Смекни!
smekni.com

Курская битва 10 (стр. 2 из 5)

Для противовоздушной обороны использовалась истребительная авиация, зенитная артиллерия и огневые средства пехоты. Для противовоздушной обороны железных дорог, обслуживающих Курский выступ, сосредотачивалось более 200 истребителей, свыше 760 зенитных орудий, около 560 крупнокалиберных зенитных пулеметов, 125 прожекторов ПВО страны.

Ответственные задачи возлагались на бронетанковые и механизированные войска. Танковые армии и корпуса предназначались для нанесения контрударов по вклинившемуся противнику. На Центральном фронте они располагались на второй и третьей полосах обороны и между ними, На Воронежском фронте и на первой оборонительной полосе.

Перед авиацией, действия которой координировал маршал авиации А. А. Новиков, были поставлены задачи прикрытия прифронтовых и фронтовых коммуникаций, завоевания господство в воздухе, нарушения сосредоточения вражеских войск, уничтожения живой силы и боевой техники на поле боя, ведения воздушной разведки. Планировалась также авиационная контрподготовка с привлечением основных сил 2, 16 и 17-й воздушных армий. Последняя отсрочка даты наступления немцев - с 13 июня на 5 июля - дала им возможность направить дополнительно еще 2 батальона "пантер" в дивизии генерала Моделя на северный фаз дуги. Задержка наступления была использована немцами для скрупулезной подготовки. Каждый метр Курского выступа был сфотографирован разведывательными самолетами, и снимки переданы войскам. Офицеры пехотных и танковых дивизий днями изучали в бинокли позиции противника, и наносили их на карты.

Немецкие войска накануне сражения

Основные удары у немцев наносили 4-я танковая армия генерал-полковника Гота с юга и 9-я армия Генерал-полковника Моделя - с севера. Эти группировки должны были соединиться восточнее Курска, зажав в стальные "клещи" находившиеся на выступе крупные силы русских.

4-я танковая армия наступала силами 48-го танкового корпуса(3-я, 11-я танковые дивизии и моторизированная дивизия "Великая Германия") и танковые корпуса СС в составе трех дивизий - "Адольф Гитлер", "Мертвая голова" и "Рейх". Ее правый фланг прикрывала армейская группа генерала Кемпфа, наносившая удар на Северо-восток,- один танковый и два пехотных корпуса. Наглядное впечатление о силе основных соединений немцев дает дивизия "Великая Германия", располагавшая 180 танками, в том числе 80 новехонькими "пантерами", а также подразделением Штурмовых самоходных орудий.

Все, что можно было сделать для подготовки наступления, было сделано. Никогда раньше ни одна крупная операция, подчеркнул генерал Меллентин, "Не была подготовлена лучше, чем эта..." Боевой дух наступающих войск был исключительно высок. Все тот же генерал танковых войск Меллентин указывает, что многие соединения, подготовившиеся к битве, обладали "ударной мощью, которую они никогда больше не будут иметь" и что "в первый и последний раз за время кампании в России дивизии до начала наступления получили несколько недель отпуска и были полностью укомплектованы живой силой и техникой."

В ночь на 4 июля немецким солдатам было зачитано специальное послание Гитлера. Анализ окончательной расстановки сил показывает, что Гитлер вместе со многими генералами верил, что немецкая армия имеет под Курском блестящие шансы достигнуть своей основной цели - окружить русские войска на выступе, находившиеся на выступе, и уничтожить их.

Танки

В надвигавшейся схватке на Курской дуге русские полагались на два основных танка - средний Т-34 и тяжелый КВ-1. Оба танка имели одинаковый двигатель, но ввиду разницы в весе Т-34 имел максимальную скорость 51 км/ч, тогда как КВ-1 развивал скорость 35 км/ч. Оба эти танка были вооружены эффективной 76,2-мм пушкой и пулеметами.

Многие танки имели более массивную броневую защиту, чем Т-34(65 мм башня и 47 мм корпус), но его покатая броня обеспечивала наилучшую защиту, чем у всех существующих танков этого класса. Именно этот танк немцы считали столь опасным, что переносили начало операции "Цитадель" с недели на неделю, чтобы подбросить на фронт "пантеры" и "тигры".

Но сравнение характеристик Т-34 и "тигра" летом 1943 года выявит поразительный результат - "тридцатьчетверка" была лучшим танком. Конечно, "тигр" был массивнее, имел более толстую броню и более мощное орудие - 88 мм пушку. Но он не был подходящим танком для наступательной операции на Курской дуге. На пересеченной местности его скорость - какие-то 25 км/ч - вдвое уступала скорости Т-34. запас хода не превышал 100 км, и без дозаправки на поле боя "тигры" вскоре оставались без горючего, становясь неподвижной мишенью для русских орудий. К тому же "тигры", спешно доставлявшиеся с немецких заводов под Курск, часто страдали от механических поломок. А отбуксировать "тигр" с поля боя мог только другой "тигр".

