Вопрос о религиозной принадлежности был задан в ходе осуществления в 2007 г. швейцарского проекта помощи, когда 661 глава семейства в городах Барун-Урт, Арвайхэр, Улангом и Кобдо дал следующие ответы: 75,8 % буддисты, 21,6 % нерелигиозны, 1,4 % христиан, 0,9 % мусульман и 0,3 % другие религии[30].
Служба Гэллапа по результатам глобального опроса общественного мнения, проведенного в 2007—2008 годах, поместила Монголию на десятое место среди наименее религиозных стран мира (между Францией и Белоруссией): лишь 27 % опрошенных респондентов заявили, что «религия является важной частью повседневной жизни»[31].
10.3. Буддизм в Монголии
Тибетский буддизм является традиционной религией всех монголоязычных народов и народностей Монголии, а также тюркоязычных тувинцев. Буддисты составляют 94 % населения[32], абсолютное большинство во всех регионах Монголии за исключением аймака Баян-Улгий. Среди них встречаются и некоторое количество шаманистов, чаще всего сочетающих исповедание буддизма, поэтому точное определение доли шаманистов не представляется возможным.[33]
10.4. Ислам в Монголии
Казахи, составляющие 88,7 % населения Баян-Улэгэйского аймака и 11,5 % населения Кобдоского аймака (несколько тысяч казахов мигрировало в Улан-Батор и др. крупнейшие города севера страны) традиционно исповедуют суннитский ислам. Их численность в 1956 году составляла 37 тыс. (4,3 % населения), к 1989 году возросла до 121 тыс. (6,1 % населения). Массовая репатриация казахов-оралманов в Казахстан привела к сокращению их числа до 103 тыс. (4,3 %) в 2000 году[34]. Однако к 2007 году численность казахов вновь возросла до 140 тыс. (5,4 % населения)[35]. Численность других мусульманских этносов (узбеки, уйгуры, татары и др.) в сумме не превышает нескольких сот человек. На северо-западе Монголии в Убсунурском аймаке имеется небольшая (9 тыс. чел. по данным переписи 2000 г., 7 тыс. чел по данным текущего регистрационного учёта в 2007 г.) этническая группа хотонов, которые были переселены в Монголию из Восточного Туркестана св.300 лет назад и в то время были тюрками-мусульманами. За прошедшее время хотонами был воспринят монгольский язык, а большая часть исламской обрядности была вытеснена перенятой у окружающего населения буддийской и шаманистской. Хотоны сохранили только некоторые элементы исламских традиций (в частности обрезание). В настоящее время в среде хотонов растет исламская самоидентификация.
10.5. Христианство в Монголии
В 2007 году общая численность христиан составила (согласно подсчётам самих христианских церквей) св. 4 % всего населения, в том числе протестанты (в основном евангельские христиане-баптисты) составляли 90 % христиан, ещё 9 % составляли мормоны, тогда как католики и православные в сумме составляли всего 1 % всех христиан Монголии. Следует учитывать, что в стране (по данным церковных источников) действовало по меньшей мере ещё 250 незарегистрированных евангелических церквей [28].
Значительную долю прихожан Свято-Троицкого прихода Русской православной церкви в Улан-Баторе составляют осевшие в городе выходцы из бывшего СССР, а также приезжающие в Монголию на работу, учёбу или отдых граждане РФ, Украины, Белоруссии и др. стран. В 2009 году в Улан-Баторе был освящён православный Троицкий храм[36]; Троицким приходом начала издаваться православная газета на монгольском языке[37]. Имеются планы строительства храма-часовни в Эрдэнэте[38].
В отличие от православной церкви, западные религиозные организации ведут очень активную миссионерскую деятельность среди буддистского населения Монголии (этому способствует традиционно высокий уровень религиозной толерантности монгол), проводят благотворительные акции, летние лагеря для детей, центры реабилитации для страдающих алко- и наркозависимостью.
11. Общество и культура
Культура Монголии находится под сильным влиянием традиционного монгольского кочевого образа жизни, а также под влиянием тибетского буддизма, китайской и русской культур.
11.1. Ценности и традиции
Любовь к своему происхождению и семье ценятся в монгольской культуре; это проявляется во всем, от старой монгольской литературы и до современной поп-музыки. Другой важнейшей характерной чертой степняков является гостеприимство. Юрта — важная составляющая монгольской национальной самобытности; вплоть до настоящего времени в юртах проживает много монголов.
11.2. Образование
Образование — одно из приоритетных направлений внутренней политики Монголии. К настоящему времени неграмотность в стране практически уничтожена, благодаря созданию сезонных школ-интернатов для детей из семей кочевников (в 2003 неграмотное население в Монголии составляло 2 %).
Десятилетнее образование было обязательным для всех детей от 6 до 16 лет (шесть из них — начальная школа). Обязательное школьное образование, однако, было продлено на два года для всех первоклассников в 2008—2009 учебном году. Новая система, таким образом, не будет полностью введена в действие до 2019—2020 учебного года. Кроме того, предлагаются курсы профессиональной подготовки для молодых людей в возрасте 16-18 лет. На сегодняшний день в Монголии имеется семь университетов. Монгольский государственный университет в Улан-Баторе, основанный в 1942 году — крупнейший и старейший университет страны; в 2006 году в нём училось около 12 000 студентов.
