Наконец собрался князь со своей молодой супругой в Киев. Взял с собой священников, мощи Св.Климента, из Корсуня иконы, церковные сосудыи разную церковную утварь. В Корсуне он поставил церковь на той самой насыпной горе, что корсунцы насыпали, похищая землю из насыпи. Ещё Владимир вывез из Корсуня четыре медных коня и две медные статуи, изображавшие женщин. Эти статуи стояли на корсунской площади, а теперь должны были украшать киевскую площадь. На них долго и после Владимирова княжения русский народ дивился в Киеве. Сам город Корсунь Владимир воротил грекам за царевну Анну, как подарок новобрачного родствнникам новобрачной. В наше время в нашем городе сохраняется обычай – это выкуп невесты женихом. Если у невесты есть брат он садиться на женихово место и не пускает жениха, пока тот не заплатит венечного.
Возвратившись в Киев, Владимир приказал уничтожить идолов. Конечно, христиане, жившие в Киеве, радовались уничтожению идолов, а другие жители, ещё не крестившиеся, плакали над своими разбитыми врагами.
5.
После уничтожения идолов Владимир приступил к обращению киевских язычников к христианству. Сначала он окрестил своих сыновей от прежних жен. Теперь, по христианскому закону, он стал жить с одной супругой Анной. Других жен оставил. Неизвесто, что с ними сталось. Только о Рогнеде говорили, что она крестилась и постриглась в монахини под имением Анастасия. Сыновей же было у Владимира двенадцать. По преданию и теперь указывают в киеве место, где все они приняли крещение. Это место называется Крещатник.
После крещения сыновей княжеских митрополит Михаил, приехавший из Греции, и священники, приехавшие из Корсуня, пошли по городу с проповедью. Сам князь Владимир помогал им: ходил среди народа, поучая его новой вере. Многие киевляне тогда же с радостью крестились. Другие только слушали проповедь и раздумывали о новой вере. После проповеди и увещаний Владимир послал кликать по Киеву: «Кто на другой день не придёт к реке, богат ли он, беден или нищ, работник ли, тот будет князю противен!».
Многие из народа с радостью слушали это и говорили: «Это было бы не добро, если б князь с боярами не приняли этого». И пошёл народ на призыв князя. Утром Владимир вышел с царицыными и корсунскими священниками к реке Почайне. Множество народа собралось туда же. Стали входить киевляне в воду, и стояли в реке, одни по шею, другие по грудь; дети стояли у самого берега; многие взрослые входили в реку с младенцами на руках; а крещёные бродили по реке, уча крестившихся, что им делать во время совершения таинства и становясь тут же их восприемниками. Священники же читали с берега молитвы. Орестились киевляни и стали расходиться каждый в свой дом. Владимир же молился и радовался. Так произошло крещение киевского народа. Есть предание, что иные очень усердные язычники не хотели и смотреть на крещение, и бежали в леса и степи. Но, таких, наверное, было очень немного.
После крещения киевлян сыновья Владимира разъехались по разным русским городам, где и крестили народ. Митрополит Михаил с епископами, с князевым дядей Добрынею отправились крестить народ вверх по Днепру. От Днепра Добрыня прошёл в Новгород. Здесь он призвал жителей креститься и поставил в самом городе церковь Преображения. Потом отправился к городу Ростову в Ярославской губернии. Между тем в Новгород приехал назначенный сюда еписком Иоаким Корсунец. Он встретил здесь народное возмущение против новой веры. Один кудесник, именим Богомил, отговаривал народ от крещения. Кудесник так хорошо умел говорить, что народ прозвал его Соловьём. Иоаким стал ходить с проповедью по площадям и улицам на тоговой стороне Новгорода. Ему помогал уговаривать народ к крещению ещё посадник Воробей. Несколько сот человек окрестил Иоаким. Но на другой стороне города, за рекою Волховом, тысяцкий, то есть воевода городских полков, Угоняй возмущал новгородцев. Он ездил на коне среди народа и кричал: «Лучше мы все помрём, а не дадим ругаться над своими богами!». Народ сжёг хоромы Добрынины, ограбил его жену и родных. Добрыня был главным посадником в Новгороде, и семья его жила здесь. Когда Добрыня воротился из ростова, он пробовал было уговаривать бунтовщиков ласковыми словами; но они не послушали его: разметали мост, соединявший две части города. Потом на берегу, напротив торговой стороны, уставили пороки. Так назывались машины для бросания камней в неприятеля. Нельзя было подступиться к возмутившемуся народу на торговой стороне новгорода. Тогда Владимирову воеводе Путяте удалось устримить восстание. Он ночью, с пятьюстами воинами переплыл Волхов выше города и внезапно явился на торговой стороне, где пресек возмущение.
К рассвету явился Добрыня. Все главные зачинщики возмущения были схвачены. Добрыня велел жечь идолов и бросать их в воду. Больше возмущений против христианской веры в Новгороде не было.
