При поддержке «Избранной рады» Иван Грозный провел несколько важных реформ. Сначала был созван «Собор примирения», который впоследствии стали называть Земским. По сути это был представительный орган при царе. Согласно его программе начали с преобразования военных. В 1550 был подписан приговор, согласно которому были запрещены местнические споры между воеводами во время военных походов. Согласно строгому распорядку, все воеводы подчинялись первому воеводе большого полка, то есть главнокомандующему. Очень часто успех дела напрямую зависел от слаженности армии, а местнические распри мешали этому. Во времена боярского правления Иван IV окончательно убедился в этом: например, когда русские были под атакой крымских татар, полки попросту не смогли ее отразить, потому что не было достойных профессиональных командиров. Воеводы побочных (младших) полков не хотели подчиняться воеводе главного полка, объясняя это тем, что им «невместно» стоять ниже. Иван был вынужден упрашивать бояр, чтобы они бросили споры и оборонялись от татар. Позже на Земском соборе Иван Грозный жаловался: «С кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякой разместничается».
Царь очертил круг людей, которые имели право местничать. В Основном это были родовитые люди. Все их права и обязанности были записаны в специальные разрядные книги. В этот же период появляется стрелецкое войско – войско воинов, вооруженных холодным и, в отличие от дворянской конницы, огнестрельным пищали. Войско насчитывало несколько тысяч человек и делилось на полки: большой (который был главной частью войска), передовой(авангард), сторожевой руки (арьергард) и правой руки(левый фланг). Предшественниками стрельцов были отряды пищальников. Они были созданы еще при Василии III. Так что Иван, взяв за основу идею отца, дополнил и улучшил ее.
Структура стрелецкого войска была такова: оно делилось на городовых и московских стрельцов. Городовые стрельцы, жившие в различных русских городах, в свою очередь делились на конных и пеших. Московские стрельцы представляли собой пехоту. В их числе было 12 тысяч стрельцов, среди которых присутствовали 2 тысячи отборных стемянных. На вооружении у стрельцов были аркебузы (пищали). Во время боя стрельцы устанавливали их на бердыши (так назывались специальные топоры-подставки) и стреляли по врагам. Боевой запас пуль стрельцы носили в специальных кожаных мешочках на перевязи. Также, у каждого пищальщика был свой рог для пороха. Стрелецкие полки были очень актуальны, так как обладали высокой боеспособностью и мобильностью, так как всегда находились под рукой у властей. Стрельцы получали хлебное и денежное довольствие, оружие и обмундирование от казны. Войско не теряло своей актуальности и в мирное время. Одной из их обязанностей была роль городской стражи. В свободное от службы время стрельцы могли заниматься ремеслом и торговлей, имея при этом ряд привилегий. Совмещение государственной службы с хозяйственными занятиями указывает на полурегулятивный характер стрелецкого войска, ведь профессиональная регулярная армия имеет право заниматься не посредственно своим делом. Местом жительства стрельцов были стрелецкие слободы. Ведал делами полков особый Стрелецкий приказ.
Также, в ходе реформы были приняты меры к увеличению числа пушек в русском войске и городах. Расширили штат пушкарей и других служилых людей по прибору, то есть по призыву.
Основную часть русской армии XVI в. составляло конное ополчение служилых людей по отечеству. Уложение о службе, принятое в 1556 г. регламентировало порядок их военной службы.
Сын боярина, владелец вотчины либо поместья, обязан был приступать к службе, имея своего коня и набор вооружения, и приводить с собой конных вооруженных холопов. С первых ста четвертей вотчинной или помещичьей земли в одном поле (площадью примерно 170 га) должен был прийти сам хозяин, с остальных – его люди. Если служилый человек приводил воинов меньше, чем нужно, он наказывался штрафом. Если количество воинов было больше, то он награждался. В походах служилые люди получали хлебное и денежное довольствие, размер которого был указан в Уложении. Дети бояр приступали к службе в пятнадцать лет. Срок службы не был указан. Поэтому они служили, пока позволяло здоровье. Однако, походы и смотры ополчения не занимали большого количества времени у служилых людей. Большинство времени они проводили в своих имениях, где занимались хозяйством и заботились о семье. При этом они получали оброки. Для учета служилых людей по уездам вели их списки – «десятни».
Для того, чтобы хорошо подготовленное и вооруженное конное войско, как и стрельцы, было всегда в боевой готовности и могли прийти по первому призыву государя, в 1550 г. было решено дать поместья под Москвой тысяче бояр и их сынов. Через два года был составлен список государева двора, в который включили четыре тысячи лучших царских слуг (именно их стали именовать дворянами). Дворян ставили выше боярских сынов. Их стали назначать на командирские должности в войске.
