Начались жестокие и кровопролитные позиционные бои. Они растянулись на несколько месяцев. Лишь с пятой попытки, в середине ноября Ягуэ вынудил республиканцев отступить за Эбро.
113-дневное сражение на Эбро стоило республиканцам от 50 до 70 тысяч раненых, убитых, пленных и попавших без вести. Националисты потеряли от 33 до 45 тысяч человек. Обе стороны по окончанию боев на Эбро заявили о своей победе: действительно, республиканцы смогли отстоять Валенсию, а националисты — отразить наиболее подготовленное и организованное контрнаступление противника за всю войну. Фактически же, Испанская республика лишилась огромного количества сил и потеряла последние шансы на победу в войне.
2.10. Битва за Каталонию. Падение Второй Испанской республики
В конце ноября 1938 года Франко решает провести решающую операцию всей войны — нанести удар по Каталонии. После огромного расхода техники и боеприпасов он был вынужден утвердить немецкий «план Монтана». Германские компании получали от 40 % до 75 % капитала добывающей промышленности в Испании, а в Испанском Марокко — все 100 %. В обмен националисты получили большие партии немецких (Т-III) и итальянских (M11/39) танков.
Республика в эти дни тоже осуществила закупку значительного количества военной техники по льготным условиям (в СССР). В конце ноября техника была доставлена во французский Бордо. Однако французское правительство отказалось пропускать груз в Испанию, так как после подписания Мюнхенского договора руководство Франции, как и Великобритания, стремилось избегать любых конфликтов с нацистской Германией. Своей же военной техники у республиканцев практически не оставалось, а промышленность Каталонии из-за падения энергетического центра региона Тремпа и морской блокады фактически уже ничего не давала фронту.
К концу ноября 1938 года националисты сформировали для наступления на Каталонию 340-тысячную Северную армию генерала Фиделя Давилы Арондо. На ее вооружении находилось более 300 танков и бронемашин, 500 самолетов, до 1000 орудий и минометов. В наступлении должен бы принятьу частия и итальянский корпус, уменьшенный в количестве и разбавленный испанцами, под руководством нового командующего генерала Гастоне Гамбары. Им противостояли примерно 200 тысяч плохо вооруженных республиканцев генерала Сарабии.
Боевой дух в большинстве республиканских частей к тому времени упал окончательно. Так, в конце октября правительству Негрина пришлось распустить потерявшие боеспособность интербригады (в ответ Франко существенно сократил итальянский Корпус добровольческих сил). Не было желания воевать и в частях, сформированных из каталонцев.
Наступление Северной армии на Каталонию началось 23 декабря 1938 года. Почти не встречая сопротивления, войска генерала Арондо стремительно продвигались на северо-восток. Попытки республиканцев спасти Каталонию ударами войск генерала Эскобара на Южном фронте и полковника Касадо на Центральном фронте так же закончились неудачами.
15 января франкисты заняли Таррагону. Падение временной республиканской столицы Барселоны и Испанской республики в целом стало неминуемым. Великобритания и Франция в открытую предложили Негрину «положить конец войне». 26 января войска Арондо вошли в брошенную войсками и большей частью населения Барселону. На французской границе вскоре были интернированы более 460 тысяч республиканских военнослужащих и гражданских беженцев. Националисты же провели в полупустом городе пышный парад, на котором было объявлено о лишении Каталонии автономного статуса.
Успех наступления войск Франко в Каталонии формально не означал конца войны — республика контролировала еще примерно четверть Испании с более чем третью ее населения. Однако фактически исход войны был ясен. Многие видные республиканские политики (председатель парламента Мартинес Баррио, президент Асанья, лидер басков Агирре и т. д.) после падения Барселоны сразу же эмигрировали. Негрин вернулся в Испанию, но объявил, что готов капитулировать при выполнении националистами ряда условий: удалении иностранных войск, отказе от репрессий и опоре новых властей на волю народа. Националисты, впрочем, проигнорировали это заявление, как и ранее проигнорировали «13 пунктов».
Франция и Британия на заключительном этапе войны открыто стали поддерживать националистов. 8 февраля при их посредничестве республиканский гарнизон сдает франкистам остров Менорку, а 26 и 27 февраля эти государства признают правительство Франко законной испанской властью.
Не желало продолжение войны и высшее военное командование Испанской республики. Многие его представители вошли в контакт с националистической разведкой полковника Унгрии. Антиправительственный заговор возглавил полковник Касадо. К нему примкнули многие видные репсубликанские военные — генералы Антонио Эскобар и Хосе Миаха, адмирал Луис Буиса, подполковник Спириано Мера и т. д. 6 марта заговорщики объявили по радио о низложении правительства Негрина, переходе власти к созданной из сторонников капитуляции «Хунте национальной защиты» и скором окончании войны. После недельных уличных боев хунта установила свою власть на всей территории республики. Негрин и другие противники хунты были вынуждены спешно покинуть Испанию.
