От государства сельское хозяйство получило более 0,5 млн тракторов, 93 тыс. комбайнов, в том числе появились самоходные, более маневренные комбайны, приспособленные для небольших полей Нечерноземной полосы. Началось производство химических удобрений, хотя потребности в них далеко не удовлетворялись.
Сельское хозяйство продолжало оставаться наиболее отсталой отраслью советской экономики. Единоличное и репрессивное руководство страной все больше превращалось в отрицательный фактор ее экономического развития.
2. Политическое развитие
2.1 Влияние войны на политические настроения
Война изменила общественно - политическую атмосферу в советском обществе. Сама экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность в решающий момент.
Война пробила брешь в "железном занавесе", которым СССР был изолирован от других стран с 30-х годов. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), мобилизованные для работ в Германию жители оккупированных немцами областей СССР (до 5,5 млн.) своими глазами увидели и смогли оценить тот мир, о «разложении» и «близкой гибели» которого им говорили до войны. Отношение к личности, уровень жизни, организация труда и быта настолько отличались от советских реалий, что многие усомнились в целесообразности пути, по которому шла страна все эти годы. Сомнения проникали даже в ряды партийно-государственной номенклатуры.
Победа народа в войне породила множество надежд и ожиданий. Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов, интеллигенция - на ослабление политического диктата, население союзных и автономных республик - на изменение национальной политики. Эти настроения излагались в письмах партийному и государственному руководству, донесениях органов госбезопасности. Проявились они и в ходе «закрытого» обсуждения проектов новой Конституции страны, Программы и Устава партии. Предложения высказывали лишь ответственные работники ЦК партии, ЦК компартий союзных республик, наркомы, руководство краев и областей. Но и они готовы были ликвидировать специальные суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на руководящей партийной и советской работе, проводить выборы на альтернативной основе.
Власть стремилась ослабить возникшее социальное напряжение, с одной стороны, путем декоративной, видимой демократизации, а с другой - усилением борьбы с «вольнодумством».
2.2 Изменения в политической системе
После окончания войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров. Объясняя целесообразность этого решения, Сталин заявил, что победа в войне означает, по существу, завершение переходного состояния советского общества и потому с понятиями «народный комиссар», «комиссариат» пора покончить. Одновременно шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их аппарата.
Состоялись выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. Чаще стали созываться сессии Советов. Прошли выборы народных судей и заседателей. Однако, несмотря на видимость демократических перемен, власть по-прежнему оставалась в руках партийного аппарата. Деятельность Советов зачастую носила формальный характер. В октябре 1952 г., спустя 13 лет после предыдущего, состоялся очередной, XIX съезд партии, принявший решение о переименовании ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Перед этим прошли съезды профсоюзов и комсомола, не созывавшиеся почти три уставных срока. Но это были лишь внешне позитивные демократические перемены. Политический режим в стране заметно ужесточился, набирала силу новая волна политических репрессий.
Главными причинами ужесточения политического режима были "демократический импульс" войны и прорыв "железного занавеса".
Ветер перемен коснулся и ближайшего окружения вождя. Стоило ему осенью 1945 г. уехать в отпуск, как оставшаяся за него "четверка" (В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян) смягчила цензуру на материалы западных корреспондентов. Вскоре в английской "Дейли геральд" появилась статья, где долгое отсутствие Сталина в Москве объяснялось его предстоящим уходом с поста главы правительства. Преемником называли Молотова. Такой "крамолы" вождь членам "четверки" не простил: Молотов был отстранен от обязанностей первого заместителя главы правительства, Берия переведен с поста наркома НКВД, Маленков был раскритикован и направлен на работу в Казахстан, Микояну было указано на "серьезные недостатки в работе".
Одновременно в противовес "старой гвардии" Сталин выдвинул в ряды своего ближайшего окружения относительно молодых работников - А. Н. Косыгина, А. А. Жданова, Н. А. Вознесенского, А. А. Кузнецова. Они долгое время работали в Ленинграде. Однако в 1948 г. начались аресты лидеров ленинградской парторганизации. По "ленинградскому делу" были арестованы более 2 тыс. человек, обвиненных в попытках "противопоставить Ленинград Москве". Были отданы под суд и расстреляны 200 человек, включая члена Политбюро и Председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского, секретаря ЦК партии А. А. Кузнецова, Председателя Совмина РСФСР М. И. Родионова.