11.3. Здоровье
С 1990 года в Монголии происходят социальные перемены и улучшения в здравоохранении. Существует еще немало возможностей для совершенствования, особенно в малонаселенных районах.[39] Младенческая смертность в Монголии — 4,3 % [40] в то время как средняя продолжительность жизни женщин составляет 70 лет; для мужчин — 65 лет. Общий коэффициент рождаемости в стране (SFT) — 1,87.
Система здравоохранения включает в себя 17 специализированных больниц, четыре региональных диагностических и лечебных центра, девять районных больниц, 21 аймачная и 323 сомонные больницы. Кроме того, есть 536 частных больниц. В 2002 году в стране было 33.273 работников здравоохранения, из которых 6.823 — врачи. На 10.000 жителей Монголии приходится 75,7 больничных коек.
11.4. Искусство, литература и музыка
Одни из самых ранних примеров монгольского изобразительного искусства — наскальные рисунки и бронзовое и медное оружие с изображениями животных. Тут также находится каменная стела железного века. На монгольское искусство сильное влияние оказали изобразительные каноны тибетского буддизма, а также индийское, непальское и китайское искусство. В начале XX века в Монголии начала развиваться традиция светской живописи, её основоположником стал Балдугийн Шарав. После революции долгое время единственным допустимым стилем в монгольской живописи был социалистический реализм, и лишь в 1960-е годы художники получили возможность отойти от канонов. Первыми представителями модернизма в Монголии были Чойдогийн Базарваань и Бадамжавын Чогсом.
Монгольская литература религиозного содержания в большинстве своём — переводная с тибетского. Старейший литературно-исторический памятник — «Сокровенное сказание монголов». В XVIII веке начинается перевод китайских романов и новелл. После революции 1921 года появляются переводы художественных произведений с русского языка. Одним из основоположников современной монгольской литературы является писатель, поэт и общественный деятель Дашдоржийн Нацагдорж, первый переводчик произведений Пушкина на монгольский язык. Важным событием в советско-монгольских литературных связях было издание в СССР в первой половине 80-х гг. XX века «Библиотеки монгольской литературы» в 16 томах. К поколению молодых литераторов начала XXI века относится поэт и писатель Г. Аюрзана, удостоенный в 2003 году премией Союза монгольских писателей «Золотое перо» за роман «Мираж».
Инструментальный ансамбль занимает важное место в монгольской музыке. Народные инструменты: аманхур (губная гармоника), моринхур (т. н. «монгольская виолончель») и лимб (бамбуковая флейта). Существуют некоторые примеры из ключевых инструментов в монгольской музыке. В XX веке отдельные композиторы сочетают элементы западной классической музыки с традиционной монгольской. К концу века среди молодых музыкантов стали популярны западные современные поп, рок, хип-хоп и т. д. Монгольская поп-музыка в основном сконцентрирована в Улан-Баторе и мало известна за пределами столицы.
11.5. Спорт
Надам — один из двух традиционных национальных праздников Монголии наряду с Белым месяцем; ежегодные празднества проходят по всей Монголии с 11 по 13 июля. Игры состоят из монгольской борьбы, стрельбы из лука и конных скачек.
В современных видах спорта монголы традиционно сильны в одиночных видах. Это бокс, вольная борьба, дзюдо, пулевая стрельба. По числу олимпийских наград, приходящихся на душу населения, Монголия опережает многие высокоразвитые страны. Активными темпами развивается довольно экзотические виды спорта для монголов, как бодибилдинг и пауэрлифтинг.
Очень хороших результатов монголы добились в священной для Японии виде борьбы, как сумо. С конца XX века монголы безраздельно властвуют в этом виде спорта. В высшем дивизоне борются 42 борца; из них 12 монголов. До недавнего времени, высшим титулом японской национальной борьбы ёкодзуна обладали 2 монгола, но после отставки ёкодзуны Асасёрю (Долгорсурэн, Дагвадорж) на дохё выступает только один «Великий Чемпион» — Хакухо (Давааджаргал Мунхбат).
11.6. Средства массовой информации
Монгольские СМИ были тесно связаны с советскими через МНРП. Газета Унэн («Истина») напоминала «Правду». Правительство жёстко контролировало СМИ вплоть до демократических реформ 1990-х годов. Государственные газеты были приватизированы только в 1999 году.
Тираж газет в Монголии уже давно снижен (134,1 млн в 1990 году до 18,5 миллиона в 2003), и на сегодняшний день в стране нет ежедневных газет. На шесть национальных газет приходится более чем 300 номеров в год. Существует вещательная государственная радиокомпания — «Монголрадио» (основана в 1934 году), и государственная телекомпания — «Монголтелевиз» (основана в 1967 году). У «Монголрадио» — три канала внутреннего вещания (два на монгольском языке и один на казахском).Также Монгольское государственное радио ведет с 1964 года передачи по каналу иновещания, известному как «Голос Монголии». Передачи ведутся на монгольском, русском, английском, китайском и японском языках. У монгольского государственного телевидения «Монголтелевиз» — два канала. Однако, только одна треть граждан имеют доступ к гостелеканалу. Помимо этих госкомпаний существует ряд частных радио- и телевизионных станций.