Смекни!
smekni.com

СССР в послевоенный период вторая половина 1940-х гг. 1953 г. (стр. 4 из 7)

В январе 1953 г. было объявлено о разоблачении «террористи­ческой группы врачей», работников Кремлевской больницы. Было арестовано 9 высокопоставленных врачей, в большинстве евреев, в том числе личный врач Сталина академик В. Н. Виноградов. Он по­платился за то, что посоветовал уже старому и больному вождю уй­ти на покой. Они были обвинены в том, что действуя по заданиям американской и английской разведок, умерщвляли руководителей партии и государства путем заведомо неправильного лечения, в том числе Жданова, готовились убить Конева, Василевского.

Сталин, организуя новый большой террор, преследовал сле­дующие цели: устрашение народа, подавление любой, даже потен­циальной оппозиции и психологическая подготовка к войне. В дея­тельности средств массовой информации, государственной пропа­ганде доминирующим направлением было формирование образа врага, создание произведений на антиамериканскую тему.

3. Идеология и культура

Победа в Великой Отечественной войне изменила пси­хологию советского народа. Возросло чувство собст­венного достоинства, патриотизма. Миллионы советских людей в рядах Красной Армии побывали за границей, что резко расширило их кругозор. В стране проявил­ся огромный интерес к культурным ценностям, началось переосмысление исторического прошлого. В то же время в мире разворачивалось жесткое противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем, шла «холодная война».

Летом 1946 г. было начато широкое наступление против капиталистической идеологии, частнособственнической психологии в области куль­туры.

Первыми объектами идеологической критики стали литература, кине­матограф, театр. 14 августа 1946 г. ЦК КПСС подверг критике журналы «Звезда» и «Ленинград» – первый получил выговор, второй был закрыт. Поводом послужили пуб­ликации произведений поэтессы А. Ахматовой и писателя-сатирика М. Зощен­ко. Журналы обвинялись в том, что стали проводниками «идеологии, чуждой духу партии». Собрание Союза писателей исключило А. Ахматову и М. Зощенко из рядов этой организации.

4 сентября новое постановление ЦК подвергло критике ряд «безыдейных» фильмов (фильм «Большая жизнь», рас­сказывавший о жизни шахтеров Донбасса; фильм «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, вторую серию «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна). Говорилось о том, что литература и ис­кусство должны быть «поставлены на службу коммунисти­ческого воспитания масс», что в них должны последова­тельно проводиться принцип «социалистического реализма», пропаганды коммунистической идеологии.

Главной темой литературных произведений первых послевоенных лет стали ощущения и переживания личности в условиях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о минувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины стала центральной в "Повести о настоящем человеке" Б. Н. Полевого, поэме А. Т. Твардовского "Дом у дороги", романе А. А. Фадеева "Молодая гвардия", повести В. П. Некрасова "В окопах Сталинграда".
Главный литературный герой этих лет прошел войну и возрождал мирную жизнь. Внутренний мир советского человека, богатство его души показывали романы "Кружилиха" В. Ф. Пановой, "Дни нашей жизни" В. К. Кетлинской, "Первые радости" К. А. Федина. В популярном жанре семейной хроники Г. М. Марков создал роман о Сибири "Строговы". О неразрывной связи человека и природы писал в романе "Русский лес" Л. М. Леонов.

Наметившееся в годы войны обращение к историческим традициям народов СССР, чувствам и переживаниям людей после ее окончания подвергалось критике. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", в котором осуждались "идеализация жизни царей, ханов, вельмож", "внедрение в репертуар пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль" и потакание "обывательским вкусам и нравам". В постановлении говорилось: "Многие драматические театры не являются на деле рассадниками культуры, передовой советской идеологии и морали. Такое положение дел… не отвечает интересам воспитания трудящихся и не может быть терпимо в советском театре".
Было приказано расширить количество пьес, "посвященных пафосу борьбы за коммунизм". Однако создать такие пьесы "на заказ" было делом не простым и удач было не так много. Одним из ярких спектаклей послевоенной поры стала "Свадьба с приданым" Н. М. Дьяконова (Московский театр Сатиры). Особое звучание имели постановки о только что окончившейся войне - "Молодая гвардия" (по роману А. А. Фадеева), "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренева и др.

