Смекни!
smekni.com

Волжская Булгария 2 (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Заселение территории Среднего Поволжья

Образование и государственное устройство Волжской Булгарии………….…5

§1. Четыре волны переселения булгар на Среднюю Волгу……………………5

§2. Образование государства Волжская Булгария и принятие ислама……..…6

Глава 2. Культура, экономика и внешняя политика Волжской Булгарии.

Расцвет и упадок государства…………………………………...…………………10

§1. Экономическое, культурное и внешнеполитическое развитие

Булгарского государства……………………………………………...…………10

§2. Волжская Булгария в период Золотой Орды………………………………17

Заключение…………………………………………………………………………18

Список использованной литературы………………………...…………………….20

Приложение №1……………………………………………………………………21

Введение

Развитие истории Волжской Булгарии начинается задолго до непосредственного образования государства. Только в течение двух столетий будущее население стекалось на земли, которые позже станут их постоянным местом жительства. Никто из них не мог и подозревать о том, что когда-нибудь такое огромное количество кочевых племён станут единым государством и перейдут к устойчивому осёдлому образу жизни.

История сложилась таким образом, что на Средней Волге оказались племена родственные друг другу. Все они были тюркоязычными. Например, такие племена как: барсилы, беленджеры, савиры, аскелы и др. Это во многом определило дальнейший ход исторических событий влияющих на образование Волжской Булгарии, как государства.

Сегодня в РТ большое внимание уделяется проблеме незнания истории своего народа, его происхождения, богатой культуры, языка, обычаев и традиций. Эта тема является актуальной в наши дни, так как булгары были предками современных татар. В Булгарии существовала государственность, элементы которой применяются в нашей республике и по сей день. Мы переняли многие из их традиций и обычаев. В этом и заключается необходимость изучения истории Волжской Булгарии.

Волжская Булгария упоминается в очерках многих известных в то время писателей и ученых, что является подтверждением существования этого государства. В своих «Записках» арабский писатель Ахмад ибн-Фадлан сообщает о своем пребывании в Булгарии в составе посольства багдадского Халифа в 922 году, то есть, в тот момент, когда булгарский правитель Алмуш принял ислам, и он стал государственной религией Волжской Булгарии. Также ее упоминали арабские писатели Масуди, ибн-Русте, ал-Истахри, Ибн-ан-Надим в «Книге росписи наукам». Сегодня ее историю изучают такие ученые как Султанбеков Б.Ф., Мифтахов З.З., Мухамадеева Д.Ш. и другие.

Целью данной работы является изучение образования и развития государства Волжская Булгария.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть места расселения булгарских племен на территории Среднего Поволжья, изучить процесс образования Волжской Булгарии и ее государственное устройство.

2. Описать культуру, экономику и внешнюю политику Волжской Булгарии.

Глава 1. Заселение территории Среднего Поволжья. Образование и государственное устройство Волжской Булгарии

§1. Четыре волны переселения булгар на Среднюю Волгу

Впервые булгары появились на территории Среднего Поволжья в конце VII - начале VIII вв. В курганном могильнике у села Новинково, что на Самарской Луке, обнаружены памятники, принадлежавшие тюркоязычному населению, пришедшему на среднюю Волгу после разгрома Великой Болгарии Кубрата хазарами в 60-х гг. VII в.

На территории Татарстана, Ульяновской и Самарской областей открыты и другие памятники ранних булгар и родственных им племён. Среди них – Кайбельский и Больше-Тарханский могильники. Они были оставлены второй волной переселенцев, появившихся здесь в середине VIII в. после крупного поражения Хазарии от арабов в 737г.

Третья волна миграции булгар на Среднюю Волгу относится к IX в. Вызвана она тем, что в конце предыдущего столетия государственной религией в Хазарии становится иудаизм. Это вызывает недовольство большинства населения, которое исповедовало другие религии, в том числе мусульман. В каганате начались смуты, которые и явились толчком к новым переселениям. Основными памятниками булгар этого периода являются Танкеевский и Тетюшский могильники.

Последнее четвёртое переселение булгар приходится на конец IX – начало X вв. Причиной его явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока.

На Средней Волге ранние булгары поначалу вели традиционный полукочевой образ жизни. Зимой они жили в деревянных домах, летом расходились по войлочным юртам и занимались преимущественно пастушеским скотоводством. Однако суровые природно-климатические условия края отнюдь не благоприятствовали кочеванию. Поэтому ранние булгары постепенно перешли к устойчивому оседлому образу жизни.

