Смекни!
smekni.com

Азербайджанские ханства (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Наследственные мюльки (ульке) к середине XVIII в
2 Образование ханств
3 Азербайджанская концепция ханств по мнению Артура Цуциева
4 Источники

Введение

Исторические области
на территории Азербайджана
Арран • Карабах¹ • Мугань
Чухур-Саад • Шабран • Ширван

Средние века
Кара-Коюнлу • Ак-Коюнлу
Сефевидское государство
Новое время
Азербайджанские ханства
Области:
Каспийская область
Губернии:
Бакинская • Елизаветпольская • Эриванская
Округа:
Закатальский округ

Новейшее время
Бакинская коммуна • Диктатура Центрокаспия
ЗДФР • Мартовские события • АДР
Муганская СР • Аракская республика
Современность
Азербайджанская ССР
Азербайджанская Республика
Чёрный январь
Карабахская война

Портал:Азербайджан
¹ Большая часть области
находится под контролем непризнанной НКР

Ханства Северного и Южного Азербайджана, XVIII — начало XIX вв.[1]

Закавказье в начале XIX века.

Азербайджа́нские ха́нства (также используется определение «иранские ханства»[2]) — феодальные владения во главе с азербайджанскими тюркоязычными династиями [3][4] существовавшие с середины XVIII до начала XIX века (Макинское ханство — до 20-х гг. ХХ в.), на территории современных Азербайджана, Армении, Ирана (Южный Азербайджан).

· Ширванское

· Шекинское

· Бакинское

· Гянджинское

· Карабахское

· Нахичеванское

· Борчалинский султанат

· Кубинское и Дербентское - по мнению Тадеуша Свентоховского азербайджанское ханство[5]. А. Новосельцев высказывает сомнение в таком определении, обосновывая это тем что основная часть его подданных была представлена дагестанскими народами, и главной его резиденцией был Дербент[6]

· Эриванское ханство — персидское ханство[7][8][9][10], по мнению Тадеуша Свентоховского азербайджанское[5].

В зависимости от соотношения внутренних сил в ханствах и наличия непосредственной угрозы извне опредеделялся характер вхождения ханств в состав России[11]. 3 января 1804 года после месячной осады, пала Гянджа и Гянджинское ханство было присоединено к России[12]. Трактаты, заключённые в 1805 году между Главнокомандующим в Грузии, как официальным представителем России, и соответствующими ханами, юридически закрепили вхождение в состав России Карабахского, Шекинского и Ширванского ханств [13]. В 1806 году к России были присоединены Бакинское и Кубинское, а в 1809 году — Талышское ханства[14]. После победы России в русско-иранской войне (1804—1813) 13 октября 1813 года в селении Гюлистан был подписан мирный договор между Россией и Ираном. Гюлистанский договор был основан на принципе status quo ad presentem, т. е. закреплял за сторонами те границы, которые установились к моменту подписания договора[15]. В июле 1826 года началась новая русско-иранская война. И вновь Россия одержала победу. 10 февраля 1828 года в селении Туркменчай близ Тебриза, был подписан мирный договор[16]. Договор подтверждал территориальные приобретения России по Гюлистанскому мирному договору 1813 года. По Туркманчайскому договору к России также отходили Эриванское и Нахичеванское ханства[17].

Наследственные мюльки (ульке) к середине XVIII в

Данные разных источников, в частности список эмиров 1628 г. у Искендера Мунши, дают возможность составить почти полный перечень существовавших в Армении, Атрпатакане, Арране и Ширване наследственных владений (ульке), на территориях которых сформировались ханства.[18]

2. Образование ханств

Ханства образовались в результате ослабления власти в государстве Надир-шаха — после его смерти 9 мая 1747 года. В последние годы правления Надира в результате введения новых налогов и сборов население различных регионов стало поднимать восстания в результате чего «от него отложились из-за тяжести хараджа и Гянджа, и Самух, и Эриван, и другие города и подданные».[19]неавторитетный источник? 307 дней

Основателями ханств были выходцы из знатных фамилий тюркских(азербайджанских) феодалов, многие их которых были наследственными правителями различных областей.

Вопреки централистским тенденциям в политике шахской власти, особенно со времени шаха Аббаса I, шахам никогда [126—127] не удалось преодолеть вполне феодальную раздробленность. В Азербайджане и Армении эта раздробленность существовала задолго до периода полунезависимых ханств. Юридически шахское правительство со времен шаха Аббаса I не признавало существования наследственных вассальных князей. Оно хотело видеть в них назначенных шахом чиновников и называло их довольно неопределённым титулом «хаким» («правитель»). Действительно, каждый хаким получал от шаха указ с формальным утверждением в своем звании. Но в ряде случаев это была фикция, прикрывавшая фактическое признание шахской властью существования местных династий. Не только беглербеги, но и правители небольших территорий (ульке), в большинстве случаев были наследственными представителями местных династий.[18]

Успеху ханств способствовала также разгоревшаяся борьба за шахский престол между наследниками Надира — только за первые полтора лет друг друга сменили 4 претендента. Борьба за иранский престол продолжалась более десяти лет — до 1758 года, когда представитель курдской династии Зендов — Керим-хан Зенд одержал победу и вновь объединил Иран за исключением Хорасана, провинции Азербайджан и Закавказья.

