Смекни!
smekni.com

Народный Совет Финляндии (стр. 1 из 3)



План
Введение
1 Структура
2 Верховный совет рабочих
3 Проект конституции
4 Структура Народного совета Финляндии
5 Переезд в Выборг и бегство
6 Другие социал-демократы
7 Дальнейшая судьба народных уполномоченных
7.1 Оставшиеся в СССР
7.2 Выехавшие на запад

Список литературы

Введение

Народный Совет Финляндии (фин. Suomen kansanvaltuuskunta, в советской историографии также широко встречается наименование «Совет Народных Уполномоченных Финляндии») — орган финских левых, прежде всего представителей социал-демократической партии, названный в газете «Рабочий»(фин. Työmies) 29 января 1918 года «правительством».[1]. Народный совет Финляндии начал восстание против финского сената, то есть против действующего правительства. Действовал во время гражданской войны в Финляндии в качестве политического руководства «красных».

1. Структура

Структура революционного правительства формировалась ещё с ноября 1917 среди рабочего руководства, поэтому ничего нового после переворота создавать не пришлось. Форма правления красной Финляндии со временем менялась. Сразу после начала переворота Исполнительный комитет подписывает «Революционное воззвание финскому народу», опубликованное в газетах, в котором заявляет, что прежний сенат свергнут и вся власть переходит к организованным рабочим. Далее можно прочитать, что необходимо без промедления сформировать социал-демократическое революционное правительство. Оно создано 25-28 января 1918 года в виде Народного совета Финляндии и Верховного рабочего совета. Решение было временным, и окончательная форма правления должна быть создана при общенародной поддержке сразу, как позволят условия. Настоящего основного закона у красной Финляндии никогда не было, но проект конституции всё же составили. Основным идеологом проекта был О. В. Куусинен, ему помогал в юридических вопросах его шурин Эйнари Лааксовирта. Народный совет одобрил проект 23 февраля и сразу опубликовал в прессе. Документ о формировании Верховного рабочего совета был составлен, но о его последующем рассмотрении ничего не известно.

2. Верховный совет рабочих

Верховный совет рабочих должен быть стать некой заменой Эдускунте (парламенту), который, как учреждение народных представителей, «давал бы одобрение новому правительству, то есть Народному совету». В Верховный совет рабочих избрали 40 членов: 15 представителей от социал-демократической партии, 10 от профсоюзов, 10 от красногвардейцев и 5 от столичной рабочей организации. Последняя позже отказалась от одного места, что дало возможность избрать одного представителя одной партии от каждого избирательного округа. Избирательные округи в Лапландии и в Вааса остались без представителей. Их места в рабочем совете заняли представители от шведского рабочего движения и социал-демократического женского движения. Председателем Верховного совета рабочих избрали члена забастовочного комитета 1917 года Валфрида Перттиля.

Первое заседание Верховного совета рабочих состоялось 12 февраля. Было создано пять комитетов: конституционный, законодательный, государственного казначейства, военный и хозяйственный и иностранных дел. Председатели комитетов избраны из членов социал-демократической партии кроме одного. Конституционный комитет сразу взялся за составление основного закона, и Верховный совет одобрил его проект уже 18 февраля, потому, что проект был подготовлен уже заранее, но некоторые изменения всё же были внесены.

В соответствии с проектом конституции высшая исполнительная власть делилась между Верховным советом рабочих и Народным советом уполномоченных. У Верховного совета была власть назначать и снимать членов Народного совета, и право изменять и отменять какие угодно решения Народного совета. У членов Верховного совета было право задавать вопросы Народному совету, на которые следовало отвечать сразу или на следующем собрании. О том, что считать в качестве следующего собрания, у Народного совета были свои представления, и этот пункт они толковали по ситуации. Другие пункты основного закона определяли способ голосования, утверждение решения и осведомления населения. Согласно последнему, восьмому параграфу, Верховный совет должен составить свой порядок работы. Это было сделано 22 февраля. Решения были одобрены простым большинством. Лишь ограничения, касающиеся права голоса решили принять двумя третями голосов. О заседаниях Верховного совета не сохранилось протоколов, поэтому точно не известно, сколько раз Верховный совет успел собраться. Точно известно лишь то, что все депутаты не всегда присутствовали, а часть избранных вовсе не участвовала в работе. На основе проекта основного закона можно предположить, что у Верховного совета было бы много власти и именно так и было задумано. На деле же получилось так, что власть в красной Финляндии была у Народного совета. [2]