Хунта вступила в переговоры с франкистами, требуя права испанцев на свободный выезд, отказа националистов от репрессий, почетных условий сдачи республиканских войск. Но те не стали давать конкретных обещаний, а лишь потребовали безоговорочной капитуляции. Желающим покинуть Испанию разрешалось эмигрировать только через Аликанте или Гандию и при наличии британской или французской виз.
После установления власти хунты в республике фронт окончательно пал. Начавшие 26 марта наступление националисты нигде не встречали сопротивления. 28 марта они без боя вошли в Мадрид. 1 апреля режим Франко контролировал всю территорию Испании. Каудильо в последней военной сводке торжественно объявил об окончании войны в Испании.
3. Итоги войны
С 1939 года в Испании установилась диктатура Франко, просуществовавшая до ноября 1975 года. Испанская республика пала.
Гражданская война обошлась Испании в 450 тысяч погибших людей (5 % довоенного населения). По приблизительным подсчетам, погибло 320 тысяч сторонников республики и 130 тысяч националистов. Каждый пятый погибший стал жертвой не собственно военных действий, а политических репрессий по обе стороны фронта. По окончанию войны страну покинули более 600 тысяч испанцев, среди них было немало интеллектуалов, таких как Пабло Пикассо и Ортега-и-Гассет.
Основательно разрушенными оказались почти все крупные города Испании (кроме Бильбао и Севильи, практически уничтожены были Бельчите, Гвадалахара, Герника, Дуранго, Сеговия, Теруэль и т. д). В общей сложности режиму Франко пришлось восстанавливать 173 испанских населенных пункта. Пострадали многие испанские дороги и мосты, коммунальное хозяйство, жилой фонд и т. д.
Гражданская война в Испании позволила также сделать некоторые выводы относительно изменений в характере боевых действий, происшедших со времен Первой мировой войны. В 1939 году в Москве вышла книга для начальствующего состава РККА С. И. Любарского «Некоторые оперативно-тактические выводы из опыта войны в Испании»[9].
4. Крупнейшие испанские политические партии и организации периода гражданской войны
Члены Народного фронта:
· «Республиканский союз» — правая либеральная партия
· «Республиканское движение» («Республиканское действие») — левая либеральная партия;
· «Эскерра» — каталонская фракция «Республиканского движения»;
· Испанская социалистическая рабочая партия, (ИСРП);
· Объединенная социалистическая партия Каталонии, (ОСПК) — объединение каталонских коммунистов и социалистов;
· Коммунистическая партия Испании;
· Партия марксистского единства рабочих — ультралевая партия;
· Синидикалистская партия — партия умеренных анархистов.
Прочие республиканские партии
· Федерация анархистов Иберии — крупнейшее объединение анархистов, формально не являвшееся политической партией (с весны 1938 в Народном фронте);
· Баскская националистическая партия — консервативная баскская партия;
· «Баскское национальное движение» («Баскское национальное действие») — левая баскская партия.
Националистические партии и движения:
· «Испанская конфедерация независимых правых» — консервативно-республиканская партия
· «Испанское движение» — крупнейшая партия монархистов-легитимистов;
· «Сообщество традиционалистов» — крупнейшее объединение монархистов-карлистов;
· «Испанская Фаланга» — ультраправая партия.
5. Иностранное участие в конфликте
Гражданская война в Испании вызвала колоссальный отклик во всем мире. За событиями войны пристально наблюдали как и высокопоставленные политики, так и простые люди. Если левая общественность рассматривала испанскую войну как противоборство испанского народа с фашизмом и реакцией, то сторонниками правых идей конфликт в Испании трактовался как борьба созидающих, национально ориентированных сил страны с разрушителями-коммунистами, направляемыми сталинским СССР и Коминтерном.
Наиболее активно из числа иностранных государств в Гражданской войне в Испании участвовали Германия, Италия и СССР. Примечательно, что советская сторона рассматривала своё участие в испанской войне, как «выполнение интернационального долга», а немецкое и итальянское — как интервенцию и «фашистскую агрессию». Подобная точка зрения жива в отечественной историографии до сих пор.
Военная помощь Германии, Италии и СССР участникам Гражданской войны в Испании | |||
Вид | Германия (националистам) | Италия (националистам) | СССР (республиканцам) |
Единицами артиллерии | 700 | 3456 | 1186 |
Единицами бронетехники | 200 | 950 | 410 |
Единицами авиации | 600 | 763 | 647 |
Военнослужащими | 16 000 | 72 000 | 5000 |
Многие сочувствовавшие республиканцами или националистам иностранцы собирали для них различные средства или непосредственно участвовали на той или иной стороне в военных действиях.