Долго терпели белгородцы и наконец собрались на вече. Решили на том , чтобы сдаться печенегам. Только был в городе один старик, он не был на вече. Как узнал он о решении народа, сразу позвал к себе городских старшин.
Говорил старик, что стоит повременить денька три и делать, то, что он скажет.
Они с радостью согласились.По его велению собрали они по горсти муки со многих горожан. Старик велел женщинам из собранного сделать цежу, то есть жидкость из муки для киселя. Потом велел горожанам выкопать в земле колодезь, вставить туда кадку, и нацедить в неё цежу. Ещё велел выкопать другой колодезь, вставить в него другую кадку и найти мёду. Нашли большое лукошко меда в княжей медушке, то есть кладовой, где хранился мед. Мед, по приказу старика, развели водою, и влили в другую кадку. Утром на другой день старик велел позвать нескольких печенегов в город.
Посланые из Белгорода приглашали печенегов посмотреть, что делается в их городе, и взять золожников от них.
Печенеги обрадовались, думая, что горожане хотят сдаться. Взяли заложников, а из себя выбради десять лучших человек и послали в город, пусть посмотрят, что там делается. Пришли выбранные печенеги в город; белгородцы им и говорят:
- Зачем вы себя губите? Перестоять ли вам нас? Хоть десять лет стойте – что нам сделаете? У нас сама земля дает корм. Коли не верите, посмотрите своими глазами!
Потом повели их к колодезю, где была цежа; почерпнули из него ведром и налили в котел. А когда сварился в котле кисель, повели печенегов у другому колодезю, почерпнули оттуда сыты; и начали есть сперва сами кисель с сытою, потом угощать печенегов. Удивились печенеги, сказали, что князья им не поверят, если не поедят сами. Горожане налили по корчаге цежи и сыты, дали печенегам. Те воротись в свой стан, показали взятое в городе, и всё рассказали. Печенежкие князья тоже сварили кисель и подивились. Потом воротили заложников русским, поднялись всем табором от города и ушли в свои степи. Они решили, что не сморить им русских голодом; а если простоят под Белгородом подольше, пожалуй, нагрянет русское войско… Так-то хитростью иной раз умели отделываться русские от несмышленных дикарей.
На войне порой доставалось и самой дружине княжеской от печенегов. Раз они подступили к городу Василеву. Владимир основал Василев память о своем крещении в Корсуне, когда был наречен Василием. Печенеги обступили город; Владимир поспешно вышел против них с небольшой дружиною. Произошла жестокая сеча, и дружинни ки были побиты. Сам князь едва успел сбежать к реке и там, незамеченный врагами, спрятался под мостом, чем и спас свою жизнь. В память своего избавления он поставил в Василеве церковь Преображения: в самый этот праздник и происходила сеча. По освещении церкви князь сделал народу пир на восемь дней и раздал триста гривен убогим.
Чтобы лучше оберегать русскую землю от печенежских нашествий, Владимир ставил новые города на окраине Ктевской Руси. Города тогда старались строить больше на высоком, холмистом берегу реки. Дома были бревенчатые, а весь город огорожен вокруг деревянной стеной, земляным валом и рвом. За рвом город широко обводился ещё крепким частоколом. За ним шли сторожевые курганы, откуда далеко видна степь. Внутри больших городов устраивали ещё крепость. Упраляли городами княжие дружинники или мужи.
Владимир настроил городов по рекам: Десне, Остру, Суле, Трубежу и Стунг. Из северной Руси, куда не заходили печенеги и где было много населения, Владимир призывал лучших и храбрых мужей поселяться в этих городах украинских. Здесь на Украине, было привольно новым поселенцам. Всякий выбирал себе любое свободное место для работы, по умению и по средствам.
Города, построенные князем Владимиром, оберегали Киевскую Русь от печенегов. Жители их привыкли у своей жизни, работали и боролись с печенегами. Владения русские увеличивались; вольный пришлый народ начинал заселять более и более далекие от Киева свободные земли.
Печенегам труднее становилось гарбить русскую землю. Порой удавалось им прорываться в города, жечь селения. Русским нужно было постоянно сторожить печенегов, пробираться в их степи, опережать их нашествия. Раз пришли печенеги в Белгород, а Владимир послал на них войско с богатырями – Алёшей Поповичемда Яном Усмошвецом. Печенеги заслышали, кто идет против них, и убежали в свои степи.
