Но это поражение не подорвало воинскую славу курян. В бою у реки Каяла они продолжали сопротивляться половцам, даже когда основные силы русских были разгромлены. Курские дружинники не бежали от половцев, не пытались переплыть озеро, к которому их притиснули враги, а под командованием князя Всеволода старались прорвать строй половецких воинов и обойти это печальное озеро.
XVI столетие стало переломным в истории Курска. Он был укреплен новой крепостью.
В Курске тогда находился самый многочисленный среди юго-восточных укреплений российского государства гарнизон. И не случайно он выдержал жесточайшие осады польско-литовских захватчиков в 1612 и 1634 годах, сорвав преступные планы интервентов и оказав ощутимую помощь освободителям Москвы.
И, несомненно, в эти годы Курск вписал одну из самых светлых страниц в свою историю. Он как бы цементировал экономические, культурные и чисто человеческие связи между тремя родственными народами - русским, украинским и белорусским. В Курск тянулись торговые пути из городов Украины и Белоруссии - Киева, Луцка, Могилева, Новгород-Северского, Глухова, Сосниц, Орши. И куряне, поддерживаемые правительственными распоряжениями, создавали наиболее благоприятные условия украинским и белорусским купцам. А когда настал памятный 1654 год воссоединения Украины с Россией, куряне по праву южного форпоста России гордились своим вкладом в это историческое событие.
Самой судьбой было предопределено курянам быть защитниками отечества. Вот и в дни знаменитой Полтавской битвы Курская губерния стала одним из опорных пунктов армии Петра I. В Курске находился военный госпиталь, который 1 декабря 1709 года приютил около тысячи раненых под Полтавой русских офицеров, драгун и гренадеров.
И в отечественную войну 1812 года, хотя Курск не был фронтовым городом, куряне храбро сражались и под Бородином, и под Тарутином, и под Малым Ярославцем... Патриотические заслуги курян в снабжении русской армии оружием, продовольствием, одеждой, обувью, медикаментами были отмечены самим фельдмаршалом М.И. Кутузовым, который лично похлопотал о награждении городского головы В. Гладкова и связного между городом и армией мещанина Н. Сибилева золотой медалью "За полезное" на андреевской ленте.
А когда, 130 лет спустя, под Курском развернулось крупнейшее в истории мировых войн сражение советских войск с немецкой бронированной армадой на "огненной дуге", город, всего лишь несколько месяцев назад освобожденный от оккупантов и находившийся еще в руинах, отдавал фронту все, что мог.
С самого начала войны куряне сохраняли высокий боевой дух. Городские власти и комитет обороны призвали курян к отпору врага. В военкоматы шли сотни добровольцев. Одни отправлялись на фронт, другие вливались в истребительные батальоны по охране заводов и фабрик, борьбе с диверсантами. В городе возникли баррикады. Свыше 30 тысяч курян возводили оборонительные линии вокруг города, входили в отряды его защиты от неприятельской авиации. Тысячи курян вступили в полки народного ополчения. Железнодорожники города готовили для Красной Армии бронепоезда, на предприятиях выпускали гранаты и другое оружие.
Более месяца красноармейцы, полки народного ополчения, истребительные батальоны сдерживали вражеские войска на дальних подступах к Курску. Но редели ряды его защитников. В первых числах ноября бои развернулись уже на баррикадах города. И только после приказа советского командования в ночь на 3 ноября 1941 года Курск был оставлен нашими войсками.
Оккупация... Свыше 450 дней и ночей под ярмом немецко-фашисгских захватчиков. Голод, разруха, расстрелы, плач угоняемых в неволю курян... Почти три тысячи расстрелянных, десять тысяч угнанных в Германию, свыше десяти тысяч умерших от голода - вот кровавый след оккупации.
Разрушены все государственные предприятия, около двух тысяч жилых домов, сожжены школы, больницы, театр, цирк. Дом Красной Армии, кинотеатр, здания Медицинского и педагогического институтов, гостиница, мосты, вокзал, выведен из строя водопровод, нарушены транспортные магистрали.
Таким увидели Курск 8 февраля 1943 года советские воины 60-й армии генерала И.Д. Черняховского, водрузившие в тот вечер Красное Знамя над Дворцом пионеров.
Город сердечно встречал своих освободителей, отдавая последние почести павшим.
Время было тревожное. Враг еще силен и копил новые силы. 15 апреля 1943 года Гитлер в оперативном приказе высказался со всей определенностью "Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление "Цитадель" первое наступление в этом году. Этому наступлению придается решающее значение. Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира".
Ради реванша за разгром под Москвой и Сталинградом Гитлер собрал под Курском почти миллионную армию. Около 10 тысяч орудии и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудии, более 2 тысяч самолетов. Операция готовилась скрытно, тщательно, всесторонне. На полях сражении стояло временное затишье - тревожное, предгрозовое...
