-----------------------------------------------------------------------------------
[3] Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985, с. 237
[4] там же, с. 250
[5] Зарубина Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства и
предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998, с. 75
Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты превалируют среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих. Вдобавок, существенны различия в образовании. Среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
Еще Вебер заметил, что католики, опровергают тенденцию в том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе концентрируют свои усилия в области предпринимательства и торговле. Так было с поляками России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
Он задается вопросом: «с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией». Приходит к выводу, что различия поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом положении.
Далее следует попытка дать определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер по исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения. В его понимании идеальный человек- " кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда "честность полезна только потому, что дает кредит". Но высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. Тем самым речь идет о некой своеобразной этике. Можно с уверенностью признать такую позицию прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. «Вебер считает что честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная честность».
Центральный догмат протестантской этики, в противоположность католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, предлагает выполнение мирских обязанностей поскольку они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием т.е. закладывается равенство всех профессий перед Богом.
Основные значимые догматы протестантизма:
1. Человек изначально грешен
2. До начала жизни все предопределено
3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в
своей профессии
4. Послушание властям
5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским
6. Примирение со своим местом в мире.
В протестантской церкви был отменен выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека были определены предельно жестко- есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Следует только: тщательно исполнять свой профессиональный долг, избегать наслаждений - и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель -трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.
Вот, например одна из особенностей «национальные и религиозные меньшинства (в разных странах) добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности, концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства. Так обстояло дело с поляками в России и Восточной Пруссии, где они шли по пути экономического прогресса так же с гугенотами во Франции Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в Англии. Но так же надо сказать, что и в те времена, когда в Англии и Голландии католиков либо преследовали, либо только терпели, они в отличие от протестантов ничем особенным не проявляли себя в области экономики.
Скорее можно считать установленным, что протестанты как в качестве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении».
Вебер считает что над миром господствует рационализм. Именно он определяет отношения человека к природе, отношения между людьми, причем существует прямая зависимость между развитием техники и науки и ростом господства рационализма. М. Вебер обосновал рационализм науки и искусства. Анализируя психологию и мировоззрение протестантов, Вебер приходит к выводу, что духовные источники капитализма лежат в протестантской вере, и он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и духом капитализма.
4. Развитие протестантской этики глазами М. Вебер
М. Вебер в «Протестантской этике» описал духовные факторы становления первичного капитализма на Западе, когда именно духовная, религиозная мотивация предпринимательства, ее восприятие с точки зрения религиозного спасения доминировала над стремлением к наживе, рационализировала его и наделяла религиозным смыслом. В современном западном обществе положение изменилось: страсть к наживе вырвалась из религиозной «обертки» и превратилась в самодовлеющий мотив, в базовую ценность:
«В настоящее время дух аскезы - кто знает, навсегда ли? - ушел из этой мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре... В настоящее время стремление к наживе, лишенное своего религиозно-этического содержания, принимает там, где оно достигает наивысшей своей свободы, а именно в США, характер безудержной страсти, подчас близкой к спортивной»[6].
Из протестантских этических ценностей лишь «представление о "профессиональном долге" бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей»[7]. Протестантская этика, заложив духовные основания высокой профессиональной культуры, утратила непосредственное влияние на нее. Как свидетельствуют современные социологические исследования, прямого соответствия между высоким уровнем протестантской религиозности и трудовой этикой не наблюдается, но в целом она выше там, где была более сильная протестантская традиция.
Капитализм уже развивается не на основе религиозной культуры, а сам по себе. Первоначально человек со своими целями, ценностями, стремлениями создающий капиталистическое хозяйство теперь превратился в колоссальный самостоятельный механизм, формирующий образ мысли и стиль жизни каждого члена общества навязывающий ему свои нормы и «правила игры». М. Вебер пишет: «Пуританин хотел быть профессионалом, мы должны быть таковыми».
-----------------------------------------------------------------------------------------------
[6] [7] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 206-207
Заключение
М. Вебер в своей книге “Протестантская этика и дух капитализма” сравнивает предпринимательские способности представителей капиталистического мира, придерживающихся различных христианских конфессий ( католики и протестанты). В ходе анализа, Вебер выевляет особенность: преобладание протестантов среди преуспевающих коммерсантов. Вебер пишет: «При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и литературе и на католических съездах Германии. А именно – несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий».
В ходе логических рассуждений автор делает несколько предположений и пытается объяснить их с исторической стороны – «В XVIв. многие богатейшие области империи в силу благоприятных естественных условий и близости торговых путей, приняли протестантскую веру; последствия этого факта способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и экономическое процветание». Так же с позиции экономической и общеобразовательной: «Тот факт, что процент католиков среди учащихся и выпускников средних учебных заведений "повышенного типа" значительно ниже их процентного отношения ко всему населению, можно, объяснить имущественными различиями. Но тот факт, что среди абитуриентов-католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству, также значительно ниже, чем среди протестантов – этот факт никак нельзя объяснить финансовой причиной».
В своей работе Вебер достаточно подробно и доступно, простым литературным, разговорным языком ведет исследователя по пути разносторонних сравнений, то есть он сравнивает одни и те же особенности, рассматривая их с разных сторон. Многое из того, что он нам дал в своих работах и исследованиях, широко используются в средствах массовой информации и в научной среде, что очередной раз показывает значимость его работ для нашего времени.
В итоге можно сделать вывод о том, что именно раскол христианской церкви, порадевший протестантизм послужил плацдармом для столь бурного развития капиталистических идеи, которая получила в протестантизме моральную и религиозную подоплеку своего существования, которая так удачно возникла в период Великих географических открытий и стала началом новый капиталистической эпохи.
Список использованной литературы:
1) М. Вебер Избранные произведения, М. Просвещение, 1990
2) Вебер М.Избранные произведения. М., 1990,
3) Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994
4) Масловский В.М. Веберовская концепция патримониализма и ее
современная интерпретация // Социологический журнал 1995 № 2,
5) Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология
Макса Вебера и веберовский ренессанс // Вопросы философии. 1991.