Размер долга крестьян помещику определялся равным сумме капитализации ежегодного причитавшегося помещику оброка из 6% годовых. Для проведения выкупного платежа крестьяне получали от государства ссуду сроком на 49 лет. Ссуда должна была погашаться крестьянами путем ежегодных выкупных платежей в казну из расчета 6 коп. за 1 руб. долга. Из этих 6 коп. 5 коп. предназначались на уплату процентов по ссуде, ½ коп. –на погашение основного долга, ½ коп. – на покрытие издержек по управлению выкупной операцией.
На сумму ссуд, выданных крестьянам для производства выкупа, правительство выдавало землевладельцам 5-процентные банковские билеты второго выпуска.
Выкупная ссуда, как правило покрывала 75-80% выкупной суммы. Остальное крестьяне должны были выплатить при выкупе наличными деньгами непосредственно помещику.
Несмотря на принятые меры, одним из непосредственных следствий выкупной операции стало умножение массы денежных суррогатов на руках у землевладельцев и в конечном итоге – денежной массы в стране. Уже в 1863г. были отменены ограничения на свободное обращение выкупных свидетельств. Помещики стали продавать свои выкупные свидетельства во что бы то ни стало и за какую бы тони было цену. Падение цены этих бумаг доходило до 60 за 100.
В 70-е годы были приняты решения об отмене всех оставшихся выкупных свидетельств на 5 - процентные банковские билеты и прекращении выдачи наличных денег на эти билеты.
Однако крестьянская реформа не вызвала подъема производительных сил земледелия. Урожайность хлебов на крестьянских надельных землях в 1871-1880 годах по сравнению с десятилетием перед отменой крепостного права выросла, как правило не менее чем на ¼.
Условия же для притока в земледелие капиталов, необходимых для кардинального изменения его организации и технической базы в ходе реформы не были созданы. Размеры крестьянских хозяйств, к тому же зачастую уменьшившиеся в ходе реформы, систематические пределы земли в значительной части крестьянских обществ затрудняли организацию рационального землепользования и производительные вложения капитала на землях крестьян – собственников. Отведенная крестьянам земля оказалась недостаточной даже «для прокормления крестьян и для доставления им средств к уплате налогов и выкупных платежей» -писал будущий министр финансов И.Х. Бунге в направленной в1880г. Александру II записке «О финансовом положении России».7
К тому же тяжелое финансовое положение вынуждало правительство повышать подушное обложение и увеличивать, таким образом, масштабы изъятия чистого дохода, созданного в земледелии. В 1861г. размер подушной подати в Европейской России был установлен в 1 руб., в Сибири –90 коп. и увеличился соответственно на 5 коп. и 4 коп. В 1863г. к подушной подати был прибавлен дополнительный сбор от 8 коп. до 44 коп. с души в различных местностях. В 1861 году подушная подать была еще раз увеличена в среднем на 50 коп. с души.
Выкупные платежи оставались наиболее тяжелой статьей крестьянских повинностей. В 70-е года недоимки по подушной подати и выкупной операции в среднем составили 22% к общему окладу этих платежей. В дальнейшем эта доля увеличилась.
Поставив размер выкупных платежей в соответствие полной сумме крестьянских повинностей помещику, правительство сделало отчасти бесполезным и либерализм основных начал крестьянской реформы, и многочисленные труды Редакционных комиссий. За эксперименты с ускоренным развитием акционерного капитала и введением свободного размена кредитного рубля на металлический в полной мере расплатилось крестьянство как основное податное сословие.
«В результате, -пишет Коломиец: увеличение платежной способности крестьянства в пореформенный период продолжало отставать от увеличения налогового бремен, которое падало на крестьянина». Ценой этого увеличения стало ослабление воспроизводственного потенциала земледелия в центральных областях России. 8 В 80-е и последующие годы правительство было вынуждено радикально изменить подход к выкупной операции и признать необходимость соизмерения размера платежей не со стоимостью крестьянских повинностей помещику до отмены крепостного права, а с реальной платежной способностью крестьян.
Следует отметить, что в документах бюджетной реформы, проведенной в 60-е годы XIX столетия впервые в законченной форме воплотились принципы рациональной организации бюджетного процесса и ведения бюджетного хозяйства. Эти принципы сохраняют свое значение и по сей день.
