Смекни!
smekni.com

Темплеры (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Возникновение и первые годы деятельности
1.1 Соединённые Штаты Америки
1.2 Российская империя

2 Начало двадцатого века
3 Годы британского мандата в Палестине
4 Вторая мировая война
5 После Второй мировой войны


Список литературы

Введение

Те́мплеры (от нем. Tempel (русс.пр. «темпель») — храм, нем. Tempelgesellschaft«Храмовое общество», известны также как Общество друзей Иерусалима, нем. Jerusalemfreunde)[1] — лютеранская секта, состоявшая из выходцев из Германии. С 1860-х по 1930-е годы темплеры создавали колонии в Палестине. В 1939 году частично депортированы из Палестины британскими властями как граждане нацистской Германии, а после образования Израиля оставшиеся палестинские темплеры депортированы из-за прежних связей с нацистским режимом. В настоящее время проживают в основном в Австралии и Германии. Разрыв с официальной церковью привел к основанию в 1862 году «Der Deutsche Tempel» — религиозной независимой организации.

1. Возникновение и первые годы деятельности

«Храмовое общество» было основано 19 июня 1861 года лютеранским священником Кристофом Хофманом (Christof Hoffmann, 1815—1885), который выдвинул идею о создании нового народа нем. Das Volk Gottes (русс.пр. «фолькготтес») — «Народ Бога», которые будут следовать основным ценностям христианства и в основе идеологии которых лежит семья и община, способные положить конец экономическим и общественным раздорам. В этот день в Людвигсбурге, недалеко от Штутгарта, состоялось собрание Общества друзей Иерусалима, организации, основанной в 1854 году Хоффманом и его единомышленниками Кристофом Паулюсом, Георгом Хардегом и Луисом Хёном[2]. Идеология темплеров восходит к пиетизму, течению внутри лютеранства, видным деятелем которого был отец Кристофа Хофмана, Готлиб. От Готлиба Кристоф почерпнул идею Царства Божьего на Земле. Кристоф Хоффман призвал всех истинных верующих «выйти из Вавилона», а позже развил эту идею, призывая переселяться в Палестину, где надлежит построить Храм Божий (Сайт Общества темплеров в Австралии подчёркивает[3], что имелось в виду не здание, а библейский образ человечества как духовного храма Христа на Земле[4]). Ещё в 1854 году Хоффман-младший начал издавать газету «Süddeutsche Warte» (с 1877 года «Warte des Tempels»), где публиковал призывы к «детям Божьим» собираться в Иерусалиме.

Хоффман с единомышленниками основал школу под Марбахом (Вюртемберг). В 1858 году делегация группы Хоффмана отправилась в Палестину, чтобы оценить возможности создания поселений, а в 1860 году в Палестину были направлены пять первых поселенцев. В 1866 году было основано поселение близ Назарета, а в 1869 году колония в Хайфе. Среди созданных позже поселений были Сарона, на территории современного Тель-Авива, и Вальхалла, на территории Яффы. В 1878 году штаб-квартира Общества и школа «Lyceum Tempelstift» перенесены в Иерусалим. Кристоф Хоффман оставался лидером движения до своей смерти в 1885 году, его сменил Кристоф Паулюс, а в 1890 году движение возглавил сын Хоффмана, тоже Кристоф.

Идеология темплеров быстро отошла от пиетистских истоков, превратившись в гуманистическо-рационалистическое учение. Ещё в 1859 году Хоффман и его последователи были отлучены от евангелической церкви[2]. В 1877—1882 годах Хоффман опубликовал серию из пяти посланий, в которых подвергал критике доктрины Троицы, предсуществования Христа, примирения и оправдания с рационалистических позиций, что привело к разрыву между ним и рядом его бывших соратников. Тем не менее от общехристианских идей и стремления к праведной жизни темплеры не отказались[5]. С 1893 по 1897 год также существовал раскол внутри самого темплерского движения: отколовшаяся группа «свободных темплеров» из Хайфы разошлась с главной частью движения в вопросах о его целях и задачах[2]. Одной из высших ценностей, по словам современника, возведённой в религиозный принцип, для Друзей Иерусалима в это время является хорошее образование, и они постоянно изыскивают средства для открытия новых школ и училищ[6].

1.1. Соединённые Штаты Америки

В 1863 году американская ветвь Общества друзей Иерусалима, Американские Темплеры (англ. Templers of America), начинает свою деятельность в Буффало. В 1885 году в Канзасе основано поселение темплеров Темпельфельд (в настоящее время город Джипсум).

1.2. Российская империя

Течение темплеров приобрело своих сторонников и среди украинских и кубанских меннонитов, которых с ним познакомил Николай Шмидт. Первая община Общества друзей Иерусалима была основана на Украине в меннонитском поселении Молочна-Гальбштадт в 1863 году, а в 1868 году были основаны поселения Темпельгоф и Орбельяновка на Кавказе, к которым позже добавились Александерфельд и Вольдемфюрст. В конце века были основаны новые колонии, Ольгино и Романовка. В последней трети века многие поселенцы с Кавказа целыми семьями переселялись в Палестину[6]. В 90-е годы девятнадцатого и начале двадцатого века в связи с финансовыми трудностями часть палестинских немцев, в том числе и темплеров, эмигрировала в Германскую Восточную Африку[7].

