В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса - крестьяне и феодалы. Оба класса не были однородными. Крестьяне делились на свободных общинников и зависимых. Свободные крестьяне имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев и холопов. Класс феодалов состоял из представителей великокняжеского дома с великим князем во главе, князей племен или земель, бояр, старших дружинников. Позже в этот класс вошли и верхи духовенства.
Феодалы эксплуатировали крестьян и посадский люд. На стороне феодалов были власть и военная сила. Но крестьяне вели борьбу против феодального гнета. Самое крупное восстание было в Киеве в 1068 и 1113 годах.
2.1 Княжеское правление Олега Рюриковича, Игоря, Ольги и Святослава Игоревича.
Рюрик умер в 879 году, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Из-за малолетства Игоря Русской землей стал править родственник Рюрика - Олег. За свои подвиги Олег получил прозвище Вещего, т.е. мудрого или хитрого. Свой первый поход в 882 году, будучи новгородским князем, он предпринял на юг по Великому днепровскому пути, захватив по дороге Смоленск и Любеч, оставив своих воевод, отправился с дружиной к Киеву. Он захватил город хитростью: запрятав в нескольких лодках свое войско, он послал гонцов сказать Аскольду и Диру, что купцы хотели бы встретиться с ними. Аскольд и Дир были убиты, а Олег сделал Киев столицей своего княжества. Далее Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей, воевал с тиверцами, сам определял размер дани с покоренных племен.
Географическое положение Киевской Руси на великих водных путях, связывавших Балтийское, Черное и Каспийское моря, определяло отношения со Скандинавией, Хазарским каганатом и Византией. В Скандинавии киевские князья пополняли наемную военную силу. Через Хазарию шел торговый путь в страны Средней Азии. Византия оказала сильное и глубокое влияние на историю Древнерусского государства.
Византия была для Киевской Руси рынком, куда сбывались мех и рабы и откуда привозились дорогие ткани и предметы роскоши. Византия, со своей стороны, пыталась втянуть могущественную Киевскую Русь в свою политическую систему, стремясь ослабить опасность со стороны северян и радимичей (восточно-славянские союзы племен) и использовать "великий народ" русов для защиты собственных интересов. Олег в 907-911 годах совершил поход к Царьграду (Константинополь), в итоге был заключен выгодный для Руси договор и Царьград должен был платить дань. Летописцы оставили о смерти Олега противоречивые сведения. Олег умер от укуса змеи, но нет определенного указания места и времени его смерти.
После Олега княжил Игорь (912-945). Ему удалось усмирить возмутившихся древлян, подчинить себе уличей и совершить два похода на Царьград. Оба они закончились неудачей. После двух походов Игорь подписал с греками в 944 году договор, менее выгодный, чем договор 911 года, по которому греки получали ряд привилегий, а Русь утрачивала некоторую самостоятельность в торговых отношениях с Царьградом. Игоря погубила его страсть к стяжательству. Он решил взять двойную дань с древлян, которые до этого исправно ему платили. Древляне перебили княжескую дружину и захватили самого князя. Потом они нагнули два дерева, привязали к ним Игоря и, отпустив деревья, разорвали его надвое. После смерти Игоря остались вдова Ольга и сын Святослав, которому в то время было четыре года, поэтому править Русью стала княгиня Ольга.