§2. Образование государства Волжская Булгария и принятие ислама

В VII в. в степях Приазовья и Причерноморья возник большой, сильный болгарский союз племён. Первым кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло.

Главой государства, вошедшего в историю под названием Великая Болгария, стал в 632 году Хан Кубрат, племянник Органы. Ему удалось создать сильное централизованное государство.

Однако, как это нередко бывало с раннесредневековыми государствами, Великая Болгария ненадолго пережила своего создателя. Вскоре после смерти Кубрата государство распалось. Под давлением Хазар болгары начали уходить со своих земель.

Одна часть болгар в конце VIII - начале IX века переселилась на среднюю Волгу.

Факт появления в Среднем Поволжье, на территории приблизительно от впадения Камы в Волгу до Самарской Луки, приазовских тюркских племён подтверждается материалами археологических раскопок.

Приход болгар, имевших определённый опыт государственности, дал сильный толчок формированию раннесредневекового государства в Среднем Поволжье. Это государство, образовавшееся в конце IX века, получило название Волжская Булгария, а народ, создавший и возглавивший его стали называть волжскими булгарами.

Волжская Булгария объединяла племена булгар, барсил, савир, беленджер, аскел. В зависимости от Волжской Булгарии находились племена буртасов, черемисов (предков марийцев), аров (предков удмуртов), башкир.

Итак, на территорию Среднего Поволжья прибыли пять родственных тюркоязычных племен. Первоначально каждое племя зани­мало строго определенную территорию.

На левом берегу Волги посе­лилось племя савир. Уже в начале X века они построили город Сувар.

К северу от савир расселились булгары. В конце IX—начале X века они, также как и савиры, построили центр своего племени и назвали его Великие Булгары.

К северу от булгар обосновались аскелы. Они занимали правый и левый берег Волги. Центром племени, возможно, был город Ошель.

К востоку от булгар, в бассейне реки Малый Черемшан расселились барсилы. Центром племени был город Биляр.

В районе верхнего и среднего течения реки Большой Черем­шан обосновались беленджеры.

Среди обосновавшихся в Среднем Поволжье тюркоязычных племен господствующее положение заняли булгары. Их князь был главным среди других вождей племен. Великий князь булгар носил титул эльтебер. Он одно­временно был князем булгар и всего народа Волжской Булгарии. В то же время эльтебер был в зависимости от хазарского кагана. Булгары платили дань хазарам соболиными шкурами. Чтобы они не нарушали установленный порядок, хазарский каган держал у себя в заложниках старшего сына эльтебера. Кроме того, по первому требованию кагана эльтебер должен был отдать за него замуж любую из своих дочерей.

В X веке в Волжской Булгарии сложилась определенная система социальных отношений.

В 922 году ислам стал государственной религией Булгарии. Именно с его принятием в качестве официальной религии связано первое появление в исторических источниках государства Волжская Булгария - хана Алмаса (Алмуш). Дело в том, что Алмас в 921 году обратился к Халифу всех мусульман Джафар-аль-Муктадиру с просьбой прислать к нему факиха - мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере. Просьба была удовлетворена.

Ислам был принят по трём основным причинам:

1. Для укрепления власти эльтебера (верховного правителя) и класса феодалов;

2. Для окончательного объединения разрозненных племён в единое государство;

3. Для ликвидации зависимости от Хазарии.

Со времени принятия ислама государственные посты могли занимать только мусульмане, а не мусульмане должны были платить дополнительный налог - харадж.

При этом Булгария была самой веротерпимой страной, и ее граждане при уплате хараджа могли исповедовать любое верование.

На верхней ступени феодальной лестницы стоял эмир или эльтебер, который был верховным владельцем и распределителем всей земли.

Ниже находились религиозные главы мусульман страны - сеиды и беки (князья). Еще ниже находились средние и мелкие феодалы - баи. В Булгарии в состав баев входили не только средние и мелкие феодалы, но и мусульманское духовенство (муллы), государственные чиновники, богатые купцы и ремесленники.

Булгария делилась на «или» (губернии), во главе которых стояли улугбеки.

Рабами в Булгарии становились чаще всего военнопленные - ведь ислам запрещает брать мусульман в рабы. Но после шести лет работы на хозяина, раб освобождался и становился свободным, но без земли.

Исламские законы строго охраняли права женщин. Так, булгарская женщина-мусульманка должна была трудиться только дома.

Мужчина в Булгарии не мог жениться, пока не подтверждал документами свое финансовое благополучие, т.е. возможность содержать жену и детей.