Впервые основы самоуправления американских штатов были заложены в статьях Конфедерации от 1781 года. Однако по своему характеру государственное объединение было скорее содружеством тринадцати независимых государственных штатов, нежели работоспособной целостностью. Ни о каком законодательно оформленном разделении властей в рамках центрального правительства не было и речи. Пытаясь преодолеть нарастающие проблемы, Конгресс созывает в 1787 году общенациональную ассамблею, на которой 17 сентября 1787 года была принята новая Конституция.
Структура власти, закрепленная Конституцией США 1787 года вызревала в умах отцов-основателей американской государственности под влиянием идей Монтескье, Локка, прецедентов британской государственно-политической жизни. К тому же в стране был накоплен солидный опыт управления государством.
Конституция США 1787 года содержала не только четкое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, но и предусматривала механизм взаимодействия этих ветвей власти.
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть разработанный Конституцией механизм взаимодействия ветвей власти. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач.
Во-первых, нужно рассмотреть систему «сдержек и противовесов», ее понятия и механизм действия.
Во-вторых, необходимо раскрыть принцип взаимоотношения трех ветвей власти в США, механизм их взаимоконтроля.
Разделение власти дополнялось системой «сдержек и противовесов». Она предусматривает такой механизм, когда президент, законодатели и судьи, хотя и зависят друг от друга в исполнении своих конституционных обязанностей, вместе с тем обладают известной политической и правовой независимостью. Политическая независимость гарантировалась по мысли «отцов-основателей» тем, что все органы власти имели различные источники формирования. Условно говоря, каждому отводилась своя категория «избирателей». Президента избирала коллегия выборщиков (Статья, II Раздел 1/2); сенаторов – депутаты легислатур штатов (Статья I), хотя и те и другие в свою очередь избирались прямым голосованием избирателей, лишь члены палаты представителей избирались одностепенным голосованием избирательного корпуса; членов Верховного Суда президент назначает «по совету и с согласия сената» (Статья III).
Создатели конституции позаботились о том, чтобы большинство избирателей могли взять под контроль сразу только один государственный орган. Для этого все институты государственной власти наделялись различным сроком полномочий. Если, например, на промежуточных выборах большинство избирателей склонится к смене палаты представителей, президент, сколько бы ни противоречили его взгляды воле большинства, все равно останется на посту еще два года, если не будет отстранен от должности по крайне сложной процедуре так называемого импичмента.
Палата представителей избирается на два года, каждые два года переизбирается лишь 1/3 сената (Статья I, Раздел 3 (1,2)).
Срок полномочий президента – четыре года (Статья II, Раздел 1 (1)).
Судьи занимают должность пожизненно (Статья III).
Все эти нормы нацелены не только на обеспечение преемственности, но и на оттягивание возможных политических перемен, на консервацию элементов политического режима.
Механизм взаимоконтроля ветвей власти заключается в том, что каждый орган федерального государственного аппарата имеет возможность в известной мере контролировать деятельность другого, а также обладает смежной компетенцией. Как отмечают авторитетные американские ученые, «доктрина разделения власти в соединении с механизмом «сдержек и противовесов», представляет скорее взаимозависимость, нежели зависимость». Так, конгресс принимает законопроекты, президенту предоставлено право вето, которое обе палаты способны отклонить квалифицированным большинством. Президент следит за исполнением законов, но конгресс ассигнует средства на деятельность исполнительных ведомств. Сенат и палата представителей по существу обладают правом абсолютного вето по отношению друг к другу. Верховный Суд может не признавать соответствующими конституции законы, принятые конгрессом и подписанные президентом. Утверждаются сенатом и могут быть устранены с должности посредством процедуры импичмента. Сенат имеет право блокировать назначения президентом на федеральные должности, а обе палаты способны отстранить самого президента от должности. Президент заключает договоры от имени США, но ратификации они подлежат лишь с согласия квалифицированного большинства сенаторов.
Одним из наиболее сильных и широко обсуждаемых средств взаимного контроля исполнительной и законодательной ветвей власти служит право вето. Традиционно это право ассоциируется с президентскими привилегиями. Статьи Конфедерации признавали за каждым штатом право вето при принятии поправок к этой хартии.
