Особо узкой, и крайне сложной считалась профессия замочника: висячие замки состояли порой из 30-40 мелких деталей. Большой ассортимент изделий изготавливался мастерами — деревообделочниками. В культурном слое Новгорода были найдены многие музыкальные инструменты, изготавливаемые такими мастерами: гусли, дудки, свистки и.т.д. Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевеннообувное ремёсла.
3.3 Торговля
Новгород являлся основным "окном в Европу" для Руси. Новгород был составной частью торгового пути «из варяг в греки», то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из государств Древнего Востока на Русь и страны балтийского побережья. Торг находился на правом берегу Волхова, напротив детинца, с которым его соединял Великий мост. Лавки, которых было около 1800, делились на ряды. Название ряда соответствовало продаваемой на нём продукции.
Начало торговли Новгорода со странами Западной Европы относится к X—XI векам. В скандинавских сагах не раз упоминается о торговле между новгородцами и норвежцами. В хронике Адама Бременского приводятся слова датчан, которые рассказывали, что при попутном ветре они проплывали путь до Новгорода за один месяц. В XII веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд, расположенном в центре балтийского моря и являющимся в XI—XIII века центром балтийской торговли. На рубеже XI-XII веков в Новгороде уже существовала торговая фактория готландских купцов – так называемый Готский двор с церковью Святого Олафа, которую новгородцы называли «Варяжкой божницей». На Готланде, в Висбю, новгородские купцы основали свое подворье, тоже с церковью, остатки которой сохранились. В те времена Готланд был центром торговли в балтийском регионе. Во второй половине XII столетия на Готланде появились немецкие купцы, приплывшие сюда из Любека и других немецких городов. Постепенно они вытеснили готландцев, и уже с рубежа XII-XIII вв., западноевропейская торговля Новгорода велась непосредственно через немецких купцов.
В XI веке, по примеру готландцев, немцы развернули в Новгороде свой гостинный двор. Немецкий двор,
называемый в ганзейских источниках двором св. Петра (Петерхофом), по названию заложенной здесь немцами церкви, являлся основой конторы Ганзы в Великом Новгороде. Также как Готский, он располагался на Торговой стороне в недалеко от Ярославова Дворища, но с его восточной стороны. Руководили конторой сначала немецкий Любек, а потом ливонские Рига, Дерпт, Ревель. Устройство ганзейской конторы в Новгороде, организация быта и торговли, а также взаимоотношения с новгородцами регламентировались специальными постановлениями, записанными в специальный устав - скру (что означает «книга законов» или «судебник»). Приезжать в Великий Новгород и жить во дворах имели право только купцы ганзейских городов. Скра также запрещала любые торговые отношения с "неганзейцами" (особенно голландцами и фламандцами - главными конкурентами Ганзы).Новгородские купцы приходили на Немецкий двор, чтобы договориться о сделках и забрать товар. Ганзейские же купцы приобретали новгородские товары непосредственно на русских усадьбах. Торговля была оптовой и меновой. Ткани продавались поставами, запечатанными специальными пломбами, соль - мешками, мед, вино, сельдь, цветные металлы - бочками. Даже мелкие штучные товары продавались большими партиями: перчатки, нитки, иголки - дюжинами, сотнями, тысячами штук. Русские товары также закупались оптом: воск - кругами, мех - сотнями шкурок. Строго соблюдался и меновый характер торговли, т.е. наличный товар за наличный товар. Торговля в кредит категорически запрещалась по
д угрозой конфискации товара.Из Руси немецкие купцы вывозили в основном меха. Известно, например, что немецкий купец Виттенборг продал за три года в середине XV века 65 тысяч шкурок (в основном белки), купленных им в Новгороде. Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Для освещения огромных зал и готических соборов требовалось много свечей. Своего воска в западной Европе не хватало, поэтому новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160 кг каждый. Немецкие купцы покупали и кожаную обувь, которой славился в то время Новгород.
Ввозили в Новгород ткани — в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. О размерах ввоза говорят такие факты: в 1410 году у Немецких купцов в Новгороде было около 80000 метров, и причём всё было продано в этот год. Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с Запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои нужды. Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб.
