Экономические взгляды Аристотеля выражали интересы класса рабовладельцев. Он стремился оправдать и упрочить рабовладельческий строй и рабовладельческое государство. В своем произведении «Политика» Аристотель создал теорию рабства. Согласно этой теории, деление общества на рабов и свободных людей объявляется законом природы. Рабство признается естественным явлением. Исходя из этого он устанавливает разграничение между физическим и умственным трудом и считает, что раб от рождения предназначен выполнять физическую работу, а управление государством дело свободных людей. «Природа устроила так, что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и неспособны для выполнения подобного рода работ; зато они пригодны для политической жизни» [2]. Рабов он, не считал гражданами, а приравнивал их к орудиям производства.
Подчеркивая свое презрительное отношение к физическому труду Аристотель заявлял, что «гражданская добродетель ... подходит только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания»[3].
Для экономических взглядов Аристотеля характерна защита натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Но так как к этому времени товарно-денежные отношения достигли заметного развития, то Аристотель устанавливал два вида богатства - богатство как совокупность потребительных стоимостей и богатство как накопление денег, как совокупность меновых стоимостей. Источник первого вида богатства — земледелие и ремесло. Этот вид богатства он называл естественным богатством, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности и направлено на удовлетворение потребностей людей, а также и в силу того, что размеры этого богатства ограничены человеческими потребностями. Второй вид богатства он называл противоестественным, поскольку оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются.
Различая два вида богатства, Аристотель делил науку о богатстве на экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством первого вида богатства — потребительных стоимостей. К ним он относил и мелкую торговлю, поскольку она необходима для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой Аристотель понимал изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег. К ним он относил крупную торговлю, поскольку она ведется ради извлечения прибыли, и ростовщичество.
В анализе товарно-денежных отношений Аристотель шел значительно дальше своих предшественников. Исходя из двоякого понимания богатства, Аристотель рассматривал продукт как товар, который имеет двоякое назначение: «Обувью пользуются и для того, чтобы надевать ее на ногу, и для того, чтобы менять ее на что-либо другое» [4]. Здесь он говорит о двух свойствах товара: об его потребительной и меновой стоимости.
Анализируя обмен, Аристотель первый заметил, что для совершения обмена требуется, чтобы различные вещи были бы однородными и равными. Основу равенства, проявляющегося в обмене, он увидел в деньгах, считая, что товары становятся равными друг другу вследствие того, что все они выражаются в деньгах. Аристотель не вскрыл истинную основу равенства обмениваемых товаров. Он не мог понять, что в основе равенства товаров как стоимостей лежит общественный труд, представляющий собою затрату рабочей силы в физиологическом смысле. Но его заслуга в том, что в основе обмена различных вещей он увидел равенство. Аристотель не раскрыл и не мог раскрыть настоящей основы обмена - стоимости, поскольку в античном мире товарно-денежные отношения не были господствующими общественными отношениями.
Рассматривая торговлю, Аристотель считал, что ее исходной формой была меновая торговля, в которой товары обменивались на товары без денег (Т—Т). С появлением денег меновая торговля превращается в товарную - товары обмениваются на товары уже посредством денег (Т—Д—Т). По мере же накопления денег товарная форма торговли превращается в крупную торговлю, которая ведется ради извлечения прибыли (Д—Т—Д). Крупную торговлю Аристотель рассматривал как средство увеличивать деньги, или делать деньги, и считает, что она противоречит интересам натурального хозяйства.
За деньгами Аристотель признает функцию средства обращения и мерила стоимости. Аристотель резко выступает против тех, кто использует деньги в других целях, особенно против ростовщиков. «Тот, кто отдает деньги в рост, использует их противоестественно — не для тех целей, для которых они созданы».
2. Экономическая мысль Древнего Рима
2.1 Экономические воозрения Катона Старшего
Катон Старший (234—149 гг. до н.э.) - крупный землевладелец. В своем сочинении «Земледелие» он выступал защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Идеалом Катона являлось имение, объединяющее в себе как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход. Продавать он рекомендовал только излишки, а покупать только то, чего нельзя производить в собственном хозяйстве. «Хозяину любо продавать, а не покупать».
