План
Введение
1 Грузия в первой половине XIV века
1.1 Последствия господства монголов
1.2 Возникновение сатавадо
2 Ранние годы
3 Успешная дипломатическая и военная политика Георгия V
3.1 Отношения Георгия V с ильханами
3.2 Борьба против вторжения горских племен
4 Разложение и распад государства ильханов. Восстановление могущества Грузии
5 Связи царя Георгия V с Европой
6 Смерть Георгия V
Введение
Георгий V Блистательный (груз. გიორგი V ბრწყინვალე, Giorgi V Brtskinvale) (1286—1346) — царь Грузии (1299, 1314—1346). Младший сын Деметре II (и его третьей жены Нателы, дочери правителя Южной Грузии Беки Джакели). Из династии Багратионов.
1. Грузия в первой половине XIV века
В конце XIII в. единое государство ильханов переживало глубокий кризис. Сельское хозяйство было расстроено, города пришли в упадок, государственный доход катастрофически сокращался. Баскаки рыскали по стране, словно волки, разоряя и без того разоренное население; монгольские царевичи и нойоны стремились к отделению от центра, покоренные народы восставали.
Газан-хан (правил с 1295 г. по 1304 г.), выдающийся представитель ильханов, попытался спасти государство монголов.
Он провел энергичные мероприятия, сместил мздоимцев-баскаков, упорядочил налоговую систему, принял меры к оживлению сельского хозяйства, торговли и обмена. Но все усилия Газан-хана поправить положение оказались тщетными: процесс распада монгольского государства продолжался, а после смерти ильхана Абу-Саида (1316—1335), государство ильханов распалось.
1.1. Последствия господства монголов
Господство монголов имело тяжёлые последствия для Грузии. Нарушилось политическое единство страны. В начале XIV века установилось «многоцарствие». В Восточной Грузии монголы противопоставили друг другу братьев — сыновей Деметре II: Давида VIII, Вахтанга III и Георгия.
В Западной Грузии после смерти Давида VI Нарина правили его сыновья Вахтанг и Константин, а в Рача-Лечхуми и Аргвети стал править их брат Микэл. Усилились и вышли из повиновения царю дидебулы (крупные феодалы).
Восстания против поработителей, участие в походах монголов, различные эпидемии, занесенные в Грузию монголами, резко сократили население Грузии. Превращение Грузии в арену столкновений между Золотой Ордой и государством Ильханов, бесчинства многочисленных карательных экспедиций привели страну в полный упадок. Были разорены города и сёла, уничтожено сельское хозяйство, заглохли ремесла. В страхе перед Золотой Ордой ильханы перенесли дальше к югу торговый путь, связывающий восток с западом, что отрицательно сказалось на экономике страны. Главные производительные силы страны — крестьяне не имели возможности платить налоги. Разоренное население покидало обжитые земли своих предков и искало прибежища в других местах. Большая часть земли оставалась необработанной.
Сравнительно лучшее положение было в Самцхе. Внутри же страны царили анархия и беспорядок, что особенно чувствовалось в горных районах. Создавшимся положением воспользовались северокавказские осетины и начали совершать набеги на Картли. Им даже удалось занять город Гори.
На общем фоне жизни Грузии XIV в. резко выделялись следы пережитого народом безвременья. Монгольское владычество, или, как по-грузински выражались в то время, «улусоба» (засилие улусов), привело к заметному изменению экономического и социально-политического положения страны.
Около 1310 г. Абу-Саид-хан отмечал в одной из своих грамот, что в Аниси и других областях Грузии самовольно и незаконно взимались различные, многочисленные, налоги. Поэтому, говорилось в грамоте, «страна пришла в запустение, мелкий люд рассеялся, и городские мамасахлисы», то есть более зажиточные горожане, тоже обремененные несправедливыми налогами, «бросили свое недвижимое и движимое имущество, дома и бежали».
Этот документ особенно красноречиво свидетельствует — в каком невыносимом положении находились производители материальных благ, которые, подвергаясь притеснениям со стороны монголов-баскаков, в неменьшей мере страдали и от бесчисленных поборов в пользу местных феодалов и церкви.
Из Грузии в монгольскую казну в то время ежегодно поступало приблизительно 900.000 руб. золотом. На основании этого факта считают, что государственный доход времен господства монголов составлял приблизительно лишь четвертую часть государственного дохода Грузии домонгольского периода.
Но действительные размеры наступившего при монголах экономического упадка Грузии гораздо лучше отображает не снижение государственных доходов, а картина разрушенного хозяйства, плачевного положения согнанных со своих земель крестьян, опустевших городов, целых опустошенных областей, описание чего мы находим в исторических источниках.
