январе 1918 г. Л.Д. Троцкий предложил формулу: "Войну прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем". В.И. Ленин поддерживал эту позицию до того момента, пока германская сторона не предъявила ультиматум: либо подписать мир на германских условиях, либо германские войска открывают военные действия.
Правящие круги Германии ставили задачу навязать России сепаратный мир, за счет свертывания Восточного фронта перебросить войска и укрепить Западный фронт, добиться более благоприятных условий мирного договора со стороны Антанты. 18 февраля 1918 г. (после отклонения советской стороной ультиматума) германские и австро-венгерские войска перешли в наступление по всей линии фронта, остановить которое удалось с большим трудом. Возобновились переговоры, и 3 марта 1918 г. был подписан Брестский мир, положивший конец участию России в войне. Страна получила необходимую ей мирную передышку, но Советская Россия должна была выплатить Германии 3-миллиардную контрибуцию, от нее отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша, Прибалтика (условия горького и тяжелого Брестского мира были аннулированы после того, как в Германии 9 ноября 1918 г. началась революция).
Экономика России в годы I мировой войны. Война явилась серьезным испытанием для российской экономики. Были нарушены традиционные экономические рыночные связи. Не приспособленной к военному положению оказалась транспортная система страны. Ярко проявились слабость экономических ресурсов и техническое отставание промышленности, что вело к хозяйственной разрухе. С началом войны сократились добыча нефти, угля, производство металла. Закрывались заводы: одни – из-за нехватки сырья, другие – в результате невозможности получить необходимые станки и оборудование за границей. Тяжелые последствия, несмотря на осуществлявшуюся эвакуацию, имела оккупация ряда областей Российской империи, промышленность которых давала до войны 1/5 часть стоимости валовой продукции страны. Производительность труда в промышленности в первый год войны резко упала из-за мобилизации на фронт квалифицированных рабочих. В последующие годы рост ее наблюдался только в военных отраслях, получивших приоритетное развитие.
Правящие круги России взяли курс на форсирование производства продукции военного назначения. Создавалась сеть новых заводов по производству винтовок, орудий, взрывчатых веществ и т.д. Сотни мелких заводов, мастерских привлекли к обеспечению нужд фронта. В Петрограде действовал Комитет военно-научной помощи – объединение выдающихся российских ученых, внедрявших свои изобретения, усовершенствования в военное производство. В результате принятых мер в период с января 1915 г. по январь 1916 г. возросло производство продукции металлообрабатывающей (на 300 %) и химической (на 250 %) промышленности, производство винтовок (в 3 раза), орудий (в 4-8 раз), боеприпасов (в 2,5-5 раз) и других вооружений. И хотя перестройка экономики на военный лад происходила медленно, к 1916 г. положение с обеспечением армии начало выправляться. Войска получили в достаточном количестве снаряды и патроны, снаряжение, обмундирование, обувь (правда, по сравнению с противником все еще низкой оставалась насыщенность пулеметами, тяжелыми орудиями, самолетами). Однако колоссальный рост вооружений и военного имущества осуществлялся за счет отраслей, производивших мирную продукцию; начиная с 1917 г. они находились в глубоком кризисе. Промышленные предприятия, не связанные военными заказами, сокращали выпуск продукции. Закрывались мелкие предприятия. Так, ценой перенапряжения экономики Россия выходила из кризиса в снабжении армии оружием и боеприпасами.
Ведение войны сопровождалось увеличением военных расходов и падением жизненного уровня основной массы населения. Общие расходы на войну к марту 1917 г
уже превысили 30 млрд. руб., что привело к увеличению общего количества денег в стране. Покупательная способность рубля упала, цены возросли. В условиях обесценивания денег и дефицита, вызванного сокращением производства гражданской продукции, товарно-денежные отношения постепенно вытеснялись натуральным обменом. Росла спекуляция.
Сильно пострадало в результате войны сельское хозяйство, прежде всего потому, что лишилось рабочих рук (в армию была призвана почти половина мужчин-крестьян). В сельском хозяйстве, как и в промышленности, широкое распространение получил труд женщин и подростков (к 1917 г. его доля в промышленности составила уже 54%), а также военнопленных (около 600 тыс. чел.), но он был малопроизводителен. Резко сократились посевные площади (в том числе и в результате оккупации), поголовье крупного рогатого скота и лошадей, урожайность зерновых. Уменьшился валовой сбор хлеба, но в первую очередь упало производство товарного хлеба. Были сорваны хлебозаготовки. Продовольственный кризис, порожденный войной, грозил голодом. В 1916 г. правительство вынуждено было прибегнуть к такой мере, как продразверстка – изъятие у крестьян излишков хлеба. Но проблему решить не удалось.
Первая мировая война, выявив недостатки экономики России, вместе с тем ускорила развитие капитализма. Усилилась концентрация производства и капитала: наблюдался рост численности акционерных обществ; создавались тресты и концерны, поддерживаемые капиталом. Между монополиями шла жесткая борьба за рынок и военные заказы, за источники сырья, топлива.
