пределов. Сооружение каменного Кремля в Москве было крупным событием для всей северо-восточной Руси. Оно свидетельствовало о силе Москвы, о ее способности возглавить борьбу русского народа за независимость. Возросшей власти государя должен был соответствовать и его дворец. Дмитрий Донской выстроил его близ храма Спаса Преображения на Бору. Златоверхий Набережный терем был привлекателен своей необычной красотой и убранством, а свое название получил потому, что был обращен лицом к берегу. Набережная палата и набережные сени в XV веке играли немалое значение как место для дворцовых приемов и встреч. «Гридня с теремом» располагалась как раз на месте Грановитой палаты, а сам Терем был расписан Феофаном Греком. В целом за вторую половину XIV века московские мастера возвели не менее десяти белокаменных храмов. При Дмитрии Донском в Кремле окончательно складывается архитектурная традиция, берущая свои истоки во владимиро-суздальском зодчестве, формируется кремлевский архитектурный ансамбль.
В 80-х годах XV века в основном завершается складывание Русского централизованного государства,
исчезают последние остатки зависимости от монголо-татарских ханов. Москва становится столицей могучей русской державы, символом ее силы и величия. Быстрый рост могущества Русского централизованного государства поражает соседние и дальние страны. Москва представляется теперь не только столицей Руси, но и оплотом православия.
«Москва - Третий Рим» – наследник Царьграда. Возрастает и значение Москвы как центра объединенных русских земель. Со всей Руси свозят сюда лучшие произведения искусства и прославленные святыни. На строительство Москвы собирают лучших мастеров: псковичей, тверичей, ростовчан. Они работают здесь рядом с приглашенными из Италии инженерами и архитекторами. Обращение к лучшим зодчим Европы было вызвано стремлением еще выше поднять художественный и технический уровень строительства и выполнить гигантские архитектурные и военно-инженерные работы, связанные с превращением Москвы в столицу мощного централизованного государства. Великокняжеский дворец времен Ивана III с его большими, средними и малыми палатами, увенчанный высокой кровлей, значительно возвышался над городом. В то же время Дворец получал поддержку в своем окружении, взаимодействуя не только с боярскими теремами, но и с рядовой жилой застройкой московских посадов. Новые палаты возводились под руководством итальянских мастеров.
Русские и иноземные мастера не только вносили в московское строительство свой опыт и традиции, но и учитывали новые требования и художественные взгляды. Московское искусство теряло региональную ограниченность и становилось общерусским национальным искусством. Русские и итальянские зодчие, создававшие в XV веке кремлевский ансамбль, зримо продемонстрировали рост могущества русского государства. Московский Кремль из века в век украшался новыми постройками. Они символизировали возрастающее политическое значение столицы Московского государства.
К концу XV - началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но и по интерьерам и отделке. В 1532 — 1543 гг. к колокольне, с северной стороны, под руководством итальянца Петрока Малого пристроили звонницу для больших колоколов. В 1600 г. царь Борис Годунов велел надстроить колокольню; тем самым он хотел увековечить свое имя, однако в народном мнении она получила имя Ивана Великого, связанное с именем Ивана Калиты и Ивана III.
Кремль в XVII – XVIII веках.
Строительство Теремного дворца (1635 – 1636) стало символом возрождения Российского государства в XVII веке. Начало нового столетия было непростым периодом и в русской истории, и в истории Московского Кремля. Смутное время, борьба бояр за власть, вторжение в Москву Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда ослабили государство, поставили его на грань разрушения. Особенно пострадал во время иноземного нашествия Кремль. Он был разорен. С избранием и воцарением Михаила Федоровича Романова (1613– 1645) окончилось Смутное время, все более развивается и укрепляется идея самодержавия.
В допетровскую эпоху в Кремле решались вопросы престолонаследия, заседала боярская дума, здесь же проводились православные соборы. В начале XVIII века Петр I, «сей великий Государь, прославив Россию, – по словам М.Н. Карамзина, – отнял у Кремля славу быть всегдашним жилищем Царей». После перенесения столицы в Петербург до самого правления Екатерины Великой нового строительства в Кремле не велось. Между тем и в это время особая роль Москвы сохранялась. В Успенском соборе проходили коронации русских самодержцев, в кремлевских сокровищницах хранились символы государственной власти.