Катон разработал и методы ведения хозяйства на основе рабского труда. Он считал, что приобретать рабов следует малолетними, чтобы легче было их воспитывать, рекомендовал насаждать рознь и раздоры между рабами, чтобы исключить заговоры их против своих хозяев. Требуя, чтобы рабы были «всегда в работе», Катон отмечал, что условия их жизни не должны быть плохими, что всегда нужно учитывать умонастроение рабов, ведь все это сказывается на производительности труда, прибыльности хозяйства.
2.2 Экономические воззрения Марка Теренция Варрона
Марк Теренция Варрона (116 - 27 вв. до н.э.) – писатель и ученный энциклопедист. Экономические вопросы освещены Варроном в работе «О сельском хозяйстве», которые представляли собой сборник практических сельскохозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, о пчеловодстве.
Главной целью производства Варрон считал получение прибыли, также отмечал необходимость повышения товарности производства. По его мнению, для получения большего дохода следует учитывать колебание цен на рынке, использовать достижения агрономии, повышать интенсивность производства, совершенствовать организацию труда.
В хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых он относил к орудию труда. «Рабы – это говорящее орудие труда; скот – это орудие труда, издающее нечленораздельные звуки; инвентарь – немое орудие труда». Для повышения эффективности труда Варрон предлагал использовать принцип материальной заинтересованности как рабов, так и тех, кто ими управляет. В частности, он считал, что старшим над остальными рабами можно выделить пекулей, у них может быть небольшое имущество и им разрешено самостоятельно вести небольшое хозяйство.
2.3 Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла
Представителем экономической мысли древнего Рима периода упадка и разложения рабовладельческого строя был Люций Колумелла (1в.). В своей трактовке «О сельском хозяйстве» он подчеркивал низкую производительность труда рабов. Он заявлял, что рабы плохо обрабатывают землю и не заботятся о том, чтобы земля давала высокие урожаи. Чтобы лучше организовать труд рабов, повысить его производительность, Колумелла предлагает увеличить число надзирающих за рабами, а к наиболее квалифицированным рабам применить самые строгие меры, в частности приводить их на работу закованными. Большое значение Колумелла придает пробуждению духа соревнования между рабами. Большое место отводиться вулику (управляющему). По мнению Колумелла он должен быть не грамотный, чтобы не смог нажиться на хозяине. Подделывать отчеты, счета.
Рабы, составлявшие исключительно важный для античного Рима класс непосредственных производителей материального богатства, подвергались самой жестокой, бесчеловечной эксплуатации. Это заставляло их становиться на путь борьбы со своими эксплуататорами - рабовладельцами. Восстания рабов происходили на протяжении всего существования древнего Рима, принимая все более острые формы. Экономическая мысль рабов находила свое выражение в тех требованиях, которые выдвигались ими во время восстаний. Освобождение рабов было главной целью этих восстаний.
Не отрицал Колумелла и возможности сдавать землю в аренду, ведь колоны (арендаторы) работают на себя, а значит они обладают большей производительностью труда, чем рабы.
2.4 Цицерон о рабовладельческом строе
Цицерон Марк Аврелий (107—44гг. до н.э.) - государственный деятель, знаменитый оратор. Жил он в то время, когда Римская империя, объединившая разнообразные провинции и области, не могла обойтись без торговли и торгового капитала, когда ростовщичество стало одним из источников обогащения римской знати. Цицерон был один из тех, кто рассматривал теоретические вопросы сельского хозяйства.
Цицерон, выступая сторонником сельского хозяйства, производящего продукты на рынок, важным источником обогащения считал также крупную торговлю и ростовщичество. Поэтому он был не только идеологом класса рабовладельцев, но и защитником интересов ростовщиков и купечества.
Создание огромных латифундий в Римской империи проводилось за счет изъятия земли у крестьян, в результате чего исчезало свободное римское население и многие крестьяне и солдаты римской армии оказывались безземельными. Обезземеление крестьян вело к классовой борьбе между патрициями - крупными землевладельцами и плебеями — крестьянством.