С вхождением Гроссето в состав республики осложнилась внутренняя обстановка в Сиене: в южной Тоскане огромное влияние имел мареммский аристократический род Альдобрандески, выдвинувший претензии на свою долю власти в Сиене. С другой стороны, военные отряды Альдобрандески позволили значительно укрепить сиенскую армию и возобновить борьбу с Флоренцией. В 1229 г. сиенцы осадили Монтепульчано, что вызвало затяжную войну против Флорентийской республики. Хотя в 1232 г. Монтепульчано было захвачено, а две попытки флорентийцев осадить Сиену были отбиты, более сильная в экономическом и военном отношении Флоренция в итоге вновь одержала верх: по миру 1235 г. Сиена отказалась от претензий на Монтепульчано.
1.4. Система управления ранней коммуны в Сиене
В XII веке высшим органом власти Сиенской республии являлось всеобщее собрание горожан (итал. parlamento), на котором ежегодно избиралась коллегия консулов — главный исполнительный и судебный орган коммуны. При консулах действовал Совет колокола, в состав которого входили аристократы и верхушка финансово-торгового патрициата. Совет колокола концентрировал в своих руках руководство внутренней и внешней политикой республики и контролировал работу консулов. Существовали также временные комиссии (бальи; итал. balia), формируемые для определённой цели (руководство военными действиями, судебные процессы). Эта система органов управления коммуной была зафиксирована в конституции 1179 г., одной из первых писанных конституций итальянских государств.
Развитие экономики и укрепление недворянской торгово-финансовой верхушки населения, а также необходимость вести борьбу за подчинение контадо и соседних коммун к концу XII в. обострили внутриполитическую ситуацию в Сиене. Выступления пополанов против нобилей, полностью контролировавших органы управления республикой, грозили перерасти в гражданскую войну. Лишь вмешательство Франциска Ассизского смогло остановить разрастание конфликта и достичь компромисса между враждующими сторонами. Система власти в республике была перестроена. В 1199 г. (окончательно в 1212 г.) на смену коллегии консулов пришёл институт подеста́ — наёмного градоначальника, избираемого, обычно, из иностранцев, для руководства военными силами коммуны. В Совет колокола, фактическое правительство республики, вошли как представители нобилей (100 человек), так и верхушка пополанов (50 человек). Новая система являлась выражением паритета в силах между аристократической и торгово-ремесленной прослойками общества, однако достигнутое равновесие было непрочным. Уже в начале XIII века пополанская часть населения организовала собственную «малую коммуну» для отстаивания своих интересов.
В 1236 г. произошёл государственный переворот: власть подеста была свергнута, а новым верховным органом управления стал Совет Двадцати четырёх (итал. Ventiquattro), половина членов которого избиралась от нобилей, а другая половина — от пополанов. Совет Двадцати четырёх сконцентрировал в своих руках всю внутреннюю и внешнюю политику республии, руководство административной системой и получил право разработки законопроектов, превратившись в правительство Сиены. Новая форма компромисса оказалось более прочной и просуществовала до 1270 г. Общегородское собрание было полностью вытеснено из структуры управления. Вместо него источником власти стал Совет колокола, в который входили около трёхсот депутатов, избранных в равных долях от трёх городских округов Сиены. Совет колокола обладал высшей законодательной властью в республике, решал вопросы войны и мира, выбирал высших должностных лиц государства. Из своего состава Совет выделял специальные комиссии, ответственные за наиболее важные аспекты политической жизни страны. Особое место занимали комиссия Тринадцати стражей, являющаяся гарантом сохранения конституционного устройства республики и обладающая правом законодательной инициативы, а также комиссия Четырнадцати провведитори, руководившая финансово-торговой политикой республики и осуществлявшая функции казначейства. Формальным главой государства оставался подеста, избираемый Советом колокола и председательствующий на его заседаниях. Подеста также возглавлял вооружённые силы республики и направлял работу правительства. Постепенно, однако, исполнительные полномочия подесты были сильно сокращены, а он превратился в верховного судью Сиены. Помимо армии республики существовало также ополчение пополанов, которое возглавлял капитан народа — лидер «малой коммуны» и главный представитель интересов пополанов в органах власти Сиены. В 1262 г. был принят закон, согласно которому не менее половины должностных лиц республики должны были избираться из пополанов. Однако в Сиене пополаны не добились абсолютного доминирования в системе власти, как это произошло во Флоренции.
Падение гибеллинов и тирания Девяти (вт. пол. XIII — сер. XIV вв.)
2.1. Торжество и падение гибеллинов
Экспансия Сиенской республики в XII—XV вв.
(Года присоединений территорий указаны красным, года потерь — синим. Заштрихованы владения Альдобрандески—Орсини в XIV—XV вв.)
