План
Введение
1 Предыстория
2 Осада и переговоры
3 Бомбардировка
4 Капитуляция
5 Последствия
6 Интересные факты
Список литературы
Сражение за форт Самтер
Введение
Сражение за форт Самтер (англ. Battle of Fort Sumter; 12—13 апреля 1861) — блокада, бомбардировка и взятие форта Самтер около города Чарльстон, штат Южная Каролина. Это событие послужило формальным предлогом для начала Гражданской войны в США.
1. Предыстория
Южная Каролина объявила о сецессии вскоре после победы Линкольна на президентских выборах 1860-го года, а к февралю 1861 ещё шесть южных штатов сделали аналогичные заявления. 7 февраля семь штатов приняли временную конституцию Конфедеративных Штатов Америки и объявили временной столицей город Монтгомери, штат Алабама. В феврале в Вашингтоне собралась мирная конференция, которая безуспешно пыталась разрешить кризис. Остальные рабовладельческие штаты отклонили предложение о вступлении в Конфедерацию.
Войска Конфедерации заняли все четыре федеральных форта (кроме Самтера); президент Бьюкенен заявил официальный протест, но не стал предпринимать военных акций и не начал серьёзных военных приготовлений. Однако, губернаторы штатов Массачусетс, Нью-Йорк и Пенсильвания начали закупать оружие и тренировать ополченцев.
4 марта 1861 года Линкольн принес президентскую присягу. В своей инаугурационнной речи он заявил, что Конституция имеет приоритет перед более ранними «Статьями Конфедерации и вечного союза», но статьи установили вечность Союза, поэтому сецессия не может быть законна. Он пообещал не применять силу против южных штатов и не отменять рабство на тех территориях, где оно существовало, но предупредил, что применит силу, чтобы защитить федеральную собственность.
Южные штаты отправили в Вашингтон делегацию, которая предложила заплатить за конфискованное федеральное имущество и заключить мирное соглашение с Соединенными Штатами. Линкольн отказался вступать в переговоры с послами Конфедерации, на том основании, что правительство Конфедерации не является легитимным, и пойти на переговоры означает признать их суверенитет и легитимность. Однако, госсекретарь Уильям Сьюард начал неофициальные переговоры, которые ни к чему не привели.
2. Осада и переговоры
В момент отделения Южной Каролины в Чарльстонской гавани находилось несколько фортов, но федеральные гарнизоны практически перестали существовать. Президент Бьюкенен назначил новым командиром гарнизона майора Ричарда Андерсона. Это был неслучайный выбор: с одной стороны, Андерсон был кентуккиец, женат на джорджианке и даже сторонник рабства. Предполагалось, что он постарается не провоцировать южнокаролинцев. С другой стороны, он был «человек Уинфилда Скотта» с того времени, как служил адъютантом при Скотте во время семинольских войн. Кроме того, он был лично знаком с Линкольном: в 1832 он был полковником иллинойских волонтеров, а Линкольн капитаном тех же волонтеров.
К осени лидеры Южной Каролины пришли к убеждению, что конфискация федерального имущества в Чарльстонской гавани не терпит отлагательства. Напряжение возрастало и форт мало-помалу оказывался в фактической блокаде.
В гавани было построено несколько фортов, включая Самтер и Мольтри. Мольтри был самым старым и являлся штабом гарнизона. Однако, он был создан скорее как артиллерийская батарея для защиты гавани, и со стороны суши был практически не защищен. Форт Самтер, наоборот, считался мощнейшим фортом в мире на момент постройки. К осени 1860 работы были почти окончены, но гарнизон состоял из одного солдата, который обслуживал маяк. И все же он был сильнее форта Мольтри, а главное, был приспособлен для отражения атак с суши.
Когда Андерсон прибыл в гавань, в его распоряжении оказалось всего 85 человек и форт Мольтри. В ночной темноте 26 декабря 1860 года Андерсон заклепал орудия форта Мольтри и перевел свой отряд в форт Самтер. Правительство Южной Каролины сочло это действие незаконным и потребовало эвакуации форта. Президент Бьюкенен был ещё при исполнении своих обязанностей, он отказался эвакуировать форт и в январе организовал вспомогательную экспедицию. В форте были на исходе запасы продовольствия и питьевой воды. 9 января в бухту Чарлстона вошёл большой пассажирский пароход «Звезда Запада», на котором было продовольствие для Самтера и около 200 солдат для усиления его гарнизона. Но когда батарея из форта в Куммингс-Пойнте дала по совершенно безоружному пароходу несколько залпов, он развернулся и уплыл.[1] Батарея была укомплектована кадетами из Южнокаролинского военного колледжа «Цитадель» — единственными обученными артиллеристами в штате. Андерсон не стал поддерживать «Звезду Запада» огнем своей артиллерии, так как министр обороны США Дж. Флойд в присланной инструкции рекомендовал ему «избегать любой акции, которая повела бы к ненужному провоцированию агрессии»[2].
На следующий день произошло ещё одно важное событие: 10 января Флорида вышла из состава Союза. Один из федеральных отрядов ушёл в форт Пикенс и на американском побережье образовался ещё один аналог Самтера.
