План
Введение
1 Цели экспедиции
2 Переход в Средиземное море
3 Адриатическая экспедиция
3.1 Занятие русским флотом области Бока-ди-Каттаро
3.2 Операции на Далматинских островах
4 Дарданелльское сражение
5 Афонское сражение
Список литературы
Введение
Вторая Архипелагская экспедиция — поход и стратегические действия русского Балтийского флота под командованием адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина в Средиземном море в 1805—1807 годах. Одна из Архипелагских экспедиций русского флота. Происходила во время войн третьей и четвёртой антифранцузской коалиции и русско-турецкой войны 1806—1812 годов. Во время этой экспедиции русский флот разгромил турецкий в Дарданелльском и Афонском сражениях. Победы русского флота в Эгейском море и успехи русских войск на Дунайском и Кавказском театрах военных действий вынудили турецкое правительство заключить в августе 1807 года перемирие с Россией. После заключения Тильзитского мира с Наполеоновской Францией русский флот снял блокаду Дарданелл и вернулся в Балтийское море.
1. Цели экспедиции
После Средиземноморского похода Ушакова в 1800 году под формальным протекторатом Турции и фактическим контролем России возникла республика Семи Ионических островов. На принадлежавшем этому государству острове Корфу находилась база русского флота.
В 1805 году Россия вступила в войну третьей коалиции против Наполеоновской Франции. Россия стремилась не допустить союза Османской империи с Наполеоном. Россия опасалась также возможности появления французского флота на Адриатике и для этого решила отправить к Ионическим островам военную эскадру. Командующим этой эскадрой был назначен вице-адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин. 31 августа 1805 года Сенявину был послан специальный рескрипт императора Александра I, начинавшийся так:
«Секретно. Господину вице-адмиралу Сенявину. Приняв Республику семи соединенных островов под особенное покровительство мое и желая изъявить новый опыт моего к ней благопризрения, почел и за нужное при настоящем положении дел Европы усугубить средства к обеспечению ее пределов. Поелику же республика сия по приморскому местоположению своему не может надежнее ограждаема быть как единственно, так сказать, под щитом морских сил и военных действий оных, то по сему уважению повелел я отправить туда дивизию, состоящую из пяти кораблей и одного фрегата, и тем усилить ныне там пребывающее морское ополчение наше. Вверяя все сии военные, как морские, так и сухопутные силы вашему главному начальству для руководства вашего, признал я за нужное снабдить вас следующими предписаниями: Снявшись с якоря и следуя по пути, вам предлежащему, употребите все меры, морским искусством преподаваемые и от благоразумной и опытной предусмотрительности зависящие, к безопасности плавания вашего и к поспешному достижению в Корфу»[1]
Впоследствии цели экспедиции изменились и русский флот был вынужден вести борьбу на два фронта, против французов в Адриатике и против турок в Эгейском море.
2. Переход в Средиземное море
Эскадра Сенявина вышла из Кронштадта 10 сентября 1805 года и состояла из пяти линейных кораблей — 84-х пушечного флагмана «Уриил» и четырёх 74-х пушечных: «Ярослав» (флагман), «Святой Петр», «Москва» и «Селафаил»; 32-х пушечного фрегата «Кильдюин» и двух бригов: «Аргус» и «Феникс».
Переход в Средиземное море прошёл успешно. Русская эскадра смогла ускользнуть в Бискайском заливе от специально посланой против неё французской эскадры и без потерь пришла на остров Корфу 18 января 1806. На Корфу эскадру Сенявина объединилась с эскадрой Алексея Самуиловича Грейга, находящейся в Ионическом море со времён похода Ушакова 1799 года. Эскадра базирующаяся на Корфу включала в себя 6 линейных кораблей — три 74-пушечных: «Елена», «Параскева» и «Азия»; три 64-пушечных: «Ретвизан», «Мария Магдалина» и «Михаил» (последний без пушек, служил для перевозки войск); 4 фрегата: 50-пушечный «Венус», 44-пушечный «Михаил», 32-пушечный «Автроил» и использующийся как госпитальное судно «Армения», 4 корвета: 24-пушечные Диомед и Херсон, 18-пушечные «Алциное» и «Днепр»; 2 больших военных транспорта: «Григорий» и «Павел», 5 бригов с 16 пушками на каждом: «Орел», «Александр», «Бонапарте», «Летун», «Богоявленск» и шхуна «Экспедиция», на которой тоже было 16 пушек. Кроме того из взятых в приз у французов судов переделаны в корветы 28-пушечный «Дерзкий» и 22-пушечный «Версона» и две 16-пушечные шебеки «Азард» и «Забияка». Весь флот состоял из 10 линейных кораблей, 4 фрегатов, 6 корветов, 7 бригов, 2 шебек, шхуны и 12 канонерских лодок.