Первое время и отцы-основатели подумывали о том, чтобы наделить этим правом и президента и Верховный Суд. Спустя время вето стало рассматриваться как условие защиты президента от злоупотреблений и неправомерного вмешательства со стороны законодательной власти. «Первейший мотив наделить президента правом, о котором идет речь, – писал А. Гамильтон, – заключается в том, чтобы дать силу и возможность защищаться; во-вторых, увеличить шансы сообщества против принятия из-за спешки, небрежности или злого умысла скверных законов… Возможный вред в результате отклонения нескольких хороших законов будет с лихвой компенсировано предотвращением ряда скверных».
Несмотря на симпатию автора к сильной президентской власти, ее глава наделяется правом не абсолютного, но ограниченного вето. «Человек, опасающийся отвергнуть закон одним своим вето, может без щепетильности вернуть его на новое рассмотрение с тем, чтобы закон был окончательно отвергнут только при поддержке президентского возражения более чем 1/3 голосов в каждой палате».
В конечном итоге данное предложение было поддержано 10 штатами без единого голоса «против».
Импичмент можно рассматривать как наиболее решительную форму права конгресса на расследование, как метод жесткого контроля над деятельностью исполнительной власти и как полномочие обладать информацией.
В США импичмент – насущная необходимость, некоторым образом восполняющая отсутствие отчетности высших должностных лиц перед законодателями, единственный, крайний способ, с помощью которого конгресс делает президента непосредственно подотчетным себе.
Власть президента по смещению высших должностных лиц в государстве, вкупе с реально существующей угрозой импичмента, повышает его ответственность за работу аппарата. Исполнительная власть заставляет его вольно или невольно нести свою меру ответственности за содеянное.
Подбор кандидатов на высшие государственные должности страны всегда был одним из самых напряженных моментов во взаимоотношениях разных ветвей власти. Действительно, от того, кто займет тот или иной пост, зависят не только работоспособность управленческого механизма, характер взаимоотношений между властными институтами, но и судьба самих институтов.
Конституция не допускает совмещения должностей в ведомствах различных ветвей власти. Так, федеральное должностное лицо не имеет права быть параллельно членом палаты представителей или сенатором. Членам обеих палат конгресса запрещено занимать те гражданские должности в пределах власти США (то есть в федеральном государственном аппарате), которые были созданы согласно закону конгресса, принятому во время срока действия их мандата или должностные оклады, по которым были увеличены в течение того же периода. Составители конституции опасались, что законодатели, злоупотребляя своей властью, будут создавать выгодные должности или увеличивать жалование, чтобы в будущем занять эти должности.
Всякое полномочие, дарованное той или иной ветви власти, с равным успехом можно рассматривать и как разграничение обязанностей институтов государственной власти, и как своеобразное ущемление прав сосуществующей ветви власти, которая при определенном стечении обстоятельств могла бы пользоваться и ими.
На возможность такой трактовки властных полномочий обратил внимание А. Гамильтон: «Никто не станет отрицать, что полномочие есть право на вторжение и крайне желательно, чтобы праву сему был поставлен должный предел».
Формирование аппарата государственной бюрократии по закону прерогативы президента и конгресса строится следующим образом. После создания конгрессом в законодательном порядке какого-либо государственного подразделения, министерство, комплектование его личного состава требует выполнения трех условий:
1. выдвижение соответствующих кандидатур президентом;
2. утверждение их конгрессом;
3. окончательное введение в должность высшего государственного деятеля, уполномочивание его на исполнение своих обязанностей президентом.
Управляющий имением князя Фюрстенберга Глобке нанял батраков для прополки свекловичных плантаций. К работе следовало приступить 1 августа 1907 года. Однако всю первую неделю шли проливные дожди, вызвавшие приостановление сельскохозяйственных работ. При производстве расчета с батраками управляющий отказался оплатить дни с 1 по 7 августа, сославшись на то, что в пору ненастья батраки могли работать на скотном дворе, но отказались это сделать, заявив, что они нанялись только для прополки свекловичных плантаций. Какое решение примет суд Германии.