На наш взгляд, субъекты Российской Федерации в своих правовых актах, исходя из местных условий и национальных традиций, могут лишь определять виды деятельности, для которых земельные участки в собственность не передаются, а также виды земель, которые не могут быть объектами права частной собственности. Праву собственности и другим вещным правам на землю посвящена отдельная глава 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 28 апреля 2001 г., но при этом не должна была касаться "сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий". В настоящее время отношения с земельными участками сельскохозяйственного назначения, регламентирует специальный Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В частности, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация этих земельных участков на территории субъекта Федерации возможна только с момента, установленного законом данного субъекта Федерации. На сегодняшний день действуют, например, Закон Калужской области от 4 октября 2004 г. № 355-ОЗ "Об условиях предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота", Областной закон Ростовской области 14 июля 2004 г. № 138-ЗС "О порядке предоставления в собственность граждан земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (в ред. от 3 ноября 2006 г), Закон Ставропольского края от 14 января 2008 г. № 859-ЗСК "Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края (в ред. от 16 марта 2006 г. № 9-кз).
Не допускается принятие субъектами Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Например, нельзя приватизировать земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, оленьи пастбища в районах Крайнего Севера и отгонные пастбища.
Статьей 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве. Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют установленным требованиям. Минимальные размеры земельных участков также могут быть установлены законами субъектов Федерации. На региональном уровне приняты законы: Тюменской области от 7 апреля 2003 г. № 131 (ред. от 5 июля 2007 г)"О предельных нормативах предоставления земельных участков", Закон Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 г. № 68-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в собственности Удмуртской Республики", Закон Республики Марий Эл от 21 июня 2004 г. № 18-З "О предельных размерах предоставления земельных участков на территории Республики Марий Эл" (в ред. от 21 ноября 2007 г. № 66-З), Закон Сахалинской области от 30 апреля 2004 г. № 501 " О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам" и т.д.
Исходя из положений ст.9, 36, 71, 72 Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство в области регулирования отношений владения, пользования и распоряжения землей определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Однако это не просто государственная собственность, а совместная собственность субъектов Российской Федерации и федерального центра. Ввиду этого возникает вопрос о разграничении такой собственности, и законодательно данный вопрос пока не разрешен.
Права на землю было источником многих революционных выступлений, в результате большинства земельных преобразований, право на землю не отменялось, а земля подлежала перераспределению (как это имело место в ряде стран Западной Европы и Латинской Америки), либо появлялись новые субъекты прав на землю, как, например, после реформы 1861 г. в России, когда было отменено крепостное право. Результатом этого стало признание крестьянина субъектом права собственности на землю.В 1990 г. в России начались кардинальные экономические преобразования, в связи с чем возникла объективная необходимость введения права частной собственности на землю, которое за последние годы прошло путь эволюционного развития.
Как ранее в истории, так и сейчас существенным условием возникновения прав на землю является ее целевое назначение. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются требованиями специальных федеральных законов, нормативными правовыми актами регионального и местного уровня.
Земельная недвижимость как правовая категория в действующем российском законодательстве не отражена достаточно четко. Ее существование еще нуждается в глубоком правовом исследовании. Деление вещей (имуществ) на движимые и недвижимые проводится в праве любого развитого государства. И везде, как и в праве дореволюционной России, главенствующая роль среди прочих объектов недвижимости отведена земле (земельному участку). В отдельных странах (ФРГ, Австрия, Швейцария) модель законодательного регулирования такова, что земельный участок во многом признается единственным телесным объектом недвижимости.
Права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты, которые перечислены в Конституции Российской Федерации. К их числу относятся: конституционно-судебный механизм (конституционные суды); судебная защита (суды общей юрисдикции, арбитражные суды); административные действия органов исполнительной власти; законная самозащита человеком своих прав; международно-правовой механизм.
По мнению автора, на сегодняшнем этапе развития отношений собственности на землю основная роль принадлежит судебному порядку защиты этих прав. Также в законодательством установлены иные способы защиты прав на землю такие, как административный порядок и третейское судопроизводство.
С точки зрения науки, важное значение в механизме защиты имеет принятие решений или установления контроля за властью, например, путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих права граждан на землю. Нормы о судебной защите прав на землю действуют в полном соответствии с Конвенцией о защите прав человека (ст.13), обязывающей государство обеспечить любому лицу, права которого нарушены, эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Закрепленное Конституцией Российской Федерации право на судебную защиту полностью соответствует требованиям международно-правовых актов и даже дополняет их. Так, ст.8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом".
Дополнением к международно-правовым нормам является то, что судебная защита в Российской Федерации распространяется не только на основное право частной собственности на землю, но и на права, которые предоставлены законом, другим нормативным или индивидуальным правовым актом. Это положение вытекает из содержания ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации, установившей, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В работе проведен анализ реализации права на судебную защиту, в результате чего сделан вывод, что конституционное право на судебную защиту прав на землю представляет собой, с одной стороны, неотъемлемое право каждого гражданина обратиться в судебные органы при возникшем нарушении его прав на землю, а, с другой, - обязанность государства реализовать его конституционное право посредством обеспечения эффективной защиты судебными органами, а также восстановить нарушенное право путем вынесения законного и обоснованного решения. Так, права граждан и порядок обжалования незаконных действий администрации определены Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 486-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Процедуры рассмотрения фактов нарушения земельного законодательства установлены в инструкциях по этим вопросам, утвержденных государственными органами земельного и экологического контроля. При судебном разбирательстве жалоб и исков пользователей земли, пострадавших от нарушений, необходимо руководствоваться нормами Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов Российской Федерации.