Ход сражения

Оборонительное сражение началось в ночь на 5 июля. Вечером 4 июля Жуков находился в штабе у Рокоссовского. Из разговора с Василевским, Который был в штабе Воронежского фронта, он узнал, что пленный солдат 168-й пехотной дивизии рассказал, что немцы должны перейти в наступление на рассвете следующего дня. Затем в третьем часу утра позвонил командующий 13-й армией, и доложил, что захваченный в плен сапер пехотной дивизии сообщил, что немецкое наступление начнется в 3.00 утра 5 июля.

Жуков немедленно отдал приказ о проведении артиллерийской контрподготовки, и доложил о принятом решении Сталину.

В 02.20 советская артиллерия открыла огонь. В течение 30 минут 600 орудий и минометов вели огонь по немецким войскам, приготовившимся к наступлению. В дополнении к орудиям и минометам были выпущены тысячи реактивных снарядов М-31 "катюш", превративших ночь в день.

Немцы были застигнуты врасплох, когда советская артиллерия открыла массированный огонь. Нацистские войска сами готовились начать артподготовку в 2.30, подвергнуть советские позиции получасовому обстрелу, затем перенести огонь в глубь обороны, чтобы немецкая пехота и танки могли начать наступление на позиции русских.

В полосе Центрального фронта было подавлено 90 батарей , 60 наблюдательных пунктов, взорвано 6 складов с боеприпасами. На Воронежском фронте огневому воздействию подвергались 17 основных районов сосредоточения танков и пехоты врага, 12 артиллерийских батарей и ряд других целей. По меньшей мере, половина немецких батарей не смогла открыть огонь.

Только в 4.30 - через 2 часа после намеченного срока - открыли огонь первые немецкие батареи. Однако эта артиллерийская подготовка принесла гораздо меньший результат, чем ожидали немцы. Они, лишившись внезапности, вынуждены были перейти в наступление позже намеченного времени на 2,5 - 3 часа.

Разгоревшееся на Курской дуге 5 июля 1943 года гигантское сражение первоначально велось на двух участках выступа - Центральном фронте генерал-лейтенанта Рокоссовского и южнее- на Воронежском фронте генерал-лейтенанта Ватутина. Около 5.30 утра 5 июля немецкие войска оставили свои укрытия и устремились к оборонительным позициям русских.

В полосе Центрального фронта гитлеровцы нанесли три удара: главный - на Ольховатку, вспомогательные - на Малоархангельск и Гнилец. Основную тяжесть приняли на себя соединения 13-й и 2-й танковой армий, поддержанные авиацией 16-й воздушной армии. На ольховском направлении действовало до 500 танков и штурмовых орудий, которые пытались в полосе 40 км с ходу протаранить оборону советских войск. В первый день вражеского наступления было отбито четыре ожесточенные атаки гитлеровцев. Командующий 13-й армии передал из танкового резерва на усиление стрелковых соединений первого эшелона танковые, самоходно-артиллерийские полки и танковую бригаду. В полосу обороны 29-го стрелкового корпуса он выдвинул, кроме того, два подвижных отряда заграждений. Командующий войсками фронта усилил 13-ю армию четырьмя артиллерийскими бригадами. 6 июля была попытка нанесения первого контрудара советскими войсками.

Противнику были нанесены значительные потери, и темпы его продвижения снизились. Более того, русские потеснили противника на левом фланге обороны на 1,5-2 км. На ольховском же направлении 2-я танковая армия и 19-й танковый корпус перешли к обороне. Попытка противника прорваться на Курск через Поныри, куда перенацелены были его усилия в последующие дни, также не увенчалась успехом. В немалой степени этому способствовала стойкость воинов 307-й стрелковой дивизии под командованием генерала Еншина . Тесно взаимодействуя с 3-м танковым корпусом 2-й танковой армии при поддержки артиллерии и авиации, дивизия обеспечивала удержание Понырей.

К 9 июля командующий группой армий "Центр" был вынужден ввести в сражение почти всю ударную группировку. 11 июля 9-я полевая армия, понеся тяжелые потери, приостановила наступление, и вынуждена была перейти к обороне. Продвинувшись на 9-12 км, но, не прорвав тактической зоны обороны русских войск немцы потеряли свыше 42 тысяч солдат и огромное количество боевой техники. На орловском направлении появились возможности для перехода русских войск в наступление.

В полосе Воронежского фронта, где гитлеровское командование сосредоточило до 700 танков, противник нанес утром 5 июля главный удар силами 4-й танковой армии на Обоянь, а вспомогательный (оперативной группой Кемпф) - в направлении на Корочи. Обладая в полосе обороны 6-й гвардейской армии семикратным превосходством в танках, враг к исходу 5 июля прорвал на отдельных участках главную оборонительную полосу и узким клином вышел ко второй полосе южнее Яковлево. Для стабилизации положения командующий армией выдвинул на этот участок часть истребительно противотанковых бригад, танковую бригаду, самоходно-артиллерийский и два танковых полка. В целях усиления обороны на основном направлении командующий войсками фронта принимает решение силами 1-й танковой армии занять оборону на второй полосе. В течение ночи была организована система огня, окопаны танки, увязано взаимодействие с частями 6-й гвардейской армии, которой были оперативно переподчинены из резерва фронта 5-й и 2-й гвардейские танковые корпуса. Армия была также усилена фронтовой артиллерией.