2.3 Новый виток репрессий
Надежды советского народа, перенёсшего невиданные тяготы военного времени, на коренное улучшение своей жизни, не оправдались. Ответом на стремление к демократии, свободе были новые репрессии. Диктатура, основанная на насилии, не могла существовать без репрессий. О новом ужесточении режима свидетельствовала участь репатриированных военнопленных, из которых (всего 2 млн. 270 тыс.) только 20% получили разрешение вернуться домой, остальные отправлялись в лагеря. На территориях, включенных в СССР в 1939-1940 гг. и оставшихся в оккупации, развились национальные движения против советизации, вооруженное сопротивление. На Западной Украине была создана мощная подпольная вооруженная организация - ОУН (Организация украинских националистов), затем возникла Украинская повстанческая армия (УПА), численность которой достигла в 1944 г. более 20 тыс. человек. Окончательно Западная Украина была покорена только в 1950 г. после проведения коллективизации, переселения целых деревень, депортации, ссылки или арестов около 300 тыс. человек. Массовая депортация проводилась и в прибалтийских республиках: около 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей и 50 тыс. эстонцев.
Политика репрессий против некоторых наций и народностей и игнорирование их национальных чаяний, чрезмерное прославление прошлого русского народа означали ревизию национальной политики СССР, истории межнациональных отношений. Если русское прошлое превозносилось во всех своих аспектах (древность происхождения, уровень цивилизации, достижения в области науки и искусства, военные победы и т.д.), то на этом фоне история и культура нерусских народов затушевывались. Царская империя представала уже не «тюрьмой народов», а как оазис крепнущей дружбы между народами. Зато имам Шамиль, предводитель движения за независимость Кавказа, был признан «английским шпионом», а движение - «реакционным». Критике из центра был подвергнут национальный эпос мусульманских народов -азербайджанский, узбекский, казахский, а также татарский эпос «Едигей», башкирский - «Идугей и Мурадым».
Для сохранения советского режима, для борьбы с богатейшей державой мира - США диктатор воссоздал атмосферу, позволяющую держать народ в страхе, изолировал его «железным занавесом» от остального мира. Делалось все это под аккомпанемент шовинистической, антиамериканской, антисемитской пропаганды. Россия была провозглашена родиной чуть ли не всех изобретений и открытий, а современные открытия в западных странах провозглашались ложными. Была объявлена реакционной лженаукой кибернетика, подвергнута критике квантовая физика, теория относительности и т.д. В июле-августе 1948 г. завершился разгром генетики, означавший торжество Лысенко. Его победа связана не только с обещаниями добиться небывалых урожаев с помощью «ветвистой пшеницы», что было блефом. Дело было в идеологии: власти не хотели признавать существование единицы наследственности - гена, влияющего на качество человека. В случае признания получалось, что не все в человеке подвластно партии и государству. С этим не смогло смириться советское руководство, претендовавшее на абсолютную власть над человеком.
В 1946 г. власти развернули широкую кампанию против любого проявления интеллектуального творчества, где обнаружились так называемые «заграничное влияние», «западное упадочничество», «мелкобуржуазный индивидуализм», «искусство для искусства», космополитизм, низкопоклонство перед Западом. Вскоре последовал запрет на контакты и вступление в брак советских граждан с иностранцами. Критика космополитизма быстро приобрела все более откровенный антисемитский характер: многий интеллигенты - евреи были обвинены в «антирусском космополитизме», сионистской деятельности в интересах империализма. Преследования начались после того, как советские евреи поддержали создание Израиля в 1948 г. Сталин поначалу оказывал Израилю военную и дипломатическую поддержку, рассчитывая иметь свой форпост на Ближнем Востоке. С помощью советского оружия Израиль взял верх над арабами. Затем израильтяне сделали выбор в пользу США, резонно полагаясь на поддержку более богатой страны и дотации многочисленной американской еврейской общины. Теперь Сталин и в советских евреях увидел потенциальных вражеских агентов. По указанию вождя на рубеже 1948 и 1949 гг. был распущен Еврейский антифашистский комитет, его председатель народный артист СССР С. М. Михоэлс был убит агентами госбезопасности, (а официально сообщалось о том, что он сбит автомобилем). 13 членов Комитета были казнены. Несколько сот еврейских интеллигентов были арестованы, отправлены в лагеря или расстреляны. Органы безопасности получили установку считать каждого еврея потенциальным шпионом США и врагом советской власти (учитывая роль евреев в США).