Следующий этап строительства приходится на XVIII век и связан с именем
императрицы-просветительницы Екатерины II (1762 – 1796). Следуя обычаям старины, Екатерина короновалась в Москве, хотя официальной столицей был Петербург. В Москве была созвана особая комиссия для составления «Уложения» (свода российских законов) взамен устаревшего свода законов Алексея Михайловича. Место ее созыва – Грановитая палата Кремля – означало, что управлять государством будут не только из Петербурга, но и из Москвы. В Кремле строится здание Сената. Отличавшееся внешней простотой и лаконичностью форм, оно выделялось чрезвычайно богатым внутренним художественным убранством и не нарушало гармоничной целостности кремлевского архитектурного ансамбля, его исторически сложившегося целостного облика. Сенат как орган управления при Екатерине был поделен на несколько департаментов. Четыре из них находились в Петербурге, а два новых учреждались в Москве. К московским относились судебный и административный. Почитая «Правительствующий Сенат» как хранилище законов, Екатерина II придавала ему особое значение как высшему судебному органу, с одной стороны, и оперативному ведомству текущего государственного управления, с другой. За сто лет пока, пока столица находилась в Петербурге, Кремль обветшал, из его стен кирпичи сыпались сами собой, а жители растаскивали камни для собственных хозяйственных нужд. Екатерина наметила грандиозную перестройку Кремля. По плану архитектора П. Баженова, в Кремле должен был быть построен новый парадный дворец. Широкая лестница дворца должна была спускаться по холму прямо к Москва-реке, для чего была разобрана южная стена Кремля. Существует две гипотезы, почему проект был остановлен, строительство отменено, а кремлевская стена – восстановлена. Первая гласит, что во время рытья котлована, покосились древние кремлевские соборы, Екатерина сочла это дурным знаком и свернула строительство. Вторая, что архитектор П. Баженов был близок к масонам, деятельность которых Екатерина запретила, как вредительскую. Екатерина сочла, что демонтаж древнего Кремля – их происки.
Кремль в XIX – XX веках.
В XIX веке Москва пережила тяжелые и трагические времена. 2 сентября 1812 года город был занят французскими войсками. В Кремле Наполеон попытался основать свою резиденцию. В здании Сената было расквартировано два французских полка. При отступлении Наполеон отдал приказ о взрыве Кремля. Под многие кремлевские здания, в том числе и под башни, были подведены мины. Дело, порученное маршалу Мортье, удалось лишь наполовину: шедший в ту ночь проливной дождь подмочил тлевшие фитили, а некоторые из них были заблаговременно замечены и потушены москвичами. Тем не менее, серьезно пострадали некоторые кремлевские постройки. Самым сильным из пяти взрывов был первый, которым вышибло не только все стекла, но и оконные рамы в кремлевских и близлежащих зданиях. До основания была снесена Водовзводная башня, наполовину разрушена Никольская. Частично был разрушен Арсенал, повреждены Грановитая палата, Филаретова пристройка, Комендантский дом. Стены дворца и здания музея Оружейной палаты почернели от огня. Значительный ущерб был нанесен кремлёвским соборам. Во время пожара Кремля пострадало также и здание Сената, а его бронзовый Георгий Победоносец, украшавший купол Круглого зала, бесследно исчез. По одной версии, он расплавился. По другой, вместе с еще двумя предметами, составлявшими гордость Кремля, - орлом с Никольских ворот и крестом с колокольни Ивана Великого – был вывезен в обозе французской армии в качестве трофея.
Доживавший свои последние дни в Рязани 72-летний М.Ф.Казаков, узнав о начавшемся в Москве пожаре, пришёл в отчаяние. «Весть сия, – писал его сын, – нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь творчеству, украшая престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли вместе с дымом пожарным…» Процесс возрождения из руин и пепла был настолько бурным, что современники говорили о восстановлении Москвы как о третьем её основании. В первую очередь крупномасштабные восстановительные работы велись в Кремле. Император Александр I (1801 – 1825), несмотря на истощение государственной казны военными расходами, активно занимался возрождением Кремля, восстановлением его башен, стен, дворца и соборов. Он часто посещал Москву, наблюдал за ходом реставрационных работ, в которых принимали участие самые видные зодчие того времени. О.Бове надстраивал верх Никольской башни и восстанавливал здание Арсенала, К.Росси возводил церковь в Вознесенском монастыре, Д.Жилярди – соборную звонницу. Постепенно Кремль был приведен в надлежащий порядок, а вокруг него были устроены сады, впоследствии получившие название Александровских. Было восстановлено здание Сената. Оно приобрело свой первоначальный вид, и в него вновь въехали учреждения, которые размещались здесь ранее: Кремлевская экспедиция, Межевая канцелярия, при которой состояло Константиновское училище, Статное и Остаточное казначейства, два архива, Государственный и Вотчинный, Комиссия провиантского депо и Аудиториатское отделение. Здесь же разместились Шестой, Седьмой и Восьмой департаменты Правительствующего Сената. В Круглом (Екатерининском) зале расположился архив и департамент Военного Министерства.
