Искандер-кульской экспедицией 1870 года были присоединены к России территории горных бекств Матчинского, Фалгорского, Фарабского, Магианского и Кштутского (244000 кв. миль, с 31500 жителей).
В 1873 г. был совершен хивинский поход под командованием генерала Кауфмана. Хивинский хан потерпел поражение и был вынужден подчиниться России. Так как в планы российского правительства не входило присоединение всего Хивинского ханства, за ханом было оставлено право управления страной. При нём образован особый совет, на который возложено обеспечение продовольствием российских войск и освобождение персиян-рабов, которых насчитывалось в ханстве до 15 тыс.
В 1876 году, вследствие поддержки России, Бухара возвратила отпавшие бекства Гиссар и Куляб, а в 1877 году раздвинула свои пределы далее на юго-восток, покорив, после незначительного сопротивлений, Дарваз и Каратегин. Эмиру Мозаффару, после его смерти, наследовал в 1885 году сын его, эмир Сеид-Абдул-Ахат-Хан.
В феврале 1881 г. между Россией и Китаем был заключен Договор об Илийском крае, который передавал Илийский край (за исключением небольшого района) Китаю.
Продажа Аляски
Аляска была единственной заокеанской колонией России, но она не была рентабельной и легкоуправляемой. Путь из Санкт-Петербурга длился около полугода. Площадь территории составляла около 1 600 000 км², и она была практически необжита. В начале XIX века Аляска приносила доходы Русско-американской компании за счёт торговли пушниной, однако к середине века стало очевидно, что расходы военных на содержание и защиту этой колониальной территории будут перевешивать потенциальную прибыль.
Непосредственно к востоку от Аляски простирались земли британской Компании Гудзонова залива. Поскольку у России сложились отношения острого геополитического соперничества, а подчас и открытой вражды с Британской империей (см.: Крымская война, Большая Игра, Восточный вопрос)[6], граница требовала постоянного попечения и охраны на случай военного столкновения между двумя великими державами.
Для пополнения государственной казны после проигранной Крымской войны, император Александр II согласился с договором, который его посол в США, барон Эдуард Стекль 30 марта 1867 года подписал в присутствии американского министра иностранных дел Уильяма Сьюарда в Вашингтоне. Стоимость сделки составила 7,2 миллионов долларов.
Эта продажа, осуществлённая из расчёта 0,0004 центов за квадратный метр, является самой дешёвой сделкой по продаже земли всех времён. Тем не менее, сенат США высказывал сомнения в целесообразности столь обременительного приобретения, тем более в обстановке, когда в стране только что закончилась гражданская война. Сделка была одобрена с перевесом всего в один голос.
18 октября 1867 года Аляска официально была передана: русский флаг сменили на американский и ввели григорианский календарь. Так получилось, что жители Аляски легли спать 6 октября и проснулись 18 октября. Целесообразность приобретения Аляски стала очевидна тридцать лет спустя, когда на Клондайке было открыто золото.
Русско-турецкая война (1877—1878)
В результате Русско-турецкой войны (1877—1878), русская армия помогла освободиться балканским странам (Болгарии, Сербии, Черногории) от многовекового турецкого ига.
Революционное движение
С конца 1860-х годов популярность в среде либеральной интеллигенции и, прежде всего, студенческой молодёжи стала приобретать идеология «народничества» (в официальной и правой среде именовалась обычно «нигилизмом»). Пропагандистский студенческий кружок существовал в Харьковском университете (1856—1858), в 1861 году кружок пропагандистов П. Э. Агриропуло и П. Г. Заичневского был создан в Москве. Члены его считали необходимой свержение монархии путём революции. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза областей во главе с выборным национальным собранием.
В 1861—1864 годах наиболее влиятельным тайным обществом Петербурга была первая «Земля и воля». Его члены (А. А. Слепцов, Н. А. Серно-Соловьевич, А. А. Серно-Соловьевич, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин, С. С. Рымаренко), вдохновлённые идеями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, мечтали о создании «условий для революции». Они ждали её к 1863 — после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю.
Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863—1866 годах в Москве выросло тайное революционное общество Н. А. Ишутина («ишутинцев»), целью которого была подготовка крестьянской революции путем заговора интеллигентских групп. К началу 1866 года в кружке уже существовала жесткая структура — небольшое, но сплочённое центральное руководство («Ад»), собственно тайное общество («Организация») и примыкавшие к нему легальные «Общества взаимного вспомоществования». Деятельность «ишутинцев» прервало 4 апреля несогласованное с товарищами покушение одного из членов кружка, Д. В. Каракозова, на Александра II. По «делу о цареубийстве» под следствие попало более 2 тыс. народников; из них 36 были приговорены к разным мерам наказания.
