многими его изображениями поставили другие имена[44]. Тем не менее нет сведений о том, что память Нерона была приговорена Сенатом к проклятью (лат. Damnatio memoriae)[45].

С Нероном закончилась династия Юлиев-Клавдиев. Четверо претендентов на титул императора развязали гражданскую войну, продолжавшуюся весь следующий год. Все четверо примерили на себя пурпурные тоги римских императоров. Причем двое, Отон и Вителлий, в своих речах обещали римлянам продолжение того политического и экономического курса, который вел Нерон. В самом конце июня 69 года войска командующего восточными легионами Веспасиана разбили силы Вителлия при Кремоне, после чего Веспасиан вступил в Рим, где 1 июля был провозглашен императором, основав тем самым новую династию — Флавиев.

Смерть Нерона нашла отражение во всей следующей истории Римского государства. Был создан прецедент — следующий император может не быть потомком предыдущего и, вообще может не быть связан с ним родственными узами[46]. Во время гражданской войны 69 года возникало несколько Лже-Неронов. Более того, во время правления Гальбы, видя что власть императора непрочна, Нимфидий Сабин решил попытать счастья и объявил себя сыном Калигулы[47]. Последний из Лже-Неронов был казнён через 20 лет после смерти императора — во времена правления Домициана[48]. Вообще же фигура императора оставалась популярна и обсуждаема в Риме долгие годы. Аврелий Августин писал, что легенды о возвращении Нерона рассказывали почти через три столетия после его смерти, в 422 году[49].

9. Нерон и религии

Имя Нерона связано с иудаизмом и христианством.

Иудеи считают, что Нерон был первым и единственным римским императором, принявшим иудаизм. Согласно легенде, после начала иудейского восстания 66 года, Нерон прибыл в Иерусалим и, по иудейской традиции, приказал своим лучникам выстрелить стрелы по четырем сторонам света. Все стрелы упали в пределах города. После этого он остановил проходящего мимо мальчика и спросил, какой стих тот выучил сегодня. Мальчик продекламировал ему:

И совершу мщение Мое над Едомом рукою народа Моего, Израиля; и они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Мое, говорит Господь Бог.

— [50]

Нерон был напуган и в спешке покинул Иерусалим, поручив подавление восстания Веспасиану, а по прибытии в Рим принял иудаизм[51].

Однако римские источники нигде не упоминают об этом. Более того, в то время об иудаизме римские авторы отзывались как о религии варварской и безнравственной[52].

В христианстве, преимущественно со ссылкой на церковного историка IV-го века Евсевия, Нерона считают первым гонителем христиан[53]. Данную точку зрения поддерживают некоторые исследователи церковной истории (М. Э. Поснов[54] и др.). Однако, данная точка зрения является весьма сомнительной, так как ничего о нероновых гонениях на христиан не говорят Иосиф Флавий, Плутарх, Плиний, Марциал, Дион Кассий[55], а сообщение Тацита о гонениях на христиан большинством историков признается позднейшей вставкой[56], в частности, из-за того, что данного текста не знали Тертуллиан, Ориген, Лактанций, Евсевий, Иероним и Августин[55]. Так и христианский писатель и теолог Тертуллиан отрицал существование «неронова декрета» против христиан[57].

Также, согласно церковному преданию, при Нероне были убиты апостолы Петр и Павел[58]. По утверждению историка А. Донини, «преданию было угодно также связать репрессии 64 г. с мучениченичеством двух главнейших апостолов…, приобщившихся в смерти к благочестивым верующим. Но требуется дожидаться начала III в., чтобы встретить некоего церковного писателя, уверявшего, будто он знает, где обнаружены „трофеи“ апостолов, или их погребальные стелы: в районе Ватикана и на улице Остьензе»[57].

10. Нерон в античной историографии

Фигура Нерона весьма неоднозначно оценивалась его современниками. Наиболее подробные изложения содержатся в XIII—XVI книгах «Анналов» Тацита (написаны в начале II века), и в сочинении Гая Светония Транквилла: «Жизнь двенадцати Цезарей», помимо биографии самого Нерона, он упоминается в биографиях «Калигула», «Божественный Клавдий», «Гальба», «Веспасиан».

Бывшие современниками Нерона Сенека[59] и Лукан[60] дают прекрасный отзыв о временах его правления, что, впрочем, неудивительно.

Иосиф Флавий (конец I века, автор сочинений «Иудейские древности» и «Иудейская война») прямо писал о подтасовках фактов другими историками:

Многие писатели повествовали о Нероне; одни из них, которым он оказывал благодеяния, из признательности к нему извращали истину, другие из ненависти и вражды настолько налгали на него, что не заслуживают никакого извинения. Впрочем, мне не приходится удивляться тем, кто сообщил о Нероне столь лживые данные, так как эти люди не говорили истины даже относительно предшественников его, несмотря на то, что они не имели никакого повода относиться неприязненно к ним и жили гораздо позже их.