В короткий срок была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 г. возобновилось проведение декад национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение талантливых артистов: начали свой путь в искусстве дирижеры Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, пианист С. Т. Рихтер, скрипач Л. Б. Коган, певцы - И. К. Архипова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др.

Были созданы крупные музыкальные произведения: оперы "Великая дружба" В. И. Мурадели, балеты "Каменный цветок" С. С. Прокофьева, "Медный всадник" Р. М. Глиэра, "Семь красавиц" К. А. Караева и др.
Но и здесь не обошлось без гонений на тех композиторов, чьи произведения критиковались за "формалистическую", "антинародную" направленность, "пренебрежение народными музыкальными традициями". В 1948 г. ЦК ВКП (б) принял постановление "О декадентских тенденциях в советской музыке", где огонь критики был сосредоточен на Мурадели, Прокофьеве, Шостаковиче, Хачатуряне. Их произведения перестали исполняться, от их услуг отказались консерватории и театры. Это обедняло отечественную музыку, изолировало ее от лучших достижений мировой культуры.

В послевоенный период большое внимание уделялось развитию образования. Несмотря на тяжелейшее положение страны, уже в 1946 г. на образование было выделено 3,8 млрд. руб. (в 1940 г. – 2,3 млрд. руб.), а к 1950 г. эта сумма выросла до 5,7 млрд. руб. Росло количество школ, открывались новые вузы. В городах было введено обязательное семилетнее образование, число студентов в 1950 г. выросло на 50% по сравнению с 1940 г.

Были созданы Академии наук в союзных республиках, организована целая сеть научно-исследовательских институтов, таких как институт точной механики и вычислительной техники, институт радиотехники и электроники, институт атомной энергии, институт прикладной физики и др. Численность научных работников выросла с 98 тыс. человек в 1940 г. до 192 тыс. человек в 1955 г.

Великая Отечественная война оказала сильное влияние на сознание советского человека. Прежде всего, вселила в него оптимизм, кото­рый побуждал не обращать внимание на трудности и вселял уверенность в светлое будущее. Стремление участвовать в созидании коммунистического общества активизировало энтузиазм масс, развивало старые, рождало новые трудо­вые почины. Рабочий А. Гусев вспоминает: «Я трудился напряженно, не чувствуя усталости. Труд был по-настоящему радостным. Я знал: работаем мы сейчас во имя великой цели, чтобы быстрее залечить раны, нанесенные войной, сделать нашу Родину еще краше и могущественней». Такой настрой давал весомые результаты. Трудовой эн­тузиазм во многом основывался на чувстве постоянной неудовлетворенности людей достигнутыми результатами. На собраниях трудовых коллективов акцент делался не на достигнутых успехах, а на недостатках. Анализируя дух советских людей в те годы, английский журналист Р. Пар­кер отмечает: «Для них твердая вера в то, что все быстро меняется к лучшему, служит достойной компенсацией трудностей и лишений».

4. Ужесточение внешней политики

4.1 Поляризация послевоенного мира

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в мире и международных отношениях. Были повержены фашистская Гер­мания и Италия, милитаристская Япония, наказаны военные пре­ступники, создана международная организация - Организация Объединенных Наций. Все это продемонстрировало относитель­ную сплоченность держав-победительниц. Великие державы про­вели сокращение вооруженных сил: США с 12 до 1,6 млн. человек, СССР - с 11,4 до 2,5 млн. человек.

Своим вкладом в победу над фашистской Германией СССР вызвал к себе симпатии населения стран Запада, а роспуск Комин­терна в 1943 г. способствовал росту авторитета компартий. «Разгром германского фашизма и японского милитаризм во второй мировой войне при решающей роли Советского Союза создал благоприятные условия для свержения власти кпиталистов и помещиков народами ряда стран Европы и Азии».[1] За годы войны число их членов увеличилось почти в 3 раза, и коммунисты - в 1945-1947 гг. входили в правительства 13 государств Европы, Азии и Латинской Америки. С другой стороны, война стала пер­вым открытием Запада для 6,1 млн. советских людей, побывавших в Европе в составе действующей армии, а также для 5,5 млн. репат­риантов, которые собственными глазами увидели достижения за­падной цивилизации и имели возможность сопоставить их с совет­ской действительностью. У них были поколеблены стереотипные представления о Западе, усилились интерес и симпатии к нему.