Сразу после образования Конфедерации среди её участников возникли споры о том, считать ли ликвидацию форта внутренним делом Южной Каролины или же этот вопрос должно решать правительство в Монтгомери. Губернатор Ю.Каролины Фрэнсис Пикенс (в 1858—1860 посол в России, где общался с Александром II) был сторонником «прав штата» и полагал, что имущество в Чарльстонской гавани необходимо передать штату. Так же встал вопрос — насколько агрессивно имеет смысл действовать. Джефферсон Дэвис, как и Линкольн, полагал, что важно не получить обвинения в агрессии. Обе стороны полагали, что сторона, первая применившая силу, потеряет поддержку нейтральных штатов. После инаугурационной речи Линкольна пять штатов проголосовали против сецессии, в их числе Виргиния, и Линкольн открыто предложил эвакуировать форт Самтер, если это обеспечит лояльность Виргинии.
В марте командующим южнокаролинскими силами в Чарльстоне был назначен бригадный генерал Борегар. 1 марта президент Дэвис повысил его до полного генерала, сделал его главнокомандующим армии Конфедерации и непосредственно поручил ему командовать блокадой форта Самтер. Борегар повторил требования эвакуации форта и принял меры к тому, чтобы пресечь поставки продовольствия из Чарльстона в форт. Собственные продовольственные запасы форта к тому моменту были практически на исходе. Борегар занялся усиленной подготовкой личного состава своих войск, делая основной упор на тренировку артиллеристов. По иронии судьбы Андерсон был артиллерийским инструктором Боргара в Вест-Пойнте, и оба офицера в то время общались весьма тесно, так что одно время Борегар был ассистентом Андерсона. Обе стороны провели март в занятиях строевой подготовкой и фортификационными работами.
4 марта президент Линкольн узнал, что запасы в форте Самтер гораздо меньше, чем он думал. Почти месяц ушёл у президента на принятие решения, и только 29 марта оно было принято: он решил организовать морской конвой из нескольких торговых судов под прикрытием боевых кораблей федерального флота. Командиром экспедиции был назначен Густавус Ваза Фокс. 6 апреля 1861 года Линкольн уведомил губернатора Фрэнсиса Пикенса, что «будет осуществлена попытка снабжения форта только продовольствием, и не будет попыток доставить туда людей, оружие или снаряжение без предварительного уведомления, кроме случая, если форт подвергнется нападению».
Однако, в то же самое время Линкольн организовал секретную экспедицию с целью занять войсками форт Пикенс в штате Флорида. Операция была поручена Джону Уордену. Экспедиции на Самтер и Пикенс готовились одновременно, из-за чего вышли организационные накладки: флагман «самтерской» экспедиции, пароход «Powhatan», по ошибке ушёл в сторону форта Пикенс.[3] Секретный приказ на занятие форта Пикенс дает основания полагать, что экспедиция в форт Самтер имела так же военный и секретный характер.
По какой-то причине правительство Конфедерации не поверило в мирный характер «самтерской экспедиции». Или же оно не хотело, чтобы блокада затягивалась до бесконечности. Так или иначе, но 9 апреля правительство собралось в Монтгомери на совещание и решило открыть огонь по форту, чтобы принудить его сдаться до появления деблокирующего флота. Только госсекретарь Роберт Тумбс выступил против такого решении: он сказал президенту Дэвису, что нападение «лишит нас любых друзей на севере».
Правительство колебалось в выборе решения. Военный секретарь отправил Борегару телеграмму с указанием: если Борегар убедится, что форт получает военные подкрепления, он должен сразу же потребовать эвакуации, а если отказы продолжатся, то он должен разрешить ситуацию тем способом, который сочтет нужным.
11 апреля Борегар отправил вестового в форт Самтер с объявлением ультиматума. Он либо знал, либо догадывался о приближении эскадры Фокса. Вице-президент Конфедерации, Александр Стефенс впоследствии писал: «Генерал Борегар не открывал огонь по форту Самтер до того момента, как федеральный флот оказался, по его мнению, очень близко к чарльстонской гавани… он не хотел оказаться под двойным ударом — со стороны форта и федерального флота.[4]»
Андерсон отказал. Вроде бы он ответил: «Если вы не разнесете форт на куски, мы все равно перемрем тут за несколько дней с голоду». Трудно сказать, чем руководствовался Андерсон, зная, что боеприпасов в форте хватит только на один день боев. Возможно, он полагался на прибытие эскадры Фокса — по плану, она должна была появиться как раз утром — но неизвестно, знал ли Андерсон об этих планах.
3. Бомбардировка
12 апреля 1861 года в 03:20 Андерсону сообщили, что огонь будет открыт через час. В 04:30 мортирный снаряд из форта Джонсон разорвался над фортом Самтер, сигнализируя о начала обстрела. Открыли огонь 43 орудия фортов Джонсон, Мольтри, с плавучих батарей в Чарльстонской гавани и Каммингс-Пойнт. Известный сецессионист Эдмунд Руффин лично приехал в Чарльстон, чтобы присутствовать при начале войны, и ему довелось сделать первый (после сигнального) выстрел по форту. Самтер не отзывался 2,5 часа.