После убийства Надир-шаха (1747) и начала новой полосы междоусобий в Иране, иранское владычество в странах Закавказья на время фактически пало.[20]

До 1747 года, до убийства Надир-шаха, Карабаг находился под властью иранского государства. После смерти Надир-шаха в Иране начались смуты и междоусобная борьба претендентов на шахский престол, центральная политическая власть, переходившая из рук в руки, крайне ослабела. В это годы Азербайджан вышел из под власти иранского государства, в нем возникло около двух десятков самостоятельных ханств. Мирза Адигезальбек «Карабаг-Наме»

3. Азербайджанская концепция ханств по мнению Артура Цуциева

Согласно сотруднику Центра социальных исследований Владикавказского института управления, к.ф.н. Артуру Цуциеву, азербайджанская историческая картина складывается из национального характера бывших персидских провинций, а позже и тюркских ханств Восточного Закавказья (включая Эриванское, Нахичеванское и Гянджинское). Ханства, на момент завоевания их Россией в 1803—1828, объявляются азербайджанскими национальными государствами, тогда как проживавшие на их территории армяне — перемещенными в XIX веке. Это объясняется влиянием на азербайджанские историко-идеологические построения проблемы Карабаха и спорности ряда территорий Закавказья. Азербайджанская этническая общность возникает в процессе тюркской ассимиляции албанцев и других не тюркских групп, включения их культурного наследия и ареала расселения в комплекс, который составляет историко-культурное своеобразие и соответствующие исконные территории Азербайджана. Включение ханств в состав России рассматривается как раздел Азербайджана между Россией и Ираном, превращающий азербайджанцев в разделенный народ, а оказавшийся в составе России Северный Азербайджан становится объектом имперской политики вытеснения тюркского/мусульманского населения и потворства армянской миграционной экспансии (см. День геноцида азербайджанцев). [22]

4. Источники

1. «In Safavi times, Azerbaijan was applied to all the muslim-ruled khanates of the eastern Caucasian as well as to the area south of the Araz River as fas as the Qezel Uzan River, the latter region being approximately the same as the modern Iranian ostans of East and West Azerbaijan.» Muriel Atkin, Russia and Iran, 1780—1828. 2nd. ed. Minneapolis: University of Minnesota Press Press, 2008, ISBN 0 521 58336 5

2. Ираника. AZERBAIJAN. «This new entity consisted of the former Iranian Khanates of Arrān, including Karabagh, Baku, Shirvan, Ganja, Talysh (Ṭāleš), Derbent (Darband), Kuba, and Nakhichevan (Naḵjavān), which had been annexed to Russia by the treaties of Golestān (1813) and Torkamānčāy (1828) under the rubric of Eastern Transcaucasia.»

3. Tadeusz Swietochowski. Russian Azerbaijan, 1905—1920: The Shaping of National Identity in a Muslim Community. Cambridge University Press, 2004. ISBN 0521522455. Стр. 2

4. Firouzeh Mostashari. On the religious frontier: Tsarist Russia and Islam in the Caucasus. I.B. Tauris; New York, 2006. ISBN 1850437718. Стр. 13

5. Tadeusz Swietochowski. Russian Azerbaijan, 1905—1920: The Shaping of National Identity in a Muslim Community. Cambridge, UK, Cambridge University Press, 2004. ISBN 0521522455 — Thus began a half-century-long period of Azerbaijani independence, albeit in a condition of deep political fragmentation and internal warfare. Most of the principalities were organized as khanates, small replicas of the Persian monarchy, including Karabagh, Sheki, Ganja, Baku, Derbent, Kuba, Nakhichevan, Talysh, and Erivan in northern Azerbaijan and Tabriz, Urmi, Ardabil, Khoi, Maku, Maragin, and Karadagh in its southern part. Many of the khanates were subdivided into mahals (regions), territorial units inhabited by members of the same tribe, reflecting the fact that residue of tribalism was still strong.

6. История Востока. Т. III. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI-XVIII вв. М.:"Восточная литература" РАН, 2000. С. 444. "Самым сильным из закавказских ханств во второй половине XVIII в. постепенно стало Дербентско-Кубинское, охватывавшее северные районы нынешнего Азербайджана и юг Дагестана. Правитель этого ханства Фатх-Али-хан предпринимал усилия к захвату соседних владений, что ему в 70-80-х годах порой и удавалось. Он обладал определёнными качествами государственного деятеля и успешно лавировал между Турцией, Восточной Грузией, Россией, а позже - правителем Ирана Карим-ханом. Дербентско-Кубинское ханство Фатх-Али-хана вряд ли правильно считать азербайджанским. Основная часть его подданных была представлена лезгинами и прочими дагестанскими народами, да и главной его резиденцией был Дербент. Современник событий Абул-Хасан Голестане писал, что у Фатх-Али-хана на службе состояло 10 тыс. туфенгчи из "лезгинских молодцов"(джаванан-е лазги)"

7. Encyclopedia Iranica: «THE PERSIAN KHANATE OF EREVAN» — «Due to centuries of warfare, by 1804 Erevan’s population had been reduced to 6,000. It began to rise once again during the tenure of the last khan, and in 1827 it exceeded 20,000, with the Armenians forming barely twenty percent of the population. Following the Treaty of Torkama@n±a@y and the Armenian immigration from Persia and Turkey, the Armenian population rose to 40 percent of the total. The overall population, however, decreased to some 12,000, as the Persian forces and administration. emigrated. <…> Muslims (Persians, Turco-Mongols, Kurds) made up 80 percent of the population and were either sedentary, semi-sedentary, or nomadic. Christians (all Armenians) constituted the remaining 20 percent of the population and lived in Erevan or the villages. The Armenians dominated the various professions and trade in the area and were of great economic significance to the Persian administration.»