И так везде по Руси стала распространяться вера Христова. Везде князь Владимир строил церкви и назначал епископов по городам. Иные из греческого духовенства, пришедшие в Русь, постепенно выучились славянскому языку. Вскоре появились священники и епископы, тзбранные уже из русских людей. Сама служба церковная стала совершаться в Руси по славянским книгам, то есть по книгам, переведенным с греческого на славянский язык преподобным Кириллом и Мифодием. Христианское учение делалось более и более понятным для всего русского народа. Грамотные из русских людей стали сами читать и списывать славянские книги. А вскоре после княжения Владимира русские люди пошли в разные греческие и славянские монастыри; там сами списывали и переводили славянские и греческие книги и посылали их в Русь.
Правда, в далёком от киева Поволжье язычество не очень скоро оставлено было народом. После крещения киевлян язычество продержалось какое-то время в других краях, более глухих и далёких от Киева. Проповедники часто ходили по этим краям, усердно учили Христовой вере и крестили убеждённых проповедью…
6.
Много сделал Владимир по просвещению всей Руси Христовою верой. Но его занимала и другая забота. Нужно было защищать Русь от печенегов. Ещё со времён Игоря нападали они на русскую землю и приносили большой ущерб народу.
Печенеги были кочевой народ, совсем еспособный к земледелию. Городов у печенегов не было. Сами они делились на отряды, и каждый отряд, или орда, бродил отдельно. У них тоже бывали свои князья, предводители отрядов. Только для войны разные отряды собирались вместе, и порой в большом числе. Тоуда отряды выбирали одного из окружных князей главным своим начальником. И с ним совещались остальные князья.
Печенеги были язычниками и отличались грубыми обычаями. Пили звериную кровь, ели лошадиное, лисье, волчье и кошачье мясо. Главным занятием печенегов были грабежи и войны. Мир с ними был ненадежен.
Умея ловко пускать стрелы из лука, метать копья, кправлять секирой и огромной саблей, они на своих быстрых конях счастливо воевали в открытом поле. Печенеги отлично ездили верхом. Нападать печенеги пытались врасплох; принеудаче же умчатся врассыпную на своих конях, как ветер. Печенеги так жадны, что забывали ради грабежа всякую опастность.
Торговые люди, ради избавления от печенежских грабежей, нанимали себе проводников из печенегов. Платили им за проводы очень дорого.но это не всегда помогало. Печенежские отряды кочевали вразброд один от другого. В одно время одна часть печенегов оказывала дружбу русским , другая же грабила Русь. Трудно было ужиться с такими страшными соседями.
Русский народ беспристанно боролся с печенегами. Войны с ними были и при Игоре, и при Святославе, и при Ярополке. Особенно воевалис ними русские при князе Владимире.
Пришли раз печенеги о реки Сулы. Владимир пошёл против них и встретил их у реки Трубежа. Печенеги стали у брода за рекою, а русские на этой стороне. И не те, не другие не мели перейти реку. Печенежский князь полъехал к реке и прокричал Владимиру, чтобы он выпустил своего мужа и тот выпустит своего, если его муж победит, то они три года с ним воевать не будут, а если победит их муж, то три года будут воевать. Владимир стал кликать вестовыхпо шатрам: нет ли такого мужа, чтобы он схватился с печенегом? И никто не нашёлся на другое утро пришли печенеги и привели своего мужа, а у наших никого не было. Стал тужить Владимир, опять послал кликать по всему войску. Тогда приходит один старик и говорит князю: « есть у меня меньшой сын дома. С четырьмя-то я вышел сюда на войну, а он дома. С детства его не мог осилить никто. Раз я с ним о чём-то поспорил, а он в это время мял воловью кожу, так он рассердился и перервал кожу руками».
Князь обрадовался и послал за стариковым сыном. Когда того привели, Владимир рассказал ему, в чём дело. ПодготовилВладимир заранее своего палача. Вышли оба противника. Печенеги выпустили великана, с виду страшного, а навстречу вышел русский богатырь. Печенег увидал его и рассмеялся, русский-то был так себе, среднего роста. Размерили место между обоими полками, и два богатыря пустились друг на друга. Схватились они крепко. Печенег стал было трепать русского, но русский одной рукой ухватил его за плечо, а другой охватил шею и так стиснул печенега до смерти; потом вскинул его наверх и ударил оземь. Воины кричали. Печенеги побежали, а русские погнались за ними, рубили их и совсем прогнали в степи. Самого силача - звали Ян Усмошвец – и его отца Владимир наградил и приблизил к своему трону. Около брода построил город и назвал его Переяславль, ибо здесь кожевник, как говорилось в старину, переял, то есть перехватил, славу у печенега.
Войны с печенегами были частыми. Однажды Владимир уехал в Новгород набирать войско против печенегов. Они узнали, что князя нет в Киеве, и большими силами напали на Белгород. Печенеги не давали никому выйти из города, и начался у горожан велий голод. А из Киева не могли им помочь: русского войска ещё не собралось в довольном числе. В то время на Руси не было ещё постоянного войска. Только у князя была наёмная дружина, где были и варяги, и русские. На этот раз она частью ушла в Новгород с Владимиром, частью в другие места. Каждый русский человек должен был по очереди выходить на войну и защищать свой край, а после войны возвращаться домой. Конечно, были и такие, которые по своей воле являлись на битву.