Смекни!
smekni.com

Фикельмон, Дарья Фёдоровна



План
Введение
1 Биография
2 Д. Ф. Фикельмон и Пушкин
3 Дети
4 Адреса в Санкт-Петербурге

Список литературы

Введение

П. Ф. Соколов. Портрет Д. Ф. Фикельмон. (1836)

Графиня Дарья Фёдоровна Фикельмон (Ficquelmont, 14 октября 1804 — 10 апреля 1863, Вена или Венеция[1]), урождённая графиня Тизенгаузен, — внучка фельдмаршала Кутузова, дочь друга А. С. Пушкина Е. М. Хитрово. Часто упоминается как Долли Фикельмон. Известна как хозяйка петербургского салона и автор обстоятельного светского дневника.

1. Биография

Дочь флигель-адъютанта императора Александра I Фердинанда фон Тизенгаузена (1782—1805)[2] и Елизаветы Михайловны, урождённой Кутузовой (1783—1839). Детство провела в Ревеле, юность во Флоренции (её отчим Н. Ф. Хитрово был назначен в 1815 году российским поверенным в делах при герцоге Тосканском). 3 июня 1821 года вышла замуж за посланника австрийского императора во Флоренции Карла-Людвига (Шарля-Луи) фон Фикельмона. Разница в возрасте супругов была 27 лет. Первые годы супружества провела в Неаполе, где Фикельмон был дипломатическим представителем Австрии при дворе короля Обеих Сицилий Фердинанда I. Несмотря на всю сложность положения, — после подавления неаполитанской революции отношения между австрийцами и итальянцами были натянутыми, — Дарья Фёдоровна и её мать очень скоро освоились в неаполитанском обществе.

В 1823 году вместе с матерью и сестрой Екатериной совершила поездку в Петербург, — Елизавета Михайловна намеревалась выхлопотать себе пенсию. Они были очень благосклонно приняты при дворе, а между императором и семейством Хитрово завязалась переписка[3]. По мнению Н. А. Раевского, в тот период Александр I был увлечён Дарьей Фёдоровной, сама же она на всю жизнь сохранила восторженное отношение к императору.

В 1829 году Фикельмон был назначен послом в Петербург. Фикельмоны жили в арендованном посольством особняке князя Салтыкова (Дворцовая набережная, 4). Елизавета Михайловна занимала в этом же доме отдельную квартиру. Дарья Фёдоровна живо интересовалась литературой и музыкой, религиозно-философскими вопросами и политикой. Её близкими друзьями были П. Вяземский, А. Тургенев, И. Козлов. Салон графини Фикельмон часто посещал Пушкин. По словам П. А. Вяземского:

Вся животрепещущая жизнь европейская и русская, политическая, литературная и общественная, имела верные отголоски в этих двух родственных [Хитрово — Фикельмон] салонов. Не нужно было читать газеты, как у афинян, которые также не нуждались в газетах, а жили, учились, мудрствовали и умственно наслаждались в портиках и на площади. Так и в этих двух салонах можно было запастись сведениями о всех вопросах дня, начиная от политической брошюры и парламентской речи французского или английского оратора и кончая романом или драматическим творением одного из любимцев той литературной эпохи. Было тут обозрение и текущих событий; была и передовая статья с суждениями своими, а иногда и осуждениями, был и лёгкий фельетон, нравоописательный и живописный. А что всего лучше, эта всемирная изустная разговорная газета издавалась по направлению и под редакцией двух любезных и милых женщин[4].

В 1838 году Дарья Фёдоровна вместе с мужем, матерью и дочерью уехала из России, надеясь поправить в более мягком климате своё здоровье. В Россию, вероятно, она не возвращалась, жила с мужем большей частью в Вене или в Теплицком замке у дочери, княгини Кляри-и-Альдринген.

Во время революции 1848 года её муж, ставший на короткое время председателем совета министров, был обвинён в получении взятки от русского правительства. В Венеции Дарья Фёдоровна дважды была арестована гражданской гвардией и покинула город вместе с дочерью, зятем и внуками на английском военном корабле.

После смерти мужа «переписала и собрала»[5] для издания отдельной книгой его заметки по различным вопросам философии и политики, представлявшие зачастую карандашные наброски неразборчивым почерком.