2. Начало двадцатого века

После визита кайзера Вильгельма в Палестину в 1898 году, во время которого он встречался в том числе и с темплерами, с монаршего благословения было основано Общество поддержки немецких поселений в Палестине со стартовым капиталом свыше 128 тысяч марок[2].

В 1902 году было основано новое поселение темплеров, Вильгельма близ Лода. В него переселились семьи темплеров и меннонитов с Кавказа. В 1906 году основано поселение Вифлеем Галилейский (Бейт-Лехем ха-Глилит). Исследователи сходятся во мнении, что методы хозяйствования, технология и поселенческая тактика темплеров оказали влияние на параллельную практику сионистских поселений того периода в Палестине[8][9]; более того, даже в городах влияние темплерской культуры было ощутимо, как, например, в Хайфе, где улицы были специально расширены для проезда гужевого транспорта и автомобилей. В 1885 году темплер Готлиб Шумахер был назначен местными властями главным инженером района Акры и выдвинул целый ряд планов (порт в Хайфе, мост через реку Кишон, железнодорожное сообщение с Дамаском и другие), лишь немногие из которых были осуществлены в его время. Шумахер был автором первого городского плана Зихрон-Яакова, а другой инженер-темплер, Теодор Зандель, — плана Петах-Тиквы[8].

Благодаря темплерам за рубежом стали популярны яффские апельсины[10]. Темплеры также наладили выпуск мыла из оливкового масла, и «мыло из Святой Земли» также стало известным за границей брендом. Темплеры первыми в Палестине начали разводить коров. Сионистский деятель Артур Руппин в начале века, сравнивая еврейские хозяйства с темплерскими, зявил, что евреи не станут настоящими фермерами, пока еврейки не научатся доить коров[8].

· Темплерская архитектура в Израиле

· Общинный дом в Бейт-Лехем ха-Глилит

· Народный дом в Немецкой колонии, Хайфа

· Церковь темплеров в Алоней-Абба (бывш. Вальдхайм)

· Темплерский дом в бывшем поселении Сарона, Тель-Авив

В 1917 году британские войска заняли Палестину. Свыше 800 немцев-темплеров были интернированы до конца войны в Хелуане (Египет) как подданные враждебной державы. В 1919 году около трёхсот из них вернулись в Германию, а в 1920 году Великобритания согласилась на возвращение оставшихся темплеров в Палестину. Мандатные власти в Палестине выплатили поселенцам компенсацию в размере пятидесяти процентов от стоимости погибшего скота и потерянного имущества[2].

3. Годы британского мандата в Палестине

В 1924 году в Яффе основан Банк Общества Храма (англ. Bank of the Temple Society Ltd) с филиалами в Иерусалиме и Хайфе. Со временем банк стал одной из ведущих кредитных организаций в Палестине. В 1928 году в Иерусалиме открылась высшая школа, готовящая учеников к поступлению в германские университеты. Связи с Германией продолжали укрепляться, и в 1932 году в Штутгарте был открыт Темплерский Клуб[2].

В это же время была основана ячейка Национал-социалистической партии в Хайфе; её основателем стал хайфский архитектор Карл Руфф[11]. На домах и автомобилях темплеров начинают появляться свастики. В 1934 году темплеры принимают решение не сдавать жильё евреям и начинают приветствовать друг друга нацистским салютом. В дальнейшем темплеры перестают принимать евреев на работу, а предпринимателям-темплерам рекомендуется расторгать контракты с еврейскими коммерсантами[11]. В 1935 году в Палестине насчитывалось 250 членов нацистской партии, а к 1938 году их число достигло 330, что составляло 17 процентов от общего числа палестинских немцев[9]. В ячейках Яффы, Сароны и Вальхаллы насчитывалось 113 членов. Немецкая молодёжь в Палестине вступала в ряды Союза немецких девушек и Гитлерюгенда[12]. Среди старшего поколения темплеров увлечение национал-социализмом не всеми одобрялось, а в центральной газете организации была опубликована критическая статья об этой идеологии, с точки зрения автора статьи фактически являвшейся идолопоклонством[11].

4. Вторая мировая война

За несколько дней до начала войны молодые мужчины из числа темплеров, бывшие гражданами Германии, были призваны в германскую армию и покинули Палестину[13].

В начале Второй мировой войны оставшиеся палестинские темплеры были интернированы британскими властями как подданные Германии. Часть темплеров была отправлена в лагерь в Атлите, а молодые мужчины с семьями были депортированы в Австралию, в лагерь для перемещённых лиц близ города Татура. За время войны были совершены три обмена гражданских лиц, в ходе которых часть палестинских темплеров была переправлена в Германию в обмен на евреев из германских концлагерей, имевших палестинские паспорта[14]. Обмен при этом был неравным, и число немецких подданных, возвращённых в Германию, было значительно выше, чем число евреев, вернувшихся в Палестину[13].

В 1941 году в восточные районы СССР в связи с наступлением вермахта на юге страны были депортированы кавказские немцы, в том числе остатки темплеров, проживавшие в селе Ольгино[6].