К середине XIII века Сиена стала главной опорой гибеллинов в Тоскане и одним из важнейших союзников императора в Италии. В результате сиено-флорентийское противостояние приобрело общеитальянский масштаб. В 1251 г. из Флоренции были изгнаны гибеллины, которые нашли убежище в Сиене. Это вызвало новую войну, окончившуюся поражением Сиенской республики. Положение осложнил уход имперской армии из Италии. По «Вечному миру» 1255 г. Сиена обязалась не предоставлять убежище флорентийским гибеллинам, оказывать помощь в случае нападения на Флоренцию и не претендовать на Монтепульчано и Монтальчино. Однако, когда в 1258 г. из Флоренции была изгнана семья Уберти, они вновь нашли приют в Сиене. Война возобновилась. На этот раз Сиена заручилась поддержкой Манфреда, короля Сицилии, лидера гибеллинской партии в Италии. В 1259 г. Манфред взял республику под своё покровительство и прислал для её защиты крупный отряд Джордано, графа Сан-Северино. С его помощью было подавлено восстание в Гроссето, инспирированное флорентийцами, но Сиену атаковала крупная армия Флоренции, усиленная воинскими соединениями других гвельфийских коммун Средней Италии. В республике была объявлена мобилизация. Во главе армии встал Провенцано Сальвани. 4 сентября 1260 г. в битве при Монтаперти сиенцы наголову разгромили своего противника. Это сражение стало кульминацией военной мощи Сиенской республики и предметом особой гордости жителей Сиены до настоящего времени.
Битва при Монтаперти привела к победе гибеллинов в Тоскане. Флоренция была занята войсками графа Джордано и уступила Сиене Монтепульчано, Монтальчино, Поджибонзи и спорные территории в Кьянтийских холмах. Последний центр сопротивления гвельфов в Лукке был подавлен в 1264 г. Однако гегемония Сиенской республики продолжалась недолго: в 1266 г. король Манфред был разбит и убит в сражении при Беневенто, а в следующем году в Тоскану вступила армия Карла Анжуйского, которому папа римский передал корону Сицилии. Продвижение анжуйцев вызвало волну гвельфских переворотов в городах Средней Италии. Лишь Сиена и Пиза сохранили верность императору. Однако последняя имперская армия, вторгшаяся в Италию в 1268 г., потерпела поражение. Сиенцы во главе с Провенцано Сальвани также в 1269 г. были разбиты при попытке захвата крепости Коле в Центральной Тоскане. Это означало крах гибеллинской партии. В 1270 г. к Сиене подошла крупная флорентийская армия. Под угрозой взятия города сиенцы согласились на возвращение гвельфов и роспуск Совета Двадцати четырёх.
В 1270 г. в Сиену вернулись гвельфы, выдвинувшие претензии на власть в республике. Однако длительный период господства гибеллинов в Сиене привёл к тому, что процесс трансформации системы управления в интересах гвельфов затянулся на несколько десятилетий. Конец XIII века прошёл в постоянной борьбе между двумя политическими группировками, сильно ослабившей республику и приведшей к дезорганизации государства. Быстрее всех к новым условиям адаптировались торговцы, поскольку в условиях полного торжества гвельфской идеологии в Италии для ведения коммерции сиенским купцам пришлось стать гвельфами. В 1277 г. торговые корпорации Сиены свергли правление нобилей и захватили власть в свои руки. Представителям нобильских семей было запрещено участвовать в выборах и замещать высшие государственные должности. Численный состав правительства был ограничен в 1280 г. до пятнадцати человек. Переход власти в руки торговых кругов завершился в 1292 г. созданием Совета Девяти, возглавившим систему управления Сиенской республики.
2.2. Система государственного управления в конце XIII&[#]160;— первой пол. XIV&[#]160;вв.
Общественный дворец (Палаццо-Пубблико) — резиденция Совета Девяти
Система управления, сложившаяся к 1298 г., просуществовала семь десятилетий и получила наименование тирания Девяти. В социальном плане эта система представляла собой всевластие узкой верхушки торгово-финансовых кругов Сиены, противостоящей, с одной стороны, нобилям, а с другой стороны, — ремесленникам, мелким торговцам и нецеховому населению города. Правящий слой, таким образом, представлял в определённом отношении средний класс сиенского общества (итал. mezza gente). Доступ к управлению получили только крупнейшие торговые корпорации и тесно связанный с ними цех сукнодельцев, то есть именно те группы, которые обеспечивали экономический подъём Сиены. Фактически в этот период Сиенское государство являлось олигархической республикой.
Верховная власть в период тирании Девяти была передана из Совета колокола, представлявшего интересы всей коммуны, в узкий Совет Девяти. Срок полномочий членов Совета Девяти составлял всего два месяца, однако они имели право назначать своих преемников, что обеспечивало сохранение власти внутри небольшой группы торгово-финансовой олигархии. Совет также назначал всех высших должностных лиц республики, офицеров её армии и контролировал деятельность подесты и капитана народа. Постановления Совета Девяти имели силу закона и не требовали дополнительного одобрения представителями народа. Даже члены Общего совета, формально являвшегося выразителем интересов коммуны в целом, назначались Советом Девяти. Государственные должности и коллегии, существовавшие в период ранней коммуны, были сохранены, но полностью утратили влияние на политику республики. Власть Совета Девяти была практически абсолютной.