Особенно сильно пострадали долины Мтквари (Куры), Иори и Алазани. Монголами были разрушены города Рустави, Хунани, Шамхор. Совершенно опустели богатые земли Камбечан-Шираки, Гардабани, Самгори-Рустави. От Грузии фактически была отторгнута расположенная к востоку от Эрети страна Шаки-Ширван (от Гишис-цкали до р. Чаганусун). Все эти места превратились в стойбища монгольских орд и в пастбища для их табунов.
Такое же положение создалось и в армянских областях.
Доведенные до нищеты, армянские крестьяне целыми селами уходили из одних областей Грузии в другие или за ее пределы.
Одной из главных причин экономического упадка страны, о чем речь была выше, явилось обострение классовой борьбы между феодалами и крестьянами. Крестьянин не мог более выдержать натиска «собственных» и «чужих», хищников, то есть поборов, производимых грузинскими феодалами и монгольскими баскаками; он бросал обесцененное хозяйство, снимался с места, делался хизаном или богано. Причем, от мелких азнауров крестьяне бежали к крупным, искали приюта у владетелей, принявших «хасинджу», а также у церквей монастырей, надеясь на более выгодные условия существования. Беглые крестьяне находили сочувствие и поддержку среди местного крестьянства. Братья по классу охотно предоставляли им убежище, укрывая их от преследования со стороны господ.
Страна переживала безвременье. Помещик лишался барщины и оброка, а баскак — возможности собирать дань.
Феодалы предпринимали настойчивые попытки вернуть беглых крестьян, обращаясь за помощью к властям. Идя навстречу пожеланиям феодалов, Газан-хан в 1303 г. издал указ, в силу которого крестьянам запрещалось самовольно покидать пудзе, а феодалам — давать приют хизанам и богано, Согласно указу, феодалу предоставлялось право в течение 30 лет вести розыски и возвращать себе беглых.
Практика прикрепления грузинского крестьянства к пудзе была давнишним явлением, и реальное значение указа Газан-хана состояло разве только в том, что, опираясь на него, грузинские феодалы могли еще энергичнее проводить дело окончательного закрепощения тех из мдабиуров-воинов, которые пока еще сохраняли личную свободу.
В то же самое время в Грузии обострились отношения между горскими общинами и долиной. Горцы старались избавиться от навязанных им силой феодальных отношений, восстановить свою былую свободу. Они убивали царских эриставов, правителей и других чиновников, изгоняли служителей христианской церкви, совершали набеги на долинные области.
Со своей стороны, феодальное государство пыталось покорить восставших горцев оружием, законодательным путем утвердить те же общественные отношения, которые существовали в долине, силою креста и евангелия вернуть горские племена под власть феодального государства.
1.2. Возникновение сатавадо
Экономический упадок Грузии приводил к подрыву основ её политического единства. Многие города прекратили свое существование, другие влачили жалкую жизнь, резко сократилась выработка ремесленных изделий, и соответственно ослабли обмен и торговля.
Мтавары и дидебулы-азнауры добились права наследственного владения крепостными и землями, которые жаловали им цари в виде «дидеба». Мтаварам и эриставам, как патронам, подчинились азнауры и мдабиуры-воины, державшие земельные наделы в их самтавро и эриставствах.
Эриставы-эриставов воспользовались таким ослаблением царской власти и, при активной поддержке монголов, они, как мтавары, присвоили себе прерогативы царя.
В это же время на основе тех же социально-экономических отношений формировалась более мелкая, самодовлеющая организация, именно «дом» (сахли) дидебул-азнаура — сатавадо, который становится главной опорой усилившихся мтаваров или измельчавших царей.
К XIV веку дидебулы-азнауры, эти непосредственные социальные предки позднейших тавадов (князей), уже выделились из общего слоя азнауров и составили собою отдельное сословие. Теперь для окончательного формирования сатавадо не хватало только условия, чтобы государь (царь или мтавар) предоставил дидебул-азнауру право выставлять войско с территории своего дома. С реализацией этого условия отпал, как уже излишний, институт эриставов с соответствующим переходом его военной функции к тавадам.
2. Ранние годы
После смерти отца Георгий воспитывался при дворе деда Беки Джакели, фактически независимого правителя Самцхе, владения которого охватывали территорию от Ташискари до Басиани.
В 1314 году монголы утвердили на царство сына Давида VIII — Георгия VI Мцире (‘Малого’) (первоначально Георгия VI был возведён на трон в 1308 году ещё при жизни отца с регентством дяди — Георгия V-го). После смерти Георгия Малого престол во второй раз занимает младший сын Деметре II — Георгий V. К этому времени его старших братьев Давида и Вахтанга уже не была в живых, и в руках царя сосредоточилась бòльшая часть страны. Так началось в новых условиях вторичное собирание грузинских земель в единое государство. Благоприятная внешнеполитическая обстановка, дружба с двором монгольского хана, а также политический дар позволили Георгию добиться в деле объединения страны значительных успехов.