Смекни!
smekni.com

Политическая деятельность Ивана IV Грозного и его реформы (стр. 3 из 4)

2.4.Стоглавый собор и основные задачи во внешней политике при Иване Грозном

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, по­скольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения цер­ковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией госу­дарства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских зем­лях, был составлен общерусский список.

Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось соз­давать новые произведения, следуя утвержденным образцам. Было ре­шено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стогла­вого собора. В дальнейшем церковники могли покупать землю и полу­чать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управ­ления, укрепили военную мощь страны.

Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись: на западе - борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало ос­воения Сибири, на юге - защита страны от набегов крымского хана.

Присоединение и освоение новых земель. Образовавшиеся в ре­зультате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства по­стоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волж­ский торговый путь. Наконец, это были районы плодородной земли (Иван Пересветов называл их "подрайскими"), о которой давно мечтало русское дворянство. К освобождению от ханской зависимости стреми­лись народы Поволжья - марийцы, мордва, чуваши. Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя путями: либо посадить в этих ханствах своих ставленников, либо завое­вать их.

После ряда неудачных дипломатических и военных попыток подчи­нить Казанское ханство в 1552 г. 150-тысячное войско Ивана IV осадило Казань.

Так как основные направления внешней политики России оформились еще при великом князе Иване III: бал­тийское (северо-западное), литовское (западное), крымское (южное), а также казанское и ногайское (юго-восточное). Объе­динение русских земель делало возможным активизацию внешнеполитической деятельности.

В начале 1507 г. вновь избранный великий князь литовский и король польский Счгизмунд I (Старый) сумел заручиться подцержкой Крымского и Казанского ханств в борьбе с Москвой. Военные действия начались в марте 1507 г. на западе (Чернигов) и юге (войска крымского хана напали на Козельск, Белев, Одоев).

Ни у России, ни у Литвы не достало сил для решительного столкновения, и в сентябре 1508 г. был заключен договор с Ве­ликим княжеством Литовским о "вечном мире", по которому России отходили захваченные ранее северские земли (терри­тория бывшего Черниговского княжества). Ливонский орден не

поддержал Сигизмунда в борьбе с Россией. Более того, в 1509 г. он заключил перемирие с Россией сроком на 14 лет.

Еще в 1508 г. русскому князю удалось урегулировать отно­шения и с Казанским ханством, которое не приняло участия в русско-литовском конфликте. В результате трехмесячной осады в 1514 г. московским войскам удалось взять древний русский город Смоленск, захваченный Литвой еще в XV в. В эти годы Западная Европа добивалась участия России в антитурецкой коалиции. Василий III от участия в ней укло­нялся, но, будучи заинтересованным в связях с Германской империей, отрицательного ответа не давал. В то же время он пытался поддерживать устойчивые торговые связи с Турцией, тем более, что торговля с Востоком была преобладающей.

После присоединения к Москве Пскова и Смоленска ос­новными направлениями внешней политики становятся юго-восточное и восточное. Россия не имела достаточно сил для нового военного похода, поэтому использовала в качестве ос­новных способов для достижения своих целей дипломатиче­ский и династический.

Стремясь к сохранению мирных отношений с Крымом, Российское государство пыталось утвердить русский протекторат над Казанью. До 1521 г. удавалось поддерживать некоторую ста­бильность в отношениях с Казанским и Крымским ханствами. Но, несмотря на укрепление южных рубежей, в 1521 г. крым­ский хан Мухаммед-Гирей совершил опустошительный набег на Московию, когда его войска оказались на расстоянии 15 км от Москвы. Главным оружием нападавших была внезапность. Оправившиеся от неожиданности русские войска сумели не только не сдать осажденную Рязань, но и довольно быстро заставить Мухаммед-Гирея отступить за южные пределы Рос­сии. Однако крымские и казанские набеги на Русь, совершав­шиеся не единожды и до 1521 г., повторялись и позднее.

Война была не единственным содержанием внешней поли­тики Российского государства. Россия поддерживала регуляр­ные дипломатические контакты с Данией, Швецией, Германской и Османской империями.