— [61]

Труды, упомянутые Иосифом Флавием, не сохранились, но были использованы Тацитом и Светонием, писавшими несколько позднее. Из сохранившихся источников имеется весьма негативный отзыв Светония на все время правления императора. С другой стороны, переживший описываемые события ребенком Тацит куда более сдержан в критике императора, и сам пишет следующее:

Деяния Тиберия и Гая, а также Клавдия и Нерона, покуда они были всесильны, из страха пред ними были излагаемы лживо, а когда их не стало — под воздействием оставленной ими по себе ещё свежей ненависти.

— [62]

С другой стороны, большое количество античных авторов, писавших уже после смерти императора, весьма лестно отзываются о его правлении и упоминают о предвзятом отношении к нему.

Дион Хрисостом пишет, что римляне были счастливы во времена Нерона, и желали бы, чтобы он правил вечно[63].

Плиний Старший, наоборот, называет Нерона «врагом человечества»[64].

Описание правления Нерона историка III века, Диона Кассия (книги 61—63 его «Римской истории») большей частью утеряно, а те фрагменты, которые сохранились, были изменены Ксифилином в XI веке.

Список литературы:

1. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. — Нерон, 1.

2. Светоний. Нерон, 9.

3. Дион Кассий. Римская история, 10a, 1—3.

4. Светоний. Нерон, 5.

5. Публий Корнелий Тацит. Анналы, XIV, 3—7.

6. Тацит. Анналы, XIV, 8.

7. Тацит. Анналы, XIV, 10—12.

8. Тацит. Анналы, XIV, 9; Antony A. Barret Agrippina. Sex, Power And Politics In The Early Empire. — Yale University Press, New Haven and London, 1996. — ISBN 0-300-07856-0.

9. Тацит. Анналы, XIII, 25.

10. Дион Кассий. Римская история.

11. «Словарь античности». Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1989

12. Светоний. Нерон, 37.

13. Тацит. Анналы, XIII, 3. См. также: Светоний. Нерон, 52.

14. Светоний. Нерон, 52.

15. Светоний. Нерон, 38, 2; Ювенал. Сатиры, VIII, 220; Дион Кассий, LXII, 29, 2.

16. Светоний. Лукан, 2; схолии к «Фарсалии» Лукана III 261; Плиний Старший. Естественная история, XXXVII, 50.

17. Светоний. Нерон, 24, 2.

18. Сенека. О природе, I, 5, 6.

19. Светоний. Нерон, 38.

20. Тацит. Анналы, XV, 38—43.

21. Античные писатели. Словарь. — СПб.: изд-во «Лань», 1999.

22. Тацит. Анналы, XV, 45.

23. Амфитеатров А. В. Зверь из бездны. — М.: «Алгоритм», 1996. — Кн. 4. — С. 324. — ISBN 5-7287-0091-8.

24. Тацит. Анналы, XV, 44.

25. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. — М., 1990. — С. 172

26. Полиен «Военные хитрости» VIII. 62

27. Pagán, Victoria Emma. Conspiracy Narratives in Roman History. Austin, TX: University of Texas Press, 2004. Pp. ix + 197. ISBN 0-292-70561-1

28. Тацит. Анналы, XV, 52.

29. Тацит. Анналы, XVI, 6; Светоний. Нерон, 35, 3.

30. Светоний. Нерон, 35, 1.

31. Светоний. Нерон, 28, 1; Дион Кассий, LXII, 28, 3.

32. Светоний. Нерон, 29, 1.

33. Светоний. Нерон, 29, 1; Тацит. Анналы, XV, 37; Дион Кассий. LXIII, 13, 2; Аврелий Виктор. О цезарях. V, 5; Сульпиций Север. Хроника. II, 28, 2.

34. Светоний. Нерон, 39, 1.

35. Светоний. Нерон, 19, 2.

36. Светоний. Нерон.

37. Светоний. Нерон, 47.

38. Гомер, Илиада, 10.535

39. Светоний. Нерон, 50.

40. Дион Кассий. Римская история, 68.

41. Светоний. Нерон, 57.

42. Тацит. Истории, I, 4—5.

43. Филострат II, «Жизнь Аполлония» 5.41

44. Edward Champlin, «Nero», President and Fellows Of Harward College, 2003

45. John Pollini, Review of Mutilation and Transformation: Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture by Eric R. Varner, The Art Bulletin (September 2006)

46. Тацит. Истории, I, 4.

47. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — Гальба, 9.

48. Тацит. Истории, I, 2.

49. Аврелий Августин, «О граде Божием», XX, 19.3

50. Книга пророка Иезекииля XXV, 14

51. Талмуд, Трактат Гитин

52. Isaac, Benjamin (2004) The Invention of Racism in Classical Antiquity pp. 440—491. Princeton

53. Евсевий Кесарийский «Церковная история» II, 25.4

54. Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Киев, 1991. С. 94

55. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). — М., 1979. — С. 180.

56. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. — М., 1990. — С. 172.

57. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). — М., 1979. — С. 182.

58. Евсевий Кесарийский Церковная история II, 25.5

59. Сенека Отыквление божественного Клавдия, 4.

60. Марк Анней Лукан. Фарсалия, I 33—66.

61. Иосиф Флавий. «Иудейские древности», XX, 87.3

62. Тацит. Анналы, I, 1.

63. Дион Хрисостом. Беседа XXI, «О красоте».

64. Плиний Старший. Естественная история, VII. 8. 46.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Нерон