Смекни!
smekni.com

Курск 2 (стр. 1 из 5)

Содержание

Содержание. 2

История. 3

Достопримечательности города. 4

Легенды.. 4

«Найдется пуля с именем моим». 4

Список используемой литературы.. 4

История

У каждого народа - своя история, свои герои, своя память. Древний Курский край с его соловьиными трелями - часть славной истории русского народа. Этот край, не спутать ни с каким иным.

Территория, входящая ныне в Центральное Черноземье, тысячелетие назад была закреплена за русским государством.

Когда приближаешься к этому городу на поезде со стороны Белгорода, то есть с южной стороны, то, прежде всего, обращаешь внимание на огромный холм с устремленными ввысь многоэтажными домами. Оттуда, из низовий поймы Сейма город кажется плывущим по изумрудному морю садов и парков.

А если глянуть на Курск с противоположной стороны, скажем, со смотровой площадки 16-этажной гостиницы "Курск", то ощутишь ни с чем не сравнимое чувство необъятности просторов Великой Русской равнины, на двух огромных холмах которой раскинулся этот по-современному красивый, по - древнему солидный, по-молодому неудержимо раздвигающий свои границы город. Почти тысячу лет возвышается он на правом берегу тихой Тускари, у слияния с ней более спокойной речки Кур, которая, по преданию, и дала название городу.

На этих землях обитали славянские племена северян, радимичей и вятичей. Еще в IX-X веках они вынуждены были платить дань хазарам, заселявшим огромные пространства степей Восточной Европы.

Прошумели века над этим русским поселением, уже в начале зарождения своего ставшим важным звеном в цепи укрепленных городков, призванных защищать Русь от степных кочевников. О высокой боевой выучке и отваге древних курян повествуется в знаменитом "Слове о полку Игореве". "А мои куряне - ратники бывалые, под трубами повиты, под шеломами всхолены, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли изострены, сами скачут, будто серы волки по полю, князю славы ища, чести - себе".

Первое упоминание древнерусскими книжниками русского города на земле Черноземья встречается в "Житии Феодосия Печерского", составленном в конце XI века преподобным Нестором вскоре после кончины Феодосия. Речь в этом отрывке жития идет о Курске. Хотя это известие лишено даты и содержит лишь сведения о том, что вскоре после рождения святого его родители из Васильева под Киевом "преселитися въ инъ градъ Курскъ нарицаемый, князю тако повелъвъшю", по нему можно определить время основания Курска и его место среди городов Киевской Руси.

Опираясь на указания позднейших летописей и житий этого святого о времени пострижения Феодосия и о его возрасте в момент кончины, некоторые исследователи ошибочно полагали, что переезд его семьи в Курск, а следовательно, и первое упоминание города относится к 1032 году, а то и концу X века. Однако это не так. "Житие Феодосия Печерского", написанное преподобным Нестором, отличается необычайной точностью и не позволяет принять этот вывод. Послать своего человека в Курск киевский князь мог только в то время, когда его власть распространялась на всю Русскую землю, Так было при великом князе Владимире Святославиче и во второй половине княжения в Киеве Ярослава Мудрого. Но быть современниками великого князя Владимира родители преподобного Феодосия не могли, поскольку в таком случае на момент пострижения в иноки (не ранее 1051 года) святой достиг бы весьма преклонного возраста; Нестор же говорит о принятии монашества юным Феодосием. Следовательно, его родители переехали в Курск не ранее 1036 года, когда после смерти своего брата Мстислава Ярослав Мудрый принял власть над землями и восточнее Днепра. Само переселение родителей Феодосия в этот город связано с формированием органов управления во вновь присоединенных землях.

Судя по летописным источникам, Курск уже в начале 11-го века являлся немалым по тем временам городом, с каменными постройками, рынками, хлебопекарнями, мастерскими. Да и не мог не стать Курск заметным торговым городом, коли оказался на пересечении таких известных в те времена речных путей, как Днепр, Десна, Сейм, Тускарь, Снова, Ока, Волга, Северский Донец и Дон, позволяющим торговому люду хотя и не с малыми трудностями, добираться до Киева, Балтики, Азовского, Каспийского и Черного морей Под Курском приставали ладьи с товарами, приплывавшими по пути "из варяг в греки".

И, как видно из летописных свидетельств, уже к концу 11-го века существовало Курское удельное княжество. И не обошли его с стороной княжеские усобицы то курский князь Изяслав, сын Владимира Мономаха, сражается с черниговским князем Олегом, то, наоборот, куряне поддерживают претензии черниговского князя Святослава Олеговича на новгородские земли, то Курское княжество попадает под власть великого князя Суздальского Юрия Долгорукого...