При Иване IV Грозном, особенно в период Избранной ра­ды, восточное направление оставалось главным. Казанская про­блема состояла не только в постоянных набегах на Россию казанских ханов и мурз, но и в отвлечении сил от решения балтийской проблемы. Волжский торговый путь, плодородные поволжские земли также были очень привлекательны для мос­ковского правительства. Первые походы против Казани (1547 -1548 и 1549 - 1550 гг.) окончились неудачей.

В 1551 г. Иван IV начал подготовку к решающему походу на Казань. У р. Свияги при ее впадении в Волгу за месяц была построена крепость Свияжок, сыгравшая роль опорного пунк­та для наступления.

В августе 1552 г. московские войска приступили к осаде Казани, гарнизон которой насчитывал до 30 тыс. чел. В осаде приняло участие, по некоторым сведениям, до 150 тыс. чел. и более 100 пушек. Исход осады решил подкоп, разрушивший участок крепостной стены, и 2 октября после ожесточенного сопротивления Казань пала.

Казанское ханство было присоединено к Москве, а хан Ядигар-Магмет попал в плен, позднее крестился и воевал уже на стороне Российского государства. В Казани московские власти начали проводить политику русификации (выселение татар, обращение в христианство и так далее).

В 1556 г. была ликвидирована и Ногайская орда. Хан Дербеш-али бежал из Астрахани, узнав о приближении русских.

Все эти завоевания несколько уменьшили крымскую опас­ность. Иван IV понимал, что за спиной Крыма стоит Осман­ская империя, и не спешил вести военные действия против него, ограничившись строительством оборонительной "засеч­ной черты" из лесных завалов (засек) и крепостей, что не­сколько сдерживало набеги крымских мурз. Так, в середине XVI в. была построена Тульская засечная черта, а в последующем (в 30 - 40-е гг. XVII в.) - Белгородская оборонительная линия. В середине XVI в. Российское государство укрепляет свой ме­ждународный авторитет, поддерживает отношения с Швецией, Данией, с Германской империей и итальянскими городами-госу­дарствами. В России побывали посольства из Индии и Ирана, а с 1553 г. Иван IV начинает уделять большое внимание отноше­ниям с Англией. С 1555 года в Лондоне открывается "Московская компания английских купцов", получившая от царя Ивана право на беспошлинную торговлю в России через Архангельск. После победы над Казанью основным для московского царя вновь стано­вится балтийский вопрос. Позиции по этой проблеме, вероятно, и стали одной из причин разногласий с Адашевым - сторонником осторожной политики на северо-западе. Борьба за балтийские земли была чревата опасностью столкновения с государствами Центральной и Северной Европы.

В январе 1558 г. царь начинает Ливонскую войну, восполь­зовавшись как поводом задержкой европейских специалистов, выписанных в Москву, и неуплатой Ливонским Орденом дани за город Юрьев (Дерпт). Первый этап войны, казалось, подтверждал правильность позиции Ивана IV. Под ударами русский войск пали Нарва, Дерпт, Феллин и Мариенбург, а сам магистр Ордена был захва­чен в плен, что повлекло за собой распад Ордена (1561 г.). Избранный в 1559 г. последний магистр Ордена Г. Кетлер, признав вассальную зависимость от польского короля Сигизмунда II, получил во владение Курляндию, а другая часть бывших владений Ордена оказалась у Швеции и Дании. Рос­сия же в своих притязаниях на территорию Прибалтики оказа­лась перед лицом сильных государств. Далеко не дружествен­ные в тот момент отношения между Швецией и Данией несколько отвлекли их внимание от Москвы, но соединенные польско-литовские войска Сигизмунда II Августа также пред­ставляли серьезную опасность, борьба с которой потребовала напряжения всех сил Российского государства. Последней крупной победой русских было взятие в февра­ле 1563 г. Полоцка. Поражение у р. Усы в январе и под Оршей в июле 1564 г. по­казали, что силы России на пределе. Если военные действия первой трети XVI в., носившие харак­тер походов, а не войн, были менее обременительными для Рос­сийского государства, то теперь русская армия воевала практиче­ски беспрерывно с 1547 г. Крестьянство изнемогало под бременем поборов и налогов, страдало от них и помещичье хозяйство.