Но до начала великой битвы со времени освобождения Курска оставалось еще 145 дней. И этой передышкой куряне не могли не воспользоваться. На другой день после освобождения в городе начались восстановительные работы. Через десять дней после изгнания немцев из города (19 февраля), открылся кинотеатр, 20 февраля музыкальное училище, 27 февраля состоялась премьера в драматическом театре, через день принял посетителей краеведческий музеи, в начале марта читальный зал областной библиотеки. А осенью прозвенел звонок в институтах и почти во всех школах прифронтового города. Город восставал не только из руин, возрождалось и его духовное достояние.
Но ведь рядом был фронт. И все основные силы куряне отдавали в помощь ему Советские войска готовились к стремительному наступлению от глубокой обороны. А оборона это минные поля и заграждения из колючей проволоки, надежно укрытая в землю живая сила и боевая техника, сотни километров траншеи и тысячи землянок и убежищ. Армия и тыл стали как бы единым организмом.
Куряне самоотверженно трудились и на возведении оборонительных сооружении, аэродромов, ремонте дорог и мостов. В апреле в полосе Центрального и Воронежского фронтов работало свыше 100 тысяч, в июне уже около 300 тысяч жителей области. Отстояв полную рабочую смену у станков, на фермах, они брали в руки лопаты и кирки и еще одну смену отдавали фронту. Работали целыми семьями, подготовив свыше двух тысяч оборонительных сооружении.
В Курске действовало 13 госпиталей, куда жители города несли кровати, одежду, продукты, топливо и в которых было поставлено на ноги свыше 200 тысяч бойцов.
Особой строкой в историю Курской битвы вписано сооружение почти 100 километровой железнодорожной линии Ржава - Старый Оскол. Для ее строительства Государственный комитет обороны отводил 61 день. Жители Курской области построили ее за 32. Это был настоящий подвиг 25 тысяч героев прифронтовой полосы. Новая дорога надежно связала тыл с передовыми рубежами советских войск по всей линии фронта и сыграла огромную роль в победоносном завершении всей Курской операции, длившейся 50 дней и ночей.
Город лечил бойцов, рыл окопы, ремонтировал танки, выпускал снаряды, убирал урожаи в прифронтовой полосе. И в славной победе, одержанной советскими воинами летом 1943 года на Курской дуге, есть отблеск и тех ратных подвигов, которые совершили куряне на этой священной земле за девять с половиной веков во славу родного Отечества.
12 июля 1943 года произошло крупнейшее в истории воин танковое сражение.
Даже на самой крупномасштабной карте, пожалуй, не отыскать название деревни Прохоровка. В грозные военные дни июля 1943 года она стала одной из самых горячих точек Курской битвы. На участке фронта шириной всего в 8-10 километров под Прохоровкой произошло крупнейшее в истории войн танковое сражение.
12 июля в 8.30 главные силы немецких войск в составе моторизованных дивизий СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мертвая голова», насчитывавших до 500 танков и штурмовых орудий, включая 42 «Тигра», перешли в наступление в направлении станции Прохоровка. В то же самое время после 15-минутной артподготовки немецкая группировка была атакована основными силами 5-й гвардейской танковой армии. Ею командовал генерал Ротмистров. Из воспоминаний маршала бронетанковых войск Павла Ротмистрова.
«Утром 12 июля с группой офицеров я находился на наблюдательном пункте, с которого хорошо было видно поле будущего сражения. К шести часам утра командиры корпусов доложили, что их соединения и части заняли исходные рубежи и к бою готовы. В первые же минуты сражения, поднимая черные тучи пыли и дыма, навстречу друг другу ринулись две могучие лавины танков. На небольшом пространстве в районе Прохоровки с обеих сторон одновременно участвовало 1500 танков». Так разгорелось крупнейшее в истории войн, невиданное по размаху и ожесточению встречное танковое сражение. Широкое поле под Прохоровкой оказалось тесным для огромной массы сражающихся. Сражение длилось до позднего вечера. Сцепившись в один гигантский клубок, танки уже не могли разойтись. На поле боя горели сотни танков и самоходных орудий, стоял страшный шум от скрежета гусениц, грохота снарядов, многие из которых, ударяясь в броню, с визгом летели в сторону.
Гитлеровское командование возлагало огромные надежды на «боевой сюрприз» для нашей Армии — новейшие тяжелые танки «Тигр», «Пантера» и самоходные орудия «Фердинанд». Однако наши воины, используя высокую маневренность отечественных танков, находили уязвимые места и умело расстреливали бронированных монстров. Снаряды, посылаемые с коротких расстояний, рвали броню «тигров». Внутри танков взрывались боеприпасы, многотонные башни отлетали на десятки метров. Тяжелый черный дым поднимался над землей.