Отношения новгородцев и ганзейцев складывались непросто и далеко не всегда дружески. Ссоры, стычки и запреты на торговлю были довольно частыми явлениями. Обычно конфликты возникали из-за несоблюдения той или иной стороной правил торговли. К примеру, в случае нарушения одним из купцов правил торговли предъявлять иск следовало только виновному лицу. Но судя по источникам, подобные нарушения часто влекли за собой арест всех новгородских купцов в ганзейских городах и арест немецких купцов в Великом Новгороде. Ограбление новгородцев где-нибудь в Балтийском море или в Ливонии также нередко влекло за собой задержание всех немецких купцов в Великом Новгороде.
Особенно участились взаимные аресты купцов и товаров во второй половине XIV в. Конфликты переросли в торговую войну 1385-1391 гг., после которой был заключен Нибуров мир. Частой причиной прекращения торговых отношений были войны и политические распри между Новгородом и его противниками (чаще всего Ливонским орденом и Швецией). Хотя на время войн договоры и гарантировали купцам "свободный путь", всякий раз с началом войны объявлялась торговая блокада. Иногда конфликты возникали непосредственно между жителями Великого Новгорода и иноземными купцами. В периоды особенно острых противоречий ганзейские купцы закрывали дворы, и, забрав имущество покидали Новгород. Новгородцы же в свою очередь стремились задержать ганзейцев в городе до удовлетворения своих требований[5].
Конец новгородско-ганзейским отношениям положил в 1494 г. Иван III, когда по его указу немецкая контора в Великом Новгороде была закрыта, а ганзейские купцы и их товары были арестованы и отправлены в Москву. Разные историки называют разные причины этого: желание Ивана III после подчинения Новгорода Москве подорвать его могущество, заключение русско-датского договора в 1493 г., казнь (сожжение заживо) двух русских в Ревеле в 1494 г. (один был казнен как фальшивомонетчик, второй — по обвинению в половых извращениях) без уведомления властей русской стороны, как это надлежало сделать согласно новгородско-ливонскому договору 1493 г6.
Некоторые полагают, что торговля была основой экономики города. Однако это не так. Ввозили в Новгород предметы роскоши и только отчасти сырьё для ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров. Современные историки, не отрицая важности торговли, с полной очевидностью выяснили, что основой хозяйства Новгородской земли было сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом.
4. Культура
По распространённому мнению, в отличие от других европейских государств того времени, в Новгородской республике был очень высокий уровень грамотности не только среди знати, но и среди обычных граждан. Впрочем, существует и противоположное мнение.
Заключение
История Новгородской феодальной республики, как и вся Русская история, очень поучительна.
История Новгорода Великого говорит нам, что у России есть опыт построения демократического государства, насчитывающий, по крайней мере, три с половиной столетия. Разумеется, никто в Средние века не рассуждал о правах человека и свободе слова, но основной принцип, запечатленный в самом названии демократии (народовластие), был определяющим в новгородском государственном устройстве; новгородцы назывались вольными гражданами Новгорода.
Новгород был крупнейшим центром ремесленного производства. Ремесленники владели множеством техническими приемов во многих отраслях производства, и прежде всего – в металлообработке. Ремесло было многоотраслевым, значительной была дифференциация производства, приводившая к появлению различных, более узких, специальностей в рамках отдельных ремесленных отраслей. В целом, по техническому уровню ремесленного производства и по масштабам его распространения Новгород не уступал средневековым городам Западной Европы.
В данной работе была достигнута цель: рассмотрение организациюи власти, политическое устройство и управление в Новгородской республике.
Были поставлены и решены следующие задачи:
· рассмотрели факторы формирования политического устройства Новгорода;
· рассмотрели экономику Новгородской республики;
· раскрыты компетенцию княжеской власти и её ограничение;
· выявлены особенности местного управления в Новгородской республике.
В первой главе была рассмотрена история новгородской республики.
Новгородская республика была захвачена, а её земли аннексированы московским князем Иваном III после Шелонской битвы (1471) и последующего похода 1478 года. Во второй главе рассмотрено политическое устройство, где вече — собрание части мужского населения города, обладало широкими полномочиями. В (1478), вече было уничтожено, как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву. Существовал совет господ («госпо́да») — своеобразная новгородская высшая палата. В третей главе рассмотрена экономика. Земельные богатства в XIV—XV веках составляли основу могущества правящей верхушки — боярства.Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех.Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевеннообувное ремёсла. И в последней главе рассмотрена культура, в Новгородской республике был очень высокий уровень грамотности не только среди знати, но и среди обычных граждан. Впрочем, существует и противоположное мнение.