Шоферы переходили на ненормированный рабочий день. При доставке оборудования, продуктов питания и снарядов им приходилось вести автомобили в сложных условиях. Несмотря ни на какие погодные условия они и в дождь, и в снег, и в стужу добирались до бойцов Красной Армии. Женщины, в кратчайшие сроки, учились водить автомашины. Они замещали своих братьев, мужей и отцов, ушедших на фронт. Их примеру следовала и молодежь. Подростки работали в мастерских у станков.
Люди, работающие в разных отраслях промышленности, считали своим долгом, хоть чем – то оказать помощь родине.
Свою лепту в победу над захватчиком внес и морской транспорт.. Моторный флот наркомрыбпрома производил большие перевозки грузов и людей при эвакуации, так и по спецзаданиям Красной Армии. Например, мотобот «Налим» возвратился за людьми на пристань Брусно, когда пристань была занята врагами. Капитан этого судна во время отхода от пристани был сильно ранен, но он не бросил штурвал пока не отплыл на безопасное расстояние.
Практически все граждане Карело-Финской ССР, в той или иной форме активно участвовали в защите родного края. Благодаря их огромным усилиям перестройка экономики прошла в кратчайшие сроки. Людей не пугали трудности и тяжести военного времени. Они все знали, что это надо не только им, но и потомкам – это их долг перед Родиной! Эти действия демонстрируют высокий патриотизм и самоотверженность. Безусловно, это стало одним из главных факторов, позволившим советским народам в тяжелейшей борьбе одержать победу.
Глава II. ЭВАКУАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В 1941 – 1942 ГОДАХ.
§1. Реорганизация промышленных предприятий КФССР на восток страны.
Эвакуация предприятий было необходимо по той причине, что враг очень быстро занимал территорию республики. Большие силы были затрачены на это.
Онежский завод - одно из главных промышленных предприятий Карелии. Он также не избежал эвакуации. 11 июля 1941года Онежский завод получил телеграфный приказ Наркома промышленности об эвакуации в г. Красноярск рабочих и специалистов с семьями, а также всего оборудования, занятого в основных цехах. Спустя 8 дней первый эшелон с оборудованием и людьми двинулся в далекий путь. Демонтаж оборудования проводился круглые сутки и через каждые 3-4 дня полновесные эшелоны уходили в Сибирь. В официальной документации завод перестал существовать. В системе Наркомлеса появилось новое предприятие под именем «Красноярский механический завод». До этого Красноярский завод был небольшим предприятием, изготавливающим вагонетки и сплавной такелаж. Он в то время не был приспособлен для выпуска военной продукции[10].
Во время реконструкции работа шла полным ходом по многим направлениям: разгружали оборудование из прибывших эшелонов, проектировали планировку цехов, освобождали площади для установки станков, монтировали оборудование. Квалифицированные токари – станочники, слесари – ремонтники, прессовщики, кузницы стали на время строителями, землекопами, монтажниками и каменщиками. День и ночь строили онежцы завод; ими руководило одно стремление, как можно быстрее оказать ощутимую помощь фронту. Сооружая по существу новый завод, надо было любой ценой выиграть время. К этому обязывали требования фронта и надвигавшаяся сибирская зима. Строительные работы велись параллельно с монтажом. Работали круглосуточно, под открытым небом.
Петрозаводская лыжная фабрика стала больше производить лыж для армии. Более 35000 пар выпустило это предприятие, а также изготовляло специальные пары для снарядов и авиабомб. Но в итоге лыжную фабрику эвакуировали в г. Киров. Поэтому необходимо было создавать новое предприятие. Для изготовления лыж создавались специальные цехи на Беломорском, Кемском и Пудожском лесозаводах. Кадры учили в городе Кирове, непосредственно на лыжной фабрике.[11]
Петрозаводский авторемонтный завод был эвакуирован в г. Онегу. На его эвакуацию было выделено 191 тысяча рублей. Очень сложным был путь эвакуации петрозаводского авторемонтного завода. Сначала его хотели перебазировать в г.Вытегру, дальше в г.Кириллов, затем в г.Череповце, а только потом в г.Онегу. Ответственным за эвакуацию этого предприятия был товарищ Богданов. В своей докладной записке он пишет: «В Вытегре баржа с людьми остановилась 12 сентября 1941 года, но помимо их туда прибыли центральные ремонтные мастерские южкареллеса, центральные ремонтные мастерские Штаба 7-ой армии, управление 14-го полевого строительства и ряд других организации со Свири, Вознесенья и др. мест. Всем требовалась не только складочная, жилая, но и производственная площадь. Вытергские организации буквально растерялись и в помощи отказали всем. То же самое сделал и Вологодский облисполком». В связи с этим тов. Богданов связался с вышестоящим начальством и получил установку двигаться дальше в Кириллов, туда же обещали деньги и телеграфные указания о дальнейших действиях. Но по прибытию в Кириллов он узнал, что ни каких указаний не было.