Полностью последствия пожара 1812 года были преодолены уже при императоре Николае I (1826 – 1855). Он с особой заботой относился к реставрации старинных придворных храмовых и светских построек, расположенных на территории Кремля. С его именем связано окончательное восстановление Арсенала. Вдоль его стен были расставлены трофеи 1812 года – пушки, отбитые у «Великой армии». При Николае I на месте древнего Конюшенного приказа построено новое здание Оружейной палаты, куда были перенесены все государственные драгоценности и древности, воздвигнут кавалерский корпус. В нем разместились служащие при дворе. Николай I вел в Кремле и строительные работы. При нем в июле 1838 года началась реконструкция резиденции русских государей. Старый дворец, построенный по проекту Б.Ф. Растрелли в XVIII веке, не соответствовал потребностям нового времени. К тому же восстановленное после пожара 1812 года здание дворца оказалось очень ветхим. Решено было его снести. Это обстоятельство и побудило императора Николая I к постройке нового дворца. Возглавить строительство было поручено К.А.Тону. Строительство и отделка дворца продолжались с 1838 по 1849 год. Дворец торжественно освящен в апреле 1849 года в присутствии всей императорской семьи. Современники высоко оценивали работу и отмечали, что «от Большого Кремлёвского дворца, как от музыки Глинки, веяло чем-то русским».
Большой Кремлевский дворец стал последним в России и одним из последних в Европе построенным с таким размахом и с такой роскошью зданием. Как и многие другие постройки К.Тона, он отличался передовыми конструктивными решениями, которые являлись достижениями для своего времени. Перекрытия Большого Кремлевского дворца имели сводчатое строение, полы в вестибюлях и коридорах были выложены камнем, а стропила выполнены из железа. Большой Кремлевский дворец сегодня составляет основу величественного самобытного ансамбля Московского Кремля. К середине XIX века окончательно сложилась классическая кремлевская застройка. Кремль как уникальный памятник российской истории с этого времени является не только сердцем первопрестольной столицы русского государства. Он становится хранителем и радетелем великих тысячелетних национальных традиций и обычаев, одним из главных представительских центров, где проходили важнейшие церемонии Российской империи. Последней из них стало празднование в 1913 году 300-летия со дня провозглашения на царствие дома Романовых.
Из века в век нарядные терема и палаты, величественные храмы и дворцы возводили многие поколения талантливых мастеров, которые неизменно в своем творчестве старались подтвердить авторитет власти. Эти сооружения сохранялись столетиями. К рубежу XIX – XX веков Московский Кремль пришел блестящим памятником российской государственности, истории, культуры, подлинной первопрестольной столицей Российской империи. XX век ознаменовался, без преувеличения, варварскими действиями по отношению к памятникам дореволюционной эпохи. Ленинский период был отмечен интенсивным сносом памятников императорам и великим князьям. В двадцатые-тридцатые годы начинается настоящая вакханалия массовых сносов и перестроек древних памятников истории, культуры включая уникальные архитектурные ансамбли на территории Московского Кремля. В 1929 году, архитектор И.А.Иванов-Шиц получил задание на проектирование и строительство нового административного здания в Кремле. По своим художественным и архитектурным характеристикам новое здание, возведенное к 1934 году и существующее поныне. Последнее перестройка кремлевского архитектурного ансамбля произошло на рубеже 1950 – 1960-х годов, когда Н.Хрущев принял решение о строительстве в Кремле Дворца Съездов. Гигантское здание в «соцмодернистском» стиле удачно вписалось в древний Кремль. Большая часть здания заглублена под землей, поэтому не давит с высоты на древние постройки Кремля.
В описанном выше виде Кремль дошел до 90-х годов XX столетия. В 1990 Кремль был включён в список всемирного наследияЮНЕСКО. Год от года он ветшал, неоднократные косметические ремонты были уже не способны скрыть общее запустение архитектурной жемчужины России. Впервые была поставлена задача не только бережного сохранения кремлевских памятников истории и культуры, но и воссоздания утраченных в прошедшие десятилетия архитектурных и художественных ценностей. Одновременно шло комплексное оборудование Московского Кремля в качестве действующей официальной и парадной Резиденции Президента Российской Федерации, места проведения важнейших церемониальных, представительских, протокольных и рабочих встреч главы государства. Великолепный ремонт, проведенный в Кремле, сделал жемчужину Московского Кремля еще прекраснее.