Смекни!
smekni.com

Обретение Казанская икона Божией Матери (стр. 3 из 4)

Как правило, по прибытии в Петербург госу­дари прямо с вокзала ехали к чудотворной Казан­ской иконе. Так император Александр III и его семья после спасения при катастрофе царского поезда в Борках, прибыв в столицу, тотчас направились в Казанский собор для благодарственного молебна.

14 ноября