3. Проект конституции

Создание основного закона страны было основной целью Народного совета. 4 февраля совет партии создаёт программу действий и согласно ней необходимо составить «проект национальной конституции, который по возможности быстрее выставить на всенародное голосование». Голосование не было осуществлено и до практического использования пунктов закона дело не дошло. Но проект многое говорит о том, какие замыслы были у революционеров относительно новой формы правления, и что важное они хотели подчеркнуть для хорошей власти. Особенно интересно это тем, что у революция в России и в Финляндии развивалась практически одновременно, — в отличии от прочих революционеров ХХ века, у них не было примеров для подражания. Проект описывал конституцию как единственный основной закон страны, определял форму правления, основные права граждан, народных представителей, учреждения правосудия, правления, инициативы граждан и решения. Власть правительства уменьшалась отдачей части полномочий Эдускунте (парламенту). В качестве средства против бюрократии планировалось назначать чиновников на определённый срок. Высшие чины в государстве должен был назначать парламент, и их можно было в любой момент отозвать. Следить за использованием власти должна специально созданная избирательная комиссия. Председатель правительства действовал бы как первое лицо в республике. Никакого президента не предусматривалось. Название правительства было бы Народный совет. Название страны не менялось — республика Финляндия.

Идея социализации была введена в два пункта. В старом положении, составленном сенатом, гражданам гарантировалась неприкосновенность имущества, в проекте Народного совета подобного пункта не было. Вместо этого, гарантировалось государству и другим общественным объединениям право на владение имуществом и право на предпринимательство.

На случай возможного контрреволюционного переворота был составлен параграф, по которому у парламента было право ограничивать права граждан, если были причины подозревать их в замыслах против власти. Неприкосновенность конституции защищалась также тем, что народу давалось право восстать против парламента, если его большинство нарушило бы основной закон.

Конституция не была плодом революции, а результатом более длительного процесса. В записях О. В. Куусинена есть разъяснения, что он размышлял о конституции ещё в 1917 году. Проект конституции Народного совета основан на идеях социализма, финских традициях и собственных идеях руководителей финской революции.[3][4]

4. Структура Народного совета Финляндии

Председателем Народного совета был Куллерво Маннер и всего, вместе с ним, в начальном составе в совете были 13 членов. Народный совет делился на 11 департаментов, чьими председателями действовали народные уполномоченные. Свыше половины уполномоченных были представители социал-демократического рабочего движения, часть была активисты от профсоюзов и остальные — видные командиры красногвардейцев. Канцелярией Народного совета руководил его председатель, Куллерво Маннер. У него в подчинении были официальные газеты, национальный архив и типография. На службе в канцелярии было около 10 человек.

Уполномоченным по иностранным делам был назначен Юрьё Сирола, у которого были связи за границей. Достижение контактов было трудным, так как сам приход Народного совета к власти произошёл в результате мятежа. Если принять во внимание ведущуюся первую мировую войну, то можно понять, что желающих иметь контакты с революционным правительством не было. Единственная внешнеполитическая связь появилась только с революционной Россией.[5] 2 февраля Народный совет решает укомплектовать учреждение государственных министерств и 8 февраля представительство в Петрограде организуется по-новому. Главным представителем выбран Юкка Рахья и ему назначено два помощника. Представительство так и не приступило к работе, отношениями с Россией занимались члены Народного совета.

Департамент юстиции представляли два уполномоченных, Лаури Летонмяки и Антти Кивиранта. В задачи Летонмяки входила подготовка законов и правосудие, Кивиранта ведал заключёнными. Ни один из них не был специалистом в этих вопросах, но дело облегчало то, что принципиальные вопросы решались на общих собраниях Народного совета. Кроме того, для подготовки новых законов создали свой орган, подготовительную комиссию. Ключевой задачей революции было получение политического контроля над системой правосудия, то есть, идея независимости судебных заседаний была отвергнута. Уже 28 января исполнительный комитет провозгласил, что деятельность судебной системы прекращается и взамен запланировано учредить почётно избираемые революционные трибуналы.

Революционные трибуналы были созданы как временное решение. С их созданием была спешка, поскольку контрреволюционную деятельность нужно было остановить исключительно с помощью закона, — практикуемый красными террор необходимо было прекратить. 1 февраля составили закон-основу революционного правосудия. Трибуналы должны были состоять из председателя и четырёх членов, уполномоченных доверием рабочих. Рабочие так же избирали обвинителя. Приговор должен быть основан на здравомыслии, а не на предрассудках. Это было важно, поскольку члены трибунала не знали законов. Революционные трибуналы были созданы на территории красной Финляндии во всех 195-ти областях.