Подготовка реформы была проведена созданной в 1858г. Комиссией для разработки сметных, кассовых и ревизионных правил. Автор реформы В.А. Татаринов поставил цель максимально централизовать все государственные средства.
В 1862г. Александр II утвердил «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет Министерств и Главных управлений».9 Согласно правилам, все государственные доходы и расходы, за исключением специально определенных, подлежали включению в государственную роспись. Министерства не могли иметь доходные источники в собственном заведении, не могли по собственному усмотрению изменять сметное назначение кредитов, накапливать неиспользованные остатки ассигнованных сумм.
В организации государственных финансов на место архаического принципа специализации доходов (когда каждая расходная статья обеспечивалась собственным доходным источником) был последовательно проведен принцип специализации кредитов (строгое целевое использование ассигнованных в соответствии с утвержденными сметами средств, полученных за счет поступления государственных доходов, без различия источников этих доходов.)
Правила устанавливали новую схему бюджетного процесса. Каждое министерство и главное управление ежегодно должно было составлять «об ожидаемых по его ведомству доходах и предстоящих ему расходах финансовые сметы по особо установленным формам». Далее сметы препровождались в Министерство финансов, Государственный контроль и Государственный совет. Минфин проверял сметы и составлял государственную роспись доходов и расходов. После чего министр финансов составлял соображения о статьях расходов, которые могут быть сокращены, и об источниках покрытия предстоящего дефицита. Государственный контроль по всем сметам производил проверку сметных предположений против действительного исполнения предыдущих смет. Департамент государственной экономии Государственного совета по получении от Минфина и Госконтроля смет и замечаний на них, рассматривал эти документы в совместном заседании с министрами «по части коих последовали замечания», и составлял собственное заключение. Последнее выносилось на общее заседание Государственного совета. После рассмотрения росписи Госсоветом, она поступала на утверждение.
Утвержденная императором государственная роспись ( прежде составлявшая государственную тайну) подлежала обнародованию.
Все сверхсметные кредиты, согласно Правилам, должны были утверждаться в том же порядке, что и сметные назначения. Единственное исключение –«сверхсметные кредиты, требующие, по военным и политическим обстоятельствам, особой быстроты и тайны, испрашиваются непосредственными всеподданнейшими докладами генерал – адмирала и министров военных и иностранных дел».
В 1863г. были утверждены императором и с 1866г. введены в действие, подготовленные той же Комиссией Правила о порядке поступления государственных доходов и производстве государственных расходов. В правилах впервые последовательно проводится принцип единства кассы. Все государственные доходы должны были сосредоточиваться в кассах Министерства финансов, т.е. в казначейских учреждениях, откуда и осуществлялась в соответствии с учрежденными в установленном порядке кредитами финансирование всех расходов казны.
С 1868г. Департамент государственной экономии Государственного совета получит возможность составлять заключения по отчетам Минфина и Госконтроля об исполнении государственной росписи и контролировать деятельность этих учреждений.
Бюджетная реформа была дополнена рядом нововведений в налогообложении. Главным из них стало введение акцизной системы обложения питей и отмена откупов.
При проведении реформы правительства поставило во главу угла не только фискальный интерес, но и задачу уничтожения откупной системы как источника разложения общества. Согласно введенному с января 1863г. “Положению о питейном сборе”10, оптовая и розничная продажа вина могли осуществляться всеми желающими при соблюдении установленных правил. Цены на спиртные напитки могли устанавливаться свободно. Вместе с тем регламентация торговли была усилена, в частности вводилась норма продажи вина “в одни руки”.
Винокурение могло осуществляться как частными, так и казенными заводами. Право на винокурение представлялось дворянам и чиновникам, а также в разных губерниях лицам различных состояний, состав которых определялся местными условиями. Питейный доход казны состоял из акциза и патентного сбора. Акциз исчислялся ежегодно с количества спирта и вина в пересчете на безводный спирт(алкоголь), которое должно было быть выкурено не винокуренном заводе, исходя из имеющегося оборудования.
Акциз вносился в уездные казначейства заводчиками или оптовыми покупателями выкуренного вина и спирта. Патентный сбор – хозяевами заведений, где изготавливались и продавались напитки, произведенные из вина и спирта. От акциза освобождались вино и спиртсодержащие изделия, вывозимые за границу.