По одним источникам - Ольга родом из Пскова, по другим - она была простой поселянкой из местечка Выбуты близ Пскова. Князь встретил Ольгу на охоте на берегу реки Великой, около Выбутской веси. Через несколько лет он забрал ее в Киев и сделал княгиней. Существуют разные мнения о ней. В летописях и других более поздних источниках ей приписываются лестные черты: умная, мудрая, энергичная, справедливая. Русская православная церковь причислила ее к лику святых. Но вот что пишет о ней историк Семен Скляренко: "...княгиня Ольга внешне казалась ласковой, душевной, на самом же деле была холодной и жестокой. Она много обещала, но мало давала. Она была просто скупа ... и все прикидывала, как бы поменьше дать дворовым, как дешевле прокормить гридней", т.е. дружину. И действительно, мы видим подтверждение ее жестокости и хладнокровности. Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. По преданию, она приказала бросить в яму и засыпать живыми древлянских послов, пришедших к ней с предложением выйти замуж за их князя, других послов сожгли в бане, куда их пригласили помыться, а затем, придя с дружиной в Древлянскую землю, Ольга приказала перебить древлянских воинов во время тризны по мужу. Однако этот рассказ носит черты легенды, так как имеет аналогию в языческом погребальном ритуале: в ладьях хоронили, для покойников, по языческому обряду, топили баню, тризна - непременный элемент похоронного обряда. В "Повести временных лет" добавлен рассказ о четвертой мести Ольги: она сжигает столицу древлян Искоростень. Собрав в виде дани голубей и воробьев, Ольга приказала привязать к лапам птиц зажженный трут и отпустить их. Голуби и воробьи полетели к своим гнездам, "и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись", утверждает летописец. В 946 году Ольга совершает поездку в Константинополь, и дважды - 9 сентября и 18 октября - она была с почетом принята императором Константином Багрянородным. А в 955 году она посещает Константинополь второй раз и принимает христианство. Иными словами, всем своим поведением Ольга добилась решения чрезвычайно важной для Киевской Руси международной задачи - повышения политического статуса своего государства в тогдашнем мире.
По возвращении из своего затянувшегося путешествия в Византию Ольга официально передала княжение своему сыну Святославу. К тому времени, в свои 16 лет, он был уже вполне взрослым и весьма опытным в ратных делах мужем. Ольга женила его на дочери угорского князя Такшоня - на княгине Ильдиго. Скончалась Ольга в преклонном возрасте в 969 году. Похоронена была по христианскому обычаю.
Святослав представляется в народных преданиях князем необыкновенно храбрым, который, набрав дружину подобных себе храбрецов, искал повсюду завоеваний, искал их и в дальних богатых землях, и оставался жить там, а своей землей пренебрегал. Святослав покорил жившее по Оке славянское племя вятичей, до тех пор остававшееся независимым, ходил на хазар, победил их, взял их главный город на Дону - Белую Вежу. В 967 году, по приглашению греческого императора Никифора, приславшего ему деньги, Святослав пошел на дунайских болгар, завоевал их землю и остался в ней жить. На самом деле Никифор пытался столкнуть Русь с Болгарией, а потом уже поодиночке подчинить их своему диктату. Но Святослав, наоборот, помог болгарам освободиться от византийского влияния. Греки скоро почувствовали угрозу безопасности своей империи. И, чтобы отвлечь Святослава, Никифор спровоцировал нападение печенегов на ослабленный в военном отношении Киев. Святослав вернулся в Киев и прогнал печенегов, но не остался на Руси, а вернулся в Болгарию, где, несмотря на свою необыкновенную храбрость, не смог осилить греческого войска. При возвращении на Русь он был убит печенегами при днепровских порогах в 912 году.
2.2 Начало усобиц между сыновьями Святослава.
До сих пор было по одному князю на Руси; теперь, как скоро их стало трое - Ярополк, Олег и Владимир, начинаются между ними усобицы. Ярополк пошел на Олега, и тот погиб в битве с братом, Древлянская земля была присоединена к Киеву. Гибель Олега серьезно встревожила Владимира. И предвидя реальную возможность нападения Ярополка на Новгород, он вместе со своим родным дядей Добрыней и, надо думать, не с пустыми руками бежал к варягам. После бегства Владимира Ярополк послал в Новгород своих наместников и стал, таким образом, единоличным правителем всей Киевской Руси. Однако его княжение было непрочным.
Через два года Владимир вернулся в Новгород с наемной варяжской дружиной. Он не только прогнал из своего города киевских наместников, но и решил выступить с войсками против строптивого брата, чтобы отомстить ему за смерть Олега. Молодой князь не оставил помыслов о киевском престоле.
Но, прежде чем идти на Киев, Владимир попытался привлечь на свою сторону князя Рогволода, который правил небольшим Полоцким княжеством, расположенным между Новгородом и Киевом. Он просил отдать ему в жены дочь Рогволода Рогдениду, которая была уже просватана за Ярополка. Получив унизительный отказ, князь Владимир двинулся на Полоцк. Полоцк был захвачен, а князь Рогволод убит, и Владимир силой заставил дочь полоцкого князя выйти за него замуж. Далее князь Владимир разбил войска Ярополка, убил его самого и стал единоличным князем на Руси.