Слюдяную фабрику, а так же Сулажгорский и Соломенский кирпичные заводы пришлось ликвидировать. И здесь возникли проблемы связанные с погашением задолженности этих заводов. В СНК КФССР 21 ноября 1941 года пришло заявление от Главного Управления по сбыту лесоматериалов «Главлессбыт», где говорилось следующее: «По обстоятельствам военного времени Соломенский и Сулажгорский кирпичные заводы прекратили свою деятельность, между тем за отгруженную продукцию означенным предприятиям имеется задолженность: за Соломенским заводом 62 459 рублей, а за Сулажгорским 183 636 рублей. Имея в виду, что получить платеж с расчетного счета указанных предприятий не имелось возможности за снятием их Госбанком с кредитования до прекращения их деятельности, просьба дать указания, к кому обратиться за погашением задолженности Соломенного и Сулажгорского заводов».[12]
§ 2. Участие Карельского транспорта в эвакуации.
Проблемы эвакуации коснулись всех. Командование искало силы для обеспечения без проблемного пути перемещения промышленных и сельскохозяйственных объектов. Эти силы оно нашло в транспорте. Карельский транспорт прикладывал все силы и возможности, чтобы помочь Красной Армии. Труженики транспорта прикладывали все возможные усилия, чтобы не отставать от других в помощи войнам СССР. Транспортная промышленность сыграла большую роль в организации победы над иноземными захватчиками.
Эвакуация проходила очень сложным путем. Карельскому командованию было просто не обойтись без транспортной промышленности. Переселения населения началось в первые дни войны. По решению комиссии, эвакуировались прежде всего детские учреждения и дети до 16 лет вместе с родителями. Позже в связи с продвижением врага, началась эвакуация и взрослого населения. Вражеские самолеты обстреливали поезда, параходы и баржи на Онежском, Ладожском и других озерах, шоссейные дороги, по которым эвакуировалось население. 27 сентября 1941 года на Онежском озере вражеской артиллерией были обстреляны пароход «Кингесепп» и баржа, на которой находились женщины и дети. Там, где противнику удалось перерезать дороги, население кружными путями, по лесным тропам уходило в советский тыл.[13]
Только благодаря четкой организованности, несмотря на трудные условия, эвакуация была проведена успешно в широких масштабах и в сжатые сроки. Всего по неполным данным из республики было эвакуировано свыше 500 тысяч человек. Трудящиеся Карелии нашли теплый прием у советских людей Вологодской, Чувашской, Архангельской, Челябинской и других областей. Они были окружены вниманием и заботой партийных и советских органов и на новых местах самоотверженно трудились в помощь фронту.
Эвакуация оборудования промышленных предприятий потребовала напряженной работы всех видов транспорта. Только для перевозки промышленного оборудования потребовалось 6553 вагона. Только летом 1941 года водники перевезли в тыловые районы около 200 тысяч тонн ценнейших грузов.
Грузы бюджетных организаций перевозились Беломорско - Онежским пароходством бесплатно. А вот перевозка имущества и оборудования не бюджетных организаций была платной. Этот факт был отражен в постановлении № 1789 СНК КФССР «о расчетах с БОП по перевозкам эвакуационных грузов: «в связи с тем, что грузы, перевозимые БОПом в районы Петрозаводск - Шала - Повенец, являются эвакуационными грузами в порядке перебазирования предприятий внутри республики, стоимость перевозок с бюджетных организаций не взыскивать. Предложить начальнику Управления БОП предоставить счета хозяйственным вне бюджетным организациям за перевезенное имущество и оборудование».[14]
Государственная политика правительства КФССР в 1941 – 1942 годах главным образом была направлена на перестройку экономики, которая непосредственно была связана с эвакуацией предприятий в восточную часть СССР. Прежде всего происходила эвакуация предприятий которые занимали главные отрасли промышленности, и на которых основывалась экономика республики. В первую очередь к ним относятся объекты, которые занимались производством изделий для всего советского народа. Вся реорганизация предприятий происходила с участием разного вида транспорта. Важно отметить, что главной целью эвакуации промышленности было перемещение ее в тыловые районы страны.
Заключение.
Великая Отечественная Война 1941 – 1945г.г. стала для русского народа и народов Советского союза очередной вехой в ряду переломных событий ХХ века. Никогда прежде им не противостоял такой мощный и жестокий враг, весь многомиллионный народ на фронте и в тылу в едином порыве работал, не покладая рук, чтобы обеспечить победу над ненавистным врагом. Карельский народ , где бы он ни был. Преданно отдавал все свои силы на разгром врага.