3. Адриатическая экспедиция
Карта Адриатическая экспедиция русского флота 1806-7 в Советской военной энциклопедии
3.1. Занятие русским флотом области Бока-ди-Каттаро
К моменту прибытия Сенявина к Корфу ситуация в Европе резко изменилась. После Аустрелицкого сражения Австрия вышла из войны с Францией и подписала с Наполеоном Пресбургский мир. По условиям этого мира Австрия лишалась Далмации и всех бывших земель Венеции, которые она получила после Итальянского похода Бонапарта. В числе прочих приобретений Франции были и земли бывшей Дубровницкой республики и области Бока-ди-Каттаро. Эти области, населённые славянами и находящиеся под недолгим управлением Австрии в реальности пользовались широкой автономией и не желали переходить под власть «Итальянского короля» Бонапарта. Особенно это касалось области Бока-ди-Каттаро, население которой более чем на две трети составляли православные христиане, желавшие объединиться с соседней родственной Черногорией в единое государство. Жители вокруг Которской бухты перешли под покровительство Австрии на том же условии, на котором до этого были подвластны Венеции. Особым договором было установлено, что Венеция, считая область Бока-ди-Каттаро состоящей под своим покровительством, не имеет права уступать ее никакой другой державе; в случае же бессилия Венеции отстоять для Бока-ди-Каттаро это условие, область получит полную от нее независимость и по своему выбору может просить покровительства у всякой другой державы. Уступив Наполеону после Аустерлица Бока-ди-Каттаро, австрийский император тем самым нарушил признанные им же права этой области и, естественно, вызвал у бокезцев (так называли жителей области вокруг Которской бухты) сильнейшее негодование и желание искать покровительства у родственной им России, флот которой, как они знали, находился в Корфу[2]. Одновременно бокезцы послали гонцов в столицу Черногории Цетинье с предложением объединения Черногории и Боки Которской в одно государство под покровительством Российской империи. Черногорцы решили немедленно действовать, 15 февраля (27 февраля по новому стилю)1806 года верховный правитель и глава церкви Черногории Пётр Негош созвал скупщину, на которой было решено послать Петра Негоша с отрядом в тысячу человек в Которскую Бухту.
Сенявин принял решение действовать немедленно и направил капитана Белли с отрядом морской пехоты и эскадрой в составе трёх судов (линейный корабль «Азия», фрегат «Михаил» и шхуна «Экспедицион») в Боку-ди-Каттаро. 16 февраля (28 февраля) Белли высадил десант и соединившись с отрядом черногорцев под стенами крепости Кастельнуово. 21 февраля Белли предъявил австрийскому губернатору маркизу де Гизильери беспримерный по краткости указанного в нем срока ультиматум: сдать все 8 крепостей в 15 минут. Гизильери пытался указать, что достоинство Австрии не позволяет ему сдать крепости без боя, и просил, чтобы с русского корабля хоть раз выстрелили из пушки: «Тогда,— заявил он,— я буду иметь право донести своему императору, что крепость пала во время боя». Не считая возможным для достоинства России согласиться на такое предложение, Белли ответил, что, в случае упорства, заговорят все его пушки,— и маркиз де Гизильери уступил. Немедленно же на 8 крепостях взвились русские императорские флаги, австрийские гарнизоны были изгнаны и караулы во всех крепостях заняты русскими матросами[3].
Недавно освобождённые жители области Бока-ди-Каттаро и духовный и политический лидер Черногории Пётр Негош немедленно присягнули на верность императору Александру. Россия получила в своё распоряжение удобную и защищенную от ветров Которскую бухту.
3.2. Операции на Далматинских островах
После занятия русским флотом Которской бухты Сенявин обратил внимание на Далмацию. Основной интерес представляли для него земли бывшей Дубровницкой республики с островами Млет, Корчула и Ластово. Рагуза при австрийском правлении также имела самоуправление, но большая часть жителей этого города составляли католики (хорваты и итальянцы), а потому на такую полную поддержку как в Которской бухте и Черногории русскому флоту рассчитывать не приходилось. А потому Белли отправил в Рагузу посла, который заключил с бывшей республикой договор о своеобразном нейтралитете. Русские не вступают в её пределы до тех пор, пока там не появятся французы. Сенявин 13 марта на корабле «Селафаил» прибыл в Кастельнуово и сам, а оттуда на шлюпке отправился в Катаро. В это же время французы продолжали вступать в Далмацию, им удалось занять и острова, в том числе Курцуолу. Хотя их экспедиционный корпус был невелик и составлял около 6 тысяч человек. Сенявин решил изгнать французов из Далмации, для это направил Белли с 3 линейными кораблями («Азия», «Ярослав», «Елена»), 2 фрегатами , 2 бригами и шхуной блокировать занятое французами побережье и стараться овладеть рядом Далматинских островов, а сам отправился в Корфу за подкреплением. 30 марта Белли подошел к острову Курцола на пистолетный выстрел, сильным огнем в несколько минут сбил на крепости орудия, и не успел еще десант из двух рот высадиться со шлюпок на берег, как французы, потеряв 85 человек убитыми, сдались без всяких условий: комендант, 7 офицеров и 252 солдата. В крепости русским достались в трофей 12 пушек, много всяких запасов и 9 судов. Через несколько дней входящая в эскадру Белли (недавно захваченная у французов) шебека «Азард» совершила нападение на стратегически важный остров Лисса. Остров находился в самом центре Адриатики и контроль над ним фактически закрывал для французских судов свободный выход из северной части Адриатического моря. Десант с шебеки смог одолеть французов, было захвачено 10 пушек и несколько пленных.