Печенеги опасались богатырей и горожан, занявших новые города. Они даже не смогли взять ни одного русского города при княжении Владимира. Народу Греции в этом отношении не повезло, их города ни раз разорялись печенегами.они видели, что Русь, приняв крещение, стала ещё сильнее. Крещеная Русь стала привлекать к себе и самих печенегов. Печенежский князь Кучюг сам пришёл в Киев, принял крещение, и от чистого сердца стал усердно служить князю Владимиру, немало помогал ему в войнах. Владимир и все его дружинники почитали и любили Кучюга. Немало и других печенегов переходило жить на русские земли: надоедали им грабежи и кочевье, хотелось спокойной, оседлой жизни, и они начинали жить по христианскому закону. Выходит, что русский православный народоказался силачем и богатырем против диких кочевников, выстоял и сохранил свою самобытность, самостоятельность, свою духовность и свою народность.
7.
Князь Владимир стал известен иноземцам, прежде всего своими воинскими походами. Он много воевал до своего крещения и в первое время после крещения. Он сражался сдунаскими болгарами, помагая греческим царям, своим новым родственникам по супруге. Кроме т ого, воевал и с дунайскими сербами и со славянами белохорватами. Не один раз бился с камскими болгарами и наконец заключил с ними мир. По их просьбе Владимир позволил им торговать в русских городах и дал болгарским купцам пропускные печати, а русские купцы с такими же печатями от своих городовых посадников могли торговать в болгарских городах. Ещё воевал Владимир с диким народом – ятвягами и наложил на них дань. Один из дружинников собирал дань и с эстамов в Эстляндской губернии. Особая борьба шла у Владимира с поляками.На земле, возвращенной от поляков, Владимир построил город и назвал ешго своим именем. Это Владимир-Волынский. Помогал Владимир и чешским славянам против поляков.
Последние годы своей жизни владимир жил в мире со всеми народами, кроме печенегов. Из Чехии или Богемии от короля Олбдриха, также из енгрии от короля Стефана посылались ни раз ко владимиру мирные посольства. К этим королям ходили, конечно, и Владимировы мирные послы. Польский король Болеслав, даже отдал свою дочь замуж за старшего Владимирого сына Святополка. Дунаская Болгария и Греция мирно торговали с Русью. Купцы из этих и других стран часто наезжали к нашим предкам.
Молва о православном русском государстве князя Владимира доходила до отдалённых стран.Благодаря Богу, русь избавилась от подчинения латинянами. Но русские никогда не чуждались их и считали христианами. Только не хотели принимать их веру.
Князь Владимиор старался утверждать в народе православную веру, принятую из Греции. Над всем духовенством русским стал управителем митрополит киевский. Киевский митрополит управлял не по одной своей воле, он при важных случаях созывал собор епископов и с ними советовался.
Постоянно заботился князь владимир о построении церквей.
Существует придание, что на старокиевской возвышенности митрополит Михаил постоил церковь во имя архистратига Михаила. У церкви митрополит построил обитель для иноков, прибывших вместе с ним из Греции. Так было положено начало михайловской обители, первому монастырю на Руси. На этом месте стоял большой златоверхний михайловский монастырь.
По повелению великого князя и в других городах ставились каменные и деревянные церкви.
Между трудов князь отдыхал в своём тереме с дружинниками. Очень любил он свою дружину. С нею думал думу об устройстве земли, о войнах, о земском уставе. В дружине Владимировой собирались люди из всего русского народа. Князь не скупился, щедро платил им за службу, делал им дорогие подарки.
Обычно владимир устраивал пиры в своей гриднице и во дворе великокняжеском каждое воскресенье, по-старинному каждую «неделю»! Неделя начиналась с воскресенья. Устраивалось воскресное и праздничное угощение о княя духовенству, а потом и многим киевлянам. При князе и без него являлись по воскресениям во двор великокняжеский почетные горожане и горожанки; бывали во дворе княжеском еще пиры в Господние большие праздники. Много народа тогда собиралось, и еды, питья было вдоволь.
Прикнязе народу собиралось гораздо больше. Веселее было пировать, когда на пиру сам приветливый хозяин, сам князь – «ласковое солнышко», как народ прозвал Владимира. В большие Господние праздники Владимир, бывало, перед началом пира поучает собравшихся люд от словес Евангельских. Он толкует людям, что означает какое-нибудь изречение Евангельское и как жить следует по нему верущим христианам. Сам владимир очень любил слова Святого Писания.
Князь Владимир говорил: «Ведь старые и больные не могут дойти сами до моего двора…» и приказывал накладывать целые возы хлеба, мяса, рыбы, разных овощей, меду в бочках, а в других квасу. Слуги княжеские развозили это по городу, находя больных и старых и раздовали, что нужно.
8.
Внутри самой Руси были беспрестанные сношения жителей одного края с другим.
Небольшая часть народа занималась торговлей. Главным занятием русских было зеледелие. Известно, что многие горожане возделывали землю. Большинство людей жило в деревнях.