В 1869 году в Москве и Петербурге начала деятельность организация «Народная расправа» (77 человек во главе С. Г. Нечаевым). Целью её была также подготовка «народной мужицкой революции». Члены организации оказались жертвами шантажа и интриг её руководителя. Когда член «Народной расправы» студент И. И. Иванов выступил против её руководителя, он был обвинён Нечаевым в предательстве и убит. Это преступление раскрыла полиция, организация была разгромлена, сам Нечаев бежал за границу, но был там арестован, выдан российским властям и судим как уголовный преступник.
С конца 1860-х в крупных городах России действовало несколько десятков народнических кружков. Один из них, созданный С. Л. Перовской (1871), влился в «Большое общество пропаганды», возглавляемое Н. В. Чайковским. В кружке «чайковцев» участвовали такие в будущем известные революционеры как М. А. Натансон, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин, Ф. В. Волховский, С. С. Синегуб, Н. А. Чарушин и др.
Весной и летом 1874 года «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков (в особенности «Большого общества пропаганды») отправились для ведения пропаганды в деревни Московской, Тверской, Курской и Воронежской губ. Это движение получило наименование «летучей акции», а позже — «первого хождения в народ». Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали людей, что царизм «более терпеть нельзя». Но крестьяне относились к чужакам настороженно, их призывы расценивали как странные и опасные. К осени 1874 года «хождение в народ» пошло на убыль, последовали правительственные репрессии. К концу 1875 года более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том числе по самому громкому делу — «Процессу 193-х».
В конце 1874 года в Москве была создана группа под названием «Всероссийская социально-революционная организация». После арестов и процессов 1875 — начала 1876 годов она целиком вошла в созданную в 1876 году новую, вторую «Землю и волю» (названную так в память о предшественниках). Работавшие в ней М. А. и О. А. Натансон (муж и жена), Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, А. Д. Михайлов, позже — С. Л. Перовская, А. И. Желябов, В. И. Фигнер и др. настаивали на соблюдении принципов конспирации, подчинения меньшинства большинству. Программой организации предполагалось осуществление крестьянской революции, принципы коллективизма и анархизма объявлялись основами государственного устройства наряду с обобществлением земли и заменой государства федерацией общин.
Часть сторонников пропагандистской работы настаивала на переходе от «летучей пропаганды» к поселению революционеров в деревне на продолжительное время для ведения пропаганды (это движение получило в литературе наименование «второго хождения в народ»). На этот раз пропагандисты вначале осваивали ремесла, которые должны были пригодиться на селе, становились врачами, фельдшерами, писарями, учителями, кузнецами, дровосеками. Оседлые поселения пропагандистов возникли вначале в Поволжье (центр — Саратовская губерния), затем в Донской области и некоторых других губерниях. Была создана и «рабочая группа», чтобы продолжать агитацию на заводах и предприятиях Петербурга, Харькова и Ростова. «Земля и воля» организовала первую в истории России демонстрацию — 6 декабря 1876 года у Казанского собора в Петербурге. На ней было развернуто знамя с лозунгом «Земля и воля», выступил с речью Г. В. Плеханов.
Народники Юга России стали на путь терроризма, представив его как акты самозащиты и мести за то, что они считали злодеяниями царского правительства. В феврале 1878 года В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, распорядившегося высечь политзаключённого-студента. В том же месяце кружок В. Н. Осинского — Д. А. Лизогуба, действовавший в Киеве и Одессе, организовал убийства агента полиции А. Г. Никонова, жандармского полковника Г. Э. Гейкинга (инициатора высылки революционно настроенных студентов) и харьковского генерал-губернатора Д. Н. Кропоткина. 4 августа 1878 года C. М. Степняк-Кравчинский заколол кинжалом петербургского шефа жандармов Н. А. Мезенцева в ответ на подписание им приговора о казни революционера Ковальского. 13 марта 1879 года было совершено покушение на его преемника — генерала А. Р. Дрентельна.
Ответом на теракты землевольцев стали репрессии. По России прошел десяток показательных политических процессов с приговорами по 10-15 лет каторги за печатную и устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров (1879) уже только за «принадлежность к преступному сообществу» (об этом судили по обнаруженным в доме прокламациям, доказанным фактам передачи денег в революционную казну и пр.). В этих условиях подготовку А. К. Соловьевым покушения на императора 2 апреля 1879 года многие члены организации расценили неоднозначно: часть их протестовала против теракта, считая, что он погубит дело революционной пропаганды.