Смекни!
smekni.com

СССР в послевоенный период вторая половина 1940-х гг. 1953 г. (стр. 5 из 7)

Война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего, гигантски усилились США в экономическом, военном и по­литическом отношениях. Этой стране принадлежала подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов. США имели первоклассную армию, превратились в ли­дера Западного мира. Германия и Япония были повержены и вы­шли из числа ведущих стран, другие европейские страны были ос­лаблены войной.

Внешнеполитическая линия США после второй мировой войны была охарактеризована следующим образом в резолюции XХ съезда КПСС: «… Империалистические державы во главе с реакционными американскими кругами вскоре после окончания войны начали проводить политику «с позиции силы», отражающую стремление наиболее агрессивных элементов этих держав подавить рабочее, демократическое и национально-освободительное движения, подорвать лагерь социализма и установить, свое мировое господство. Эта политика на практике означает безудержную гонку вооружений; создание американских военных баз вдоль границ СССР и стран народной демократии, а также сколачивание агрессивных блоков, направленных против стран социалистического; развертывание так называемой «холодной войны» против социалистических государств и подготовку новых кровопролитный войн».[2]

Уже вскоре после своего вступления на пост президента США Трумен заявил, что «одержанная победа возложила на американский народ постоянную ответственность за руководство миром».

Значительно усилилось военное и политическое влияние СССР. Однако его международное положение было парадоксально: победившая ценой больших потерь страна была разорена, но не­смотря на это, она имела законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Экономическое разорение компенсировалось военными и политическими преимуществами. Политическую выгоду СССР извлекал, в частности, благодаря под­контрольной ему обширной территории стран Юго-Восточной Ев­ропы. Он располагал самой большой по численности армией в ми­ре, но в то же время в области военной технологии его далеко обо­гнали США и Великобритания.

В целом положение СССР изменилось: он вышел из междуна­родной изоляции и стал признанной великой державой. Количество стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, уве­личилось по сравнению с довоенным периодом с 26 до 52. Он стал одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, на­ряду с США, Англией, Францией и Китаем. Великие державы при­знали право СССР на часть Восточной Пруссии, Южный Сахалин, его доминирующее положение в Китае и Северной Корее. В ялтин­ском и потсдамских соглашениях было зафиксировано признание интересов СССР в Восточной Европе.

На основе Постдамских соглашений в советской зоне была проведена огромная работа по расформированию немецких вооруженных сил, по ликвидации военных вопросов, сооружений, складов и т.д. В январе 1947 г. Комиссия представителей четырех держав, проводившая по поручению Контрольного совета, подтвердила, что советские оккупационные власти добросовестно выполняют свои обязательства по Постдамскому соглашению.[3]

Однако с исчезновением фашистской угрозы стало проявлять­ся все больше противоречий между бывшими союзниками. Столк­новение их геополитических интересов вскоре привело к развалу коалиции и созданию враждебных блоков. Союзнические отноше­ния сохранились примерно до 1947 г. Однако уже в 1945 г. обна­ружились серьезные противоречия, прежде всего в борьбе за раздел влияния в Европе. На фоне обострившихся разногласий Черчилль приказал фельдмаршалу Монтгомери собирать немецкое оружие для вооружения пленных в случае, если русские продолжат свое наступление на Запад.

Высшие военные и разведывательные органы США резко изме­нили свои оценки военного потенциала СССР и начали разрабаты­вать планы будущей войны. В директиве Объединенного комитета военного планирования от 14 декабря 1945 г. № 432/Д был изложен план бомбардировки основных промышленных центров СССР. В частности, на 20 советских городов предполагалось сбросить 196 атомных бомб. При этом бывшие союзники ссылались на отказ СССР от выполнения ялтинских и потсдамских соглашений, на уг­розу со стороны Красной Армии, находящейся в центре Европы. Черчилль 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США) в присутствии президента Трумэна впервые открыто обвинил СССР в том, что он отгородил Восточную Европу «железным занавесом», призвал к ор­ганизации давления на Россию с тем, чтобы добиться от неё как внешнеполитических уступок, так и изменений во внутренней поли тике. Это был призыв к открытой и жесткой конфронтации с Совет­ским Союзом. Спустя год Трумэн официально заявил об обязатель­ствах США в Европе по сдерживанию советской экспансии и воз­главил борьбу Запада с Советским Союзом.

Действительно, есть свидетельства В. М. Молотова о том, что Сталин заведомо отказывался выполнять некоторые союзнические обязательства СССР. Победу в войне Сталин решил использовать для реализации вековой русской мечты - захвата проливов Босфор и Дарданеллы. СССР потребовал от Турции передать ему провинции Каре и Ардаган, и разрешить построить близ проливов военно-морскую базу. Опасность нависла и над Грецией, где шла гражданская война и пар­тизаны-коммунисты пытались захватить власть. Опираясь на амери­канскую поддержку, греческое правительство подавило коммунисти­ческое восстание, а Турция отвергла советские требования.