И в этих междоусобных стычках, пожалуй, труднее всех приходилось курянам, ведь какие бы князья не правили городом, какие бы не претендовали на правление Курским княжеством, главной заботой курян оставалась защита Руси от кочевников, хазар, печенегов, половцев. И всегда на этих опасных границах первыми встречали незваного степного гостя куряне, оповещая Русь об опасности сигнальными огнями на сторожевых курганах и давая возможность воинам соотечественникам собрать силы для отпора врагу, а мирному населению укрыться в недоступных для неприятельских орд лесах.

И даже тогда, когда в пору тяжких раздоров между русскими князьями на Русь пришли несметные татаро-монгольские полчища Батыя, Курск, оказавшись на их пути, достойно встал на защиту священной земли. Археологам удалось найти но месте главной части древнего города останки тысяч мужчин, женщин, детей, захороненных в огромной братской могиле во время злого лихолетья. А из истории доподлинно известно, что Батый поголовно истреблял все население городов, оказавших упорное сопротивление его войску. Значит, куряне сражались с захватчиками стойко, героически и пали в честном, но неравном бою.

Но даже мрачное время вражеского нашествия не стерло с лица земли Курск и Курское княжество, Ушедшие перед появлением отрядов Батыя в леса женщины и дети, вернувшись в разгромленный город, вновь вдохнули в него жизнь. Никоновская и Лаврентьевская летописи 1283-1284 г.г. неопровержимо свидетельствуют Курск выстоял! Достойно перенес все тяготы и невзгоды и в 1508 году вошел в состав централизованного русского государства со всем своим княжеством, оставаясь по прежнему южной пограничной областью Руси.

Данные археологических исследований позволяют несколько уточнить этот вывод. Славянское поселение на месте Курска возникло не позднее X века, но укрепления, с возведением которых в Древней Руси и связывалось основание города, появляются лишь в XI веке.

Следующим упоминанием Курска является сообщение "Поучения Владимира Мономаха" о том, что в 1068 году отец Владимира Мономаха - Всеволод Ярославич - направил своего сына в Ростов, а сам пошел к Курску. С 1095 года город Курск попадает на страницы летописных сводов. Его имя встречается в летописях достаточно регулярно, хотя есть несколько периодов, когда город не попадает в поле зрения летописцев (1095-1127, 1160-1183, 1185-1223 годы). Но в целом история города Курска прослеживается на протяжении 6-7 поколений курян.

Можно отметить постепенный рост значения города Курска в системе политико-административных центров Древней Руси. Если в конце XI - первой половине XII века он еще не стал центром самостоятельного княжества, то начиная с 1160 года курские князья постоянно появляются на страницах летописей.

Из летописей видно, что в XI - первой половине XII века Курск был объектом борьбы между потомками Святослава и Всеволода Ярославичей. В 1068 году в город прибывает сам Всеволод Ярославич, спустя 27 лет в 1095 году из Курска в Муром выезжает его внук - Изяслав Владимирович Мономах. В 1127 году в городе находились посадники, а затем и сын Изяслава Мстиславича - правнука князя Всеволода. Но уже в 1137 и 1139 годах в Курске княжат Святослав и Глеб Ольговичи - внуки Святослава Ярославича. Причем, их соперник Андрей Владимирович - внук Всеволода Ярославича - отказался от Курского княжества именно по причине династийных соображений: "отецъ бо мои въ Курске не седел". Правда, сами куряне считали себя связанными клятвой верности с потомками Всеволода Ярославича: "Оже Олгович, ради ся за тя бьемь и с детьми, а на Володимере племя на Гюргевич не можемъ роукы подьяти".

С 1160 года город превращается в центр княжества, а владетелями его становятся потомки Святослава Ярославича. Характерно, что и в предшествующее время представители именно этого рода старались лично управлять Курском, не посылая туда посадников.

Особенностью жизни древнерусских городов Черноземья было постоянное участие их жителей в боевых действиях. Из одиннадцати упоминаний Курска за период с 1036 по 1150 год лишь три не связаны с княжескими усобицами или набегами половцев. Дважды окрестности города подвергались разорению: в 1138 и 1149 году. Это было обусловлено тем, что здесь проходила граница между Русью и половцами, чьи владения охватывали и южные районы Лесостепного Черноземья.

Известно, что в 1183 году курский князь Всеволод Святославич с курянами участвовал в походе против половцев к реке Хырии. В 1184 году курская дружина вместе с князем Всеволодом Святославичем ходила против половцев за реку Мерл. В этих походах курским воинам удалось захватить какое-то количество пленных. Но все успехи, достигнутые в результате боевых действий 1183-1184 годов, были сведены на нет разгромом русских воинов на реке Каяле весной 1185 года. В этом походе новгород-северского князя Игоря Святославича принимали участие рыльский и курский князья со своими дружинами. Оба они попали в плен. Была захвачена почти вся курская дружина. Ради ее выкупа и освобождения мужа жене курского князя Всеволода прекрасной Глебовне пришлось собирать половецких пленников по всей своей земле.