§3 Судебник 1550 г
В 1550 году Иваном Грозным при поддержке Избранной рады был принят новый Судебник. По сути, он повторял Судебник Ивана III 1497 года, но также имелись и новшества. Судебник Ивана IV имеет общую прогосударственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов. Этим Судебник 1550 года развил те тенденции государственного управления, которые были заложены Иваном III в Судебнике 1497 года.
Была ограничена власть наместников и волостелей. Теперь дела «о ведомых разбойниках» передали под юрисдикцию губных старост. Благодаря этому были расширены рамки проведения губной реформы, которая раньше охватывала только северные уезды. Сама реформа теперь получала юридическое обоснование. Все правители, которые были назначены царем в города и волости, не могли заниматься судопроизводством без участия выборных от населения(дворского, старосты и лучших людей крестьянской общины). «А боярам и детем боярским, за которыми кормление с судом боярским, и им судити, а на суде у них быти дворскому и старосте и лучшим людем». Все общины обязаны были иметь не только своих выборных лиц и старост на суде, но и своего земского дьяка, обязанностью которого было ведение на суде дел, связанных с отношениями между волостными людьми. Судебник требует, чтобы для присутствия на суде общины выбирали несколько «лучших людей» и приводили их к присяге. «А в которых волостях наперед сего старост и целовальников не было; и ныне в тех во всех волостях быти старостам и целовальникам.»
Для укрепления социальной базы центральной власти, расширялись права служивого сословия. Например, был запрещен переход служилых людей в кабальное холопство. Теперь более детально регламентировались взаимоотношения между феодалами и зависимыми крестьянами. Переход крестьян к от одного хозяина к другому стал осуществляться непосредственно в Юрьев день (ст. 88).
В определенной степени правительство пыталось расширить права крестьянства и его участие в общественных делах. Выборные представители крестьянских общин должны были участвовать в следствии и судопроизводстве. Наместники ни по суду, ни до суда не могли взять под стражу крестьянина без согласия общинных выборных начальников, старост и целовальников. Закон предоставлял крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком. Также Судебником подтверждалось право свободного перехода крестьян. В статье о крестьянском переходе прямо определяется, что, кроме платежа за "пожилое" и за "повоз", других пошлин нет. То есть для свободного перехода крестьянина не требуется никаких расчетов с господином, кроме двух пошлин; господин не имеет никакого права удерживать крестьянина, заплатившего эти две пошлины. «А дворы пожилые платят в полех за двор рубль два алтына, а в лесах, где десять верст до хоромного (строевого) леса, за двор полтина да два алтына. А пожилое имати с ворот, а за повоз имати с двора по два алтына; а опричь того на нем пошлин нет». Судебник препятствовал насильственному обращению крестьян в холопы и разрешал крестьянский переход, если даже господин оплатил долги крестьянина.
§4 Дальнейшая политика
В 1551 г. Иван осознал необходимость укрепления православной церкви. Для этого в Москве был собран Церковный собор. Грозный участвовал в нем лично. В своем выступлении, царь укорил священнослужителей в нарушениях правил монашеской жизни и затронул вопрос о церковном землевладении. Однако, собравшиеся встретили резким протестом желание Грозного присвоить монастырские земли. Церковный собор принял решения, которые записали в книгу из стa глав-статей (Стоглав). Статьи отвечали на вопросы о церковном строении, поставленные Иваном. Стоглав укреплял дисциплину, а также регламентировал церковную жизнь – быт монастырского и церковного обихода, службы и обряды в церкви. Позже Иван организовал списание земель и ввел определенную единицу поземельного налога – «большую соху». Одну и ту же сумму брали с 500 четвертей (половина десятины) «доброй» земли в одном поле с черносошных крестьян; 600 четвертей – со служилых феодалов (ими были помещики и вотчинники).
Немаловажной реформой, принятой при Иване, была реформа центрального управления. Ее суть была в создании приказов, которые занимались государственными делами. Одна часть приказов ведала какой-либо отраслью управления, другая властвовала территориями: третья (временная) создавалась для выполнения отдельных приказов царя, после завершения которых она распускалась. Главами приказов были бояре, им помогали дьяки – именно они зачастую и вели все дела. Главе приказа и дьякам подчинялись подьячие и прочий приказной люд.