Основное внимание советского руководства было сосредоточе­но на сколачивании в Европе социалистического блока. Создание социалистического лагеря считалось главным достижением после Октябрьской революции. Используя недостаточную твердость пози­ций Запада, Сталин добивался утверждения своего влияния прежде всего в Восточной Европе. В этих странах поддерживались комму­нистические партии, устранялись (нередко физически) руководители оппозиции. Поэтому восточноевропейские страны находились в за­висимости от СССР, под его контролем проводили свою внешнюю и внутреннюю политику (за исключением Югославии). В них в 1945-1947 гг. существовали коалиционные правительства, затем они на­сильственным путем заменялись коммунистической властью. Лишь лидер Югославии И. Б. Тито повёл себя иначе. Он в свое время воз­главил борьбу югославского народа против фашистской оккупации, создал мощные вооруженные силы, не отказываясь в борьбе и от советской помощи. Пользуясь популярностью, Тито сам стремился безраздельно господствовать на Балканах и не пожелал подчиняться сталинскому диктату. Более того, он начал строить социализм несо­ветской модели: его социализм был основан не на тотальной госу­дарственной собственности (как было в СССР), а на самоуправлении предприятий. Сталин добился единодушного осуждения Тито ком­мунистическими странами и партиями как ревизиониста, «агента империализма», в 1949 г. разорвал дипломатические и торговые от­ношения с Югославией, заставив сделать то же самое своих союзни­ков. Но он не смог убрать Тито, хотя хвалился перед соратниками: «стоит шевельнуть мизинцем - Тито не будет.» Это был один из немногих эпизодов в карьере Сталина, когда он потерпел поражение не сумев взять реванш над удачливым югославским лидером.

Советско-югославский конфликт имел то последствие, что рух­нул миф о монолитном единстве коммунистических рядов и идей. В попытке предотвратить появление новых ересей и продолжая наса­ждать советскую модель социализма, Сталин организовал громкие политические процессы над видными партийными и государствен­ными деятелями стран-сателлитов. Были обвинены в измене, заклю­чены в тюрьму или казнены такие лидеры, как В. Гомулка в Польше, Л. Райк и Я. Кадар в Венгрии, Т. Костов в Болгарии, Я Клементис и Р. Сланский в Чехословакии, А. Таукер в Румынии. Целью чисток являлось устранение тех, кто допускал малейшие колебания, замена их теми, кто безоговорочно поддерживал политику СССР. Утверждение социалистических порядков дорого обошлось этим странам: в Восточной Германии было репрессировано более 120 тыс. человек (1945-1950 гг.), в Польше (1944-1948 гг.) - около 300 тыс., Чехосло­вакии (1948-1954 гг.) - около 150 тыс.

Становление советского блока шло параллельно с усилением конфронтации с Западом. Переломным стал 1947 г, когда советское руководство отказалось от участия в плане Маршалла и вынудило поступить аналогичным образом и другие восточноевропейские страны. США в июне 1947 г. выдвинули план помощи европейским государствам в размере 13 млрд. долларов, подавляющую часть без­возмездно. План Маршалла формально распространялся и на СССР и поначалу был благожелательно встречен советскими руководите­лями, рассчитывавшими получить помощь на условиях ленд-лиза. Однако вскоре выяснилось, что американцы настаивают на создании наднациональных органов, которые выявляли бы ресурсы стран и определяли их потребности. Это не устраивало СССР, и он отказался от участия в плане Маршалла и не позволил принять его своим сателлитам. Западноевропейские государства приняли его с благодарностью. Американская помощь дала мощный импульс послевоенному почти бескризисному развитию экономики Западной Европы.

Для ужесточения контроля над своими союзниками Сталин в сентябре 1947 г. учредил Информационное бюро коммунистиче­ских и рабочих партий - Коминформ (Коминтерн он распустил в 1943 г., рассчитывая, что это будет способствовать открытию второго фронта). В Коминформ вошли восточно-европейские компар­тии и из западных - итальянская и французская. В 1949 г. социали­стические страны в качестве альтернативы плану Маршалла образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Однако закрытость, отсутствие настоящего рынка, свободного перетока ка­питала не позволили странам СЭВ достичь экономической близо­сти и интеграции, как это было на Западе.

Образовавшемуся социалистическому блоку стран во главе с СССР противостоял союз стран Западной Европы и Северной Амери­ки во главе с США, который с созданием в 1949 г. НАТО оформился окончательно.