Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран (стр. 3 из 3)

В отличие от политических прав, которые касаются, прежде всего, граждан, личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей мере связанны с концепцией естественных прав человека. Их ограничение допускается некоторыми конституциями (Бразилия, Швейцария и др.) лишь в военное время. Неизменно в конституциях различных стран к числу личных прав, принято относить: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности и право на частную жизнь, однако есть специфические личные права граждан, которые конституционно закреплены в некоторых странах.

В рамках данной главы необходимо рассмотреть тайны информационных контактов в Конституциях Японии и Польши, касательно конституции Японии под данным понятием следует рассмотреть, прежде всего, статьи 33, 34, 35 конституции. Для более четкого представления считаю необходимым дать общие сведения о личных правах и свободах закрепленных в Японской конституции и о конституции в целом.

В Конституции Японии права и свободы закреплены таким образом, что ими вполне могут воспользоваться и неяпонские подданные и граждане. Права и свободы предоставляются как права человека живущему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав. Другими словами, Конституция в качестве основы взяла концепцию естественных прав человека (ст. 11). В специальной главе "Верховный закон", определяющей место Конституции в юридической системе страны, специально подчеркивается: "Основные права человека, гарантированные народу Японии настоящей Конституцией, являются результатом вековой борьбы людей за свободу. Эти права претерпели в прошлом суровые испытания и дарованы нынешнему и будущим поколениям в надежде, что они на вечные времена останутся нерушимыми" (ст. 97). Очевидна некоторая декларативность приведенной нормы; в то же время она подчеркивает значение прав и свобод в послевоенной Японии.

По сравнению с ранее действовавшей Конституцией 1889 г., с ее 14 статьями, посвященными правам и свободам, ныне действующий Основной закон сделал громадный шаг вперед в регулировании этого института. Если в Акте 1889 г. в разделе "Права и обязанности подданных" было всего 15 статей (ст. 18-32) и в каждой из них постоянно встречались нормы об их ограничениях, всякий раз давалась отсылка к закону или формулировка "при соблюдении правил, установленных законом", то теперь в большем в два раза числе (в 30) достаточно развернутых статей Конституции 1947 г. содержатся весьма четкие формулировки почти без каких-либо оговорок. Многие права и свободы весьма похожи на соответствующие в западноевропейских конституциях, хотя есть и чисто японский подход к некоторым из них. Целых 10 статей посвящены личным правам и свободам, и прежде всего личной неприкосновенности и защите личности. Среди них право на защиту от ареста, который может осуществляться только на основании приказа, выданного компетентным работником органов юстиции (ст. 33); гарантии при задержании (ст. 34); неприкосновенность жилища, документов и имущества (ст. 35) эта статья означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина, без такого разрешения вход возможен только при определенных обстоятельствах (обыск, выемка документов) и при наличии постановления судьи. Для обыска необходимо присутствие понятых, которые должны подписать соответствующий акт. Также войти возможно для тушения пожара и устранения чрезвычайных ситуаций; запрещение должностными лицами пыток и жестоких наказаний (ст. 36); несколько статей говорит о правах в судебной области. Конституционным правом личности считается тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией возможно только с разрешения судьи, такой же порядок установлен в отношении прослушивания телефонных переговоров, в обоих случаях судье должны быть представлены весомые доказательства в необходимости применения таких мер.

Перечисленные права и свободы в целом являются весьма распространенными в развитых демократических государствах. Но есть и нормы, в которых чувствуется происхождение, той страны в которой они действуют. Более того, некоторые из таких норм в своем регулировании идут значительно дальше, чем в развитых европейских странах. Так примером может служить раздел II конституции Польши.

Долгое время конституции различных стран ограничивались гарантиями неприкосновенности жилища и тайны переписки (позднее также других видов коммуникации - телеграфных сообщений, телефонных переговоров и т.д.). В настоящее время все более детальные и обширные проявления личной свободы, получают широкие конституционные гарантии в демократических государствах. Они приобретают особое значение на пороге эпохи информатизации, которая, как и все достижения прогресса, наряду с великими благами несет для человека и определенные опасности. В условиях авторитарных, а особенно тоталитарных, политических режимов власть стремится контролировать частную жизнь людей, чтобы использовать получаемую информацию для усиления господства над ними. Отсюда особая важность указанных конституционных гарантий.

В конституции Польши довольно широко и детально описаны права и свободы касающиеся тайны информационных контактов. А именно:

Cтaтья 49

Oбeспeчивaются свoбoдa и oхрaнa тaйны коммуникации. Их oгрaничeниe мoжeт имeть мeстo тoлькo в случaях, oпрeдeлeнных зaкoнoм, и oпрeдeлeнным им спoсoбoм.

Cтaтья 50

Oбeспeчивaeтся нeприкoснoвeннoсть жилищa. Oбыск жилища, пoмeщeния или трaнспoртнoгo срeдствa мoжeт иметь место тoлькo в случaях, oпрeдeлeнных зaкoнoм, и oпрeдeлeнным им спoсoбoм.

Cтaтья 51

Никтo нe мoжeт быть oбязaн иначе, чем на основании закона, рaскрывaть информацию, кaсaющуюся eгo личнoсти.

Публичные влaсти нe мoгут приoбрeтaть, собирать иную инфoрмaцию, кaсaющуюся грaждaн, чeм тa, кoтoрaя нeoбхoдимa в дeмoкрaтичeскoм прaвoвoм гoсудaрствe, и открывать к ней доступ.

Kaждый имeeт прaвo дoступa к кaсaющимся eгo oфициaльным дoкумeнтaм и сoбрaниям дaнных. Oгрaничeние этoгo прaвa может oпрeдeляться зaкoнoм.

Kaждый имeeт прaвo трeбoвaть испрaвить, a тaкжe устрaнить нeвeрную, нeпoлную или сoбрaнную спoсoбoм, противоречащим закону, инфoрмaцию.

Принципы и пoрядoк сбора информации, a тaкжe открытия доступа к ней oпрeдeляются зaкoнoм.

Как упоминалось выше, в настоящее время технологии меняются гораздо чаще и легче, чем конституции, поэтому возникает объективная необходимость широкого рассмотрения вопросов, связанных с защитой информации о гражданине именно в Конституции. В конституции Польши даются прямые указания на законодательные акты, регулирующие описываемые нормы и отсылка на соответствующие этой сфере законы. Получение личной информации о человеке, его частной жизни возможно только при наличии постановления судьи. Каждый гражданин имеет право, в случае предоставления о нем неверной или искаженной информации, требовать ее устранения либо официального опровержения.