За май 1988 — февраль 1989 гг. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана, после чего II съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней, прежде дружественной страны грубой политической ошибкой. Дипломатия приложила много усилий к прекращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, поиску решения палестинской проблемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и арабских государств.
Произошли изменения в советско-китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских войск из Афганистана и Монголии, а вьетнамских — из Камбоджи. После их выполнения весной 1989 г. между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.
Этот же год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по социалистическому содружеству. Начался форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения многих лидеров социалистических стран, что некоторые конкретные решения, диктуемые «новым мышлением», могут повлечь за собой дестабилизацию общественно-политической обстановки, Советское правительство ответило экономическим давлением, пригрозив, перевести хозяйственные взаиморасчеты с союзниками на свободно конвертируемую валюту (что и было вскоре сделано). Это обострило отношения между странами—членами СЭВ и подтолкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военно-политического союза.
С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистических странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к национально-демократическим силам. В Югославии падение социалистического строя (как позднее в СССР) привело к развалу страны. Входившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись затяжные военные действия между сербской, хорватской и мусульманской общинами на почве национально-территориального размежевания.
Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, на глазах кардинально менявшие политический и социально-экономический облик социалистических, союзных государств. Особо наглядно самоустранение СССР проявилось по самому важнейшему в послевоенной истории Европы германскому вопросу.
На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М.С. Горбачев высказался в том смысле, что «канцлер может взять дело объединения Германии в свои собственные руки». Не встретило принципиальных возражений у Горбачева и предложение Коля о вхождении объединенной Германии в НАТО. В марте 1990 г. в ГДР были проведены многопартийные выборы. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая республика влилась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе.
Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.
Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики капиталистических стран блока НАТО.
Ухудшение экономического положения Советского Союза побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990—1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).
Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в номенклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпированной товаропроводящей сети). Серьезной же финансовой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М.С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм.
Распад Советского Союза и мировой системы социализма вывели США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».
Заключение:
Советская военная и военно-техническая помощь оказывалась и другим странам, ставшим на путь самостоятельного развития. И везде от посланцев нашей страны требовались большое мужество, готовность в труднейших условиях, рискуя жизнью, образцово выполнять свои воинские обязанности.
Значительная и своевременная военно-техническая помощь была оказана Мозамбику, Анголе, Йемену, Лаосу, где также не обошлось без жертв.
В очень тяжелой обстановке пришлось действовать военным морякам спасательной экспедиции ВМФ в Бангладеш при расчистке порта Читтагонг от мин и затонувших кораблей. Мужество и отвага потребовались от экипажей советских кораблей, разминировавших Суэцкий залив.
В странах, где велись локальные войны и возникали военные конфликты, и где участвовали советские военные советники и специалисты, противники свободы и независимости получили должный отпор, не достигнув своей цели. Но далось это нелегко, значительными людскими потерями, в том числе и среди посланцев нашей страны.
15 февраля 1989 г. последние подразделения советских воинов возвратились домой. Но боль тяжелых утрат не уйдет из народной памяти. Все, кто с достоинством и честью выполнил воинский, интернациональный долг, заслужили всенародное уважение.
Результатом военных действий с 1978 по 1992 год стала массовая миграция беженцев в Иран и Пакистан, немалый процент из которых остается там, и по сей день. Ожесточение воюющих сторон достигало крайних пределов. Известно, что душманы подвергали пленных пыткам, среди которых широко известна таковая под названием «красный тюльпан». Известны случаи уничтожения кишлаков, дававших приют повстанцам, для устрашения душманов, минирования полей и узлов сети водоподачи, уничтожения посевов на территориях, контролируемых душманами. Однако слухи о применении 40-й армией химического оружия так и не были подтверждены.
После вывода Советской Армии с территории Афганистана просоветский режим Наджибуллы (1986—1992) просуществовал ещё три года и, лишившись поддержки России, был свергнут в апреле 1992 года коалицией полевых командиров-моджахедов (через год после того как СССР перестал существовать).
В годы войны в Афганистане появилась террористическая организация Аль-Каида и окрепли группы исламских радикалов, которые явились активными участниками конфликтов в Алжире, Египте и Чечне.
Генерал-полковник Громов, последний командующий 40-ой армией (руководил выводом войск из Афганистана), в своей книге «Ограниченный контингент» высказал такое мнение относительно победы или поражения Советской Армии в Афганистане:
Я глубоко убежден: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили — в отличие от американцев во Вьетнаме — свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы — лишь то, что могли.
Перед 40-й армией стояло несколько основных задач. В первую очередь мы должны были оказать помощь правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуации. В основном эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Кроме того, присутствие значительного воинского контингента в Афганистане должно было предотвратить агрессию извне. Эти задачи личным составом 40-й армии были выполнены полностью.
Перед Ограниченным контингентом никто и никогда не ставил задачу одержать военную победу в Афганистане. Все боевые действия, которые 40-й армии приходилось вести с 1980 года и практически до последних дней нашего пребывания в стране, носили либо упреждающий, либо ответный характер. Совместно с правительственными войсками мы проводили войсковые операции только для того, чтобы исключить нападения на наши гарнизоны, аэродромы, автомобильные колонны и коммуникации, которые использовались для перевозки грузов.
Вместе с тем более 70% сил и средств 40-й армии постоянно было задействовано для перевозки по территории Афганистана гуманитарных грузов. Эта напряженная работа не прекращалась вплоть до последнего дня пребывания Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Благодаря советским поставкам и деятельности наших специалистов экономика страны окрепла и, образно говоря, встала на ноги.[2]
С мнением Громова относительно исхода войны можно согласиться, поскольку моджахедам ни разу не удалось провести ни одной крупной операции, не говоря уж про мероприятия калибра Тетского наступления во Вьетнаме, и не удалось занять ни одного мало-мальски крупного города.
В последствии ввод советского воинского контингента в Афганистан по просьбе его правительства, хотя и не противоречивший нормам международного права, официально был признан ошибочным.