Всю жизнь Дарья Фёдоровна вела дневник на французском языке. Две тетради дневника Фикельмон, касающиеся её петербургского периода жизни, изучены и описаны А. В. Флоровским. Подлинник хранится в филиале Государственного архива в городе Дечине.

Похоронена в семейном склепе князей Кляри-и-Альдринген в селении Дуби близ Теплице.

2. Д. Ф. Фикельмон и Пушкин

Знакомство Фикельмон и Пушкина состоялось осенью 1829 года. Он стал частым гостем в доме австрийского посланника, а с Дарьей Фёдоровной поэта связывали дружеские отношения.
Существует версия, оспариваемая большей частью исследователей, что у Дарьи Фёдоровны был роман с Пушкиным.
Предположение возникло после публикации в 1922 году М. А. Цявловским рассказа друга поэта П. В. Нащокина в записи П. И. Бартенева. По словам Нащокина, Пушкин рассказал ему о своём романтическом свидании, назначенном одной блестящей светской дамой в своём петербургском доме. Имя дамы не было названо, однако её отождествляли с Д. Ф. Фикельмон.
Существует мнение, что это приключение нашло отражение в «Пиковой даме»: описание ожидания Германна, тайком проникшего во дворец старой графини, в передаче Нащокина совпадает с описанием ожидания Пушкина. А пушкинист Н. О. Лернер обратил внимание, что Германн, покидая дом графини думает не о крушении своих надежд, а о любовнике, посещавшем её спальню шестьдесят лет назад: «Думать <…> мог в данном случае автор, а не Германн, потрясённый „невозвратной потерей тайны, от которой ожидал обогащения“. С таким настроением не вяжутся эти мысли, полные спокойной грусти».
Н. А. Раевский находил, что в «Пиковой даме» под видом дворца старой графини изображён дом австрийского посланника.
Доказательством правдивости рассказа Нащокина считается то обстоятельство, что С. А. Соболевский, ознакомившийся с записями Бартенева, не сделал никаких замечаний по поводу истории со свиданием. Сторонники версии романа Фикельмон и Пушкина считают, что Дарья Фёдоровна была несчастлива в браке. Однако это остаётся только предположением: всё, что известно о супругах Фикельмон, свидетельствует о полном согласии между ними.
По версии Л. П. Гроссмана, Пушкин разыграл друга, сочинив, как это бывало, новеллу в духе Бокаччо и выдав её за действительное событие.

3. Дети

1. Елизавета-Александра-Мария-Тереза (12 декабря 1825, Неаполь — 14 февраля 1878, Венеция) — крестница императрицы Елизаветы Алексеевны. В честь нее и императора Александра I получила два первых имени. Марией-Терезой её назвали в честь австрийской императрицы. Дома ее звали «Элизалекс».

15 декабря 1841 года в Вене вышла замуж за князя Эдмунда Клари-и-Альдринген (1813-1894).

4. Адреса в Санкт-Петербурге

Дом Салтыкова, Дворцовая набережная, 4 (1829 — 1838 гг.)

Литература

· Л. П. Гроссман. Устная новелла у Пушкина / Этюды о Пушкине, издание Л. Д. Френкель, П., 1923

· Н. А. Раевский. Избранное.— М.: Художественная литература, 1978, с.с. 52 — 342.

· А. В. Флоровский. Пушкин на страницах дневника графини Д. Ф. Фикельмон. «Slavia», Praha, 1959, rocn. XXVIII, ses. 4, c.555 — 578.

· N. Kauchtschwili, Il diario di Dar'ja Fёdorovna Ficquelmont, 1968.

Список литературы:

1. Н. А. Раевский. Избранное.— М.: Худ.литература, 1978, с.338

2. Умер от ран, полученных в сражении при Аустерлице. Л. Толстой, создавая сцену ранения князя Андрея в «Войне и мире», использовал рассказ о подвиге Тизенгаузена. (Н. А. Раевский. Избранное.— М.: Худ.литература, 1978, с.56)

3. Письма Александра I хранятся в Пушкинском доме: десять из них адресованы Фикельмон, три — её матери, одна записка — Е. Тизенгаузен, одно письмо — всем троим.

4. Раевский Н. А. Избранное. — М.: Художественная литература, 1978. — С. 229.

5. P. de Barante. Pensées et réflexions morales et politiques du comte de Ficquelmont ministre d’Etat en Autriche. Paris, 1859, p. XXII.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фикельмон,_Дарья_Фёдоровна