Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финуниверситет)
Кафедра «История»
Дисциплина «Экономическая история»
РЕФЕРАТ
на тему
«Протестантская этика и «дух капитализма», развитие предпринимательства»
Выполнил: студент группы У1-4с
Каштанов Виктор
Научный руководитель:
Хайлова Нина Борисовна
МОСКВА 2010
План:
Введение………………………………………………………… ………3стр.
1) Протестантизм как направление культуры…………… ……………4стр.
2) Протестантская концепция спасения как основа «капиталистического духа»……………………………………………………………………….5стр.
3) Веберская протестантская этика…………………………..…………7стр.
4) Развитие протестантской этики глазами М. Вебер………………….10стр.
Заключение………………………………………………………………..12стр.
Список использованной литературы…………………………………….14стр.
Введение
Актуальность выбранной мною темы подчеркивает то, что, будучи студентами Финансового университета при Правительстве РФ, мы получаем экономическое образование. Так вот, чтобы разобраться что же повлияло на экономику и в результате чего мы понимаем так данное слово сейчас, я думаю следует обратиться к эпохе «первоначального зарождения капитала», когда прежние духовные ценности, созданные средневековой церковью уступили свое место индивидуалистическому и рациональному видению мира в взглядах кальвинизма и пуританства.
Стоит отметить, что вся человеческая история изобилует разнообразными религиозными ответвлениями и реформаторством, но в свою очередь протестантизм выбивается из общего ряда- благодаря созданной через несколько сотен лет после его появления знаменитой теории Макса Вебера. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он провел сравнительный анализ наиболее важных и значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Протестантизму он отвел роль «духовного основателя» капитализма. Впервые данное произведение опубликовалось в 1905 г. в Германии и с тех пор по праву считается одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма. Именно поэтому я думаю будет очень интересно рассмотреть труд Вебера.
1. Протестантизм как направление культуры
Протестанты - это общее название христианских общин, образовавшихся в XVІ веке в результате проповеди Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Название “Протестантизм” произошло случайно. В 1529 году, в самом начале протестантского движения, был съезд германских князей. На этом съезде решался вопрос избрания веры. Большинство проголосовало за то, чтобы остаться в католической церкви, но несколько князей объявили протест против этого решения. Так и возникло это историческое наименование. Протестанты не любят когда их так называют, они предпочитают именоваться “евангельскими церквами”, подчеркивая что они возвращаются, как им представляется, к основам.
В конце средних веков и в начале эпохи Возрождения католическая церковь была подвержена многим тяжким болезням. Таким, как симония (продажа священных степеней за деньги), крайняя безнравственность многих римских первосвященников, злоупотребления с индульгенциями. Самым большим евангельской веры. Протестантизм разделился на лютеранство, кальвинизм (реформатство) и англиканство.
В крации история появления протестантизма представляет собой злоупотребление власти прежней церкви, инквизиция, вызывавшая массовое недовольство. Изначальное ее назначение - сдерживание разного рода еретических движений и ограждение чад католической церкви от всевозможных крайних ересей, расколов и схизм. Но очень быстро это учреждение пришло в упадок, потому что как такового суда не было, а следствия сводилась к пыткам. Достаточным аргументом для обвинительного приговора считалось признание обвиняемого в своей вине. Инквизиция преследовала кого угодно по самым разным поводам. В конце дело дошло до того, что в Европе во многих деревнях и даже целых регионах до трети женского населения обвинялось в колдовстве. Все попытки реформирования каталитической церкви потерпели неудачу. Сами реформаторы кончили жизнь свою по большей части на костре. И вот в XVl век на Западе совершилось крупнейшее в истории разделение христианского мира. В течении ста лет реформации от католической церкви отошло примерно 90 миллионов верующих, образовались десятки новых христианских конфессий.
Протестанты, обоснованно отказываясь от определенных заблуждений католиков, не избежали крайностей и перегибов. Отказываясь от любого иерархического авторитета, они резко осуждали безграничную власть Римского папы. Отвергая католическое учение о действенности таинств в силу совершенного действия, они вовсе отказались признавать некоторые таинства, а за другими удержали либо аллегорическое, либо воспоминательное значение.
2. Протестантская концепция спасения как основа «капиталистического духа»
«Капиталистический дух» в основе своей по М. Веберу имеет протестантскую концепцию спасения. Все «Высокие» религии продвигают в сознание верующих представления о высшей цели жизни и ее смысле– спасении. Для христианства в целом и протестантизма в частности этой высшей целью, является обретение вечного блаженства в царстве небесном. В спасении осуществляется полная реализация личности христианина.
Все нормы, общие представления закономерности поведения и правила взаимоотношений индивидов между собой и обществом, допустимые границы активности, ценности иерархии жизненных ожиданий раскрываются именно через представление о спасении.
Целью жизни протестанта является несение воли божьей в мир, будучи его орудием. Для этого ему следует подчинить все свое земное бытие служению и преобразованию повседневности во славу Божью, честно и добросовестно трудиться и добиваться успехов. Вся его жизнь – трудовая, духовная, интимная – должна быть проникнута суровой аскезой и рациональностью!
Идее спасения соответствует методика, определяющая практические пути достижения религиозного идеала, реальные формы поведения индивида в мире, меру и направления его активности.
Основой протестантской методики спасения является мироотвергающая аскеза, базирующаяся на признании несовершенства и греховности тварного мира, на его решительном отрицании. Отрицание греховного мира естественно предполагает отказ от его благ, сознательное ограничение своих потребностей, обуздание эмоций и подчинение всего образа жизни идее служения Богу.
При отказе от мирских благ и принципов мирского существования вообще, идеалом аскета-христианина является систематизированная деятельность, направленная на преодоление мирских страстей, мешающих сосредоточиться на служении Богу. М. Вебер подчеркивает, что такая аскеза, которую можно назвать потусторонней, ведет к «полному отрешению от "мира", к разрыву социальных и душевных уз семьи, к отказу от имущества, от политических, экономических, художественных, эротических, вообще от всех тварных интересов»[1].
Примером потусторонней аскезы можно рассматривать христианское монашество, уходящее от мирских дел, однако, не отказывающееся от деятельности самой по себе. В рамках этой формы аскезы физический труд, например, у христианских монахов, приобретает, по выражению М. Вебера, «гигиеническую» ценность[2], становится принятым религией средством послушания – отвлечения от мирских страстей. М. Вебер акцентирует внимание на том, что западные аскеты-монахи состояли на службе церкви выполняя в ее интересах практическую работу – независимо от того будет ли это непосредственное производство материальных благ, или охранительная, инквизиторская, политическая
-----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985, с. 234
[2] там же, с. 249
Однако важно, что высший смысл в данном случае имела не деятельность сама по себе, а духовные цели.
Уникальность и историческая значимость протестантизма состоят в том, что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в посюстороннюю, или мирскую аскезу, в которой деятельность в миру рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего. При всем его несовершенстве, мир является единственным объектом деятельности, направленной на прославление Бога, той особой деятельности, которая «дает аскету возможность достичь тех качеств, которым он стремится, а они в свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет обретает способность к деятельности такого рода»[3].
М. Вебер считает: «принципиальное и систематически непреложное единство мирской профессиональной этики и религиозной уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей над мирного бога»[4]. Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его призвание.[5]
3. Веберская протестантская этика
В начале книги М. Вебер проводит анализ статистических данных, показывающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. Основываясь на своих данных, собранных в Германии,