Значительно возросла роль банков, усилился финансовый капитал. К 1917 г. крупнейшие российские банки господствовали в железнодорожных обществах, машиностроении, контролировали до 60 % акционерных капиталов в черной и цветной металлургии, нефтяной, лесной и многих иных отраслях промышленности. Новые средства вливались преимущественно в военную промышленность, дававшую огромные прибыли финансовой олигархии.
Для распределения военных заказов и поставок, для мобилизации промышленности на нужды войны были созданы по инициативе российской буржуазии специальные органы. В начале войны были созданы Земский и Городской союзы, позже (в 1915 г.) – Объединенный комитет Всероссийского земского союза и Союза городов (Земгор). Земгор с согласия правительства (которое рассчитывало с его помощью разгрузить крупные военные заводы от производства ряда предметов) осуществлял некоторые государственные, военно-хозяйственные функции: мобилизация в военных целях кустарной промышленности и распределение заказов, организация заготовки сырья и материалов, содействие эвакуации промышленных предприятий, размещение беженцев, военно-санитар¬ное дело и др.
В мае 1915 г. было принято решение о создании Военно-промышленных комитетов (утверждено императором в августе 1915 г.). Военно-промышленные комитеты (ВПК) – общественные организации, созданные во время Первой мировой войны для содействия правительству в мобилизации промышленности под лозунгом “Все для фронта, все для победы”. Территориальные и функциональные подразделения возглавлял Центральный военно-промышленный комитет (ЦВПК). ВПК сыграли определенную роль в привлечении к выполнению заказов мелких и средних предприятий, приспособлении промышленного производства к нуждам войны. Земгор и ЦВПК своей деятельностью способствовали усилению влияния торгово-промышленной буржуазии и либеральных помещиков, стали одной из опор “Прогрессивного блока” (объеди¬нявшего в Думе широкую оппозицию самодержавию).
Наряду с ростом активности и организованности буржуазии в годы войны заметно усилилась роль государства в экономике страны. Расширилась государственная собственность за счет строительства железных дорог и военных заводов; многие заводы были взяты под специальный надзор. Кроме того, были созданы органы прямого государственного регулирования. Так, в 1915 г. образовались правительственные Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам, артиллерийскому снаряжению. С работой Особых совещаний была тесно связана деятельность ВПК и Земгора. Представители Военно-промышленных комитетов входили (с правом совещательного голоса) в состав Особых совещаний, но не участвовали в Особых совещаниях по продовольствию и перевозкам. Особые совещания ведали распределением заказов, сырья, топлива, оборудования, рабочей силы, продовольствия, устанавливали цены и очередность перевозок. Через эти органы государство координировало и регулировало не только военное производство, но и экономику в целом.
Создание государственных регулирующих органов в важнейших отраслях промышленности происходило по инициативе и при активном участии монополистической буржуазии. Вместе с тем буржуазия, не обладавшая достаточной политической властью, во многих случаях противилась вмешательству государства в промышленное производство. В настороженном отношении российского крупного капитала к активизации государственного вмешательства в экономическую жизнь не было ничего исключительного, присущего лишь для России. Однако для определенных опасений все же имелись большие основания: усиливавшиеся тенденции к расширению вмешательства правительства в сферу государственного регулирования экономики все более и более шли вразрез с другой тенденцией, также порожденной условиями военного времени, – тенденцией к укреплению позиций различных предпринимательских организаций. Царизм, не имея реальных возможностей обеспечить дело государственного регулирования экономики без монополистических союзов и предпринимательских организаций, допускал лишь такие способы и формы контроля, регламентаций и управления, которые не могли всерьез угрожать бюрократическому всевластию и оставляли чиновникам потенциальные возможности вмешательства в дела капиталистических монополий, хотя и предоставляли им известные конкретные функции в деле регулирования той или иной отрасли экономики.
Итак, в России в годы Первой мировой войны, как и в других странах, усилилась тенденция вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, развивались элементы государственно-монополистического капитализма (ГМК). Однако уровень развития ГМК в России не достиг той степени зрелости, когда происходит подчинение государственного аппарата монополиям. Этот процесс сковывался и притормаживался существовавшим в стране политическим строем. Стремление же государства в экстремальных условиях военного времени руководить всей хозяйственной жизнью страны традиционными методами произвольного казенно-бюрократического вмешательства, попечительства и опеки не могло не обусловливать громоздкости, нерациональности и неэффективности стихийно складывавшейся системы ГМК, оказывая тем самым отрицательное воздействие на всю экономическую жизнь.
Складывание государственно-монополистического капитализма не предотвратило хозяйственной разрухи и продовольственного кризиса. Экономические трудности заставили правительство обратиться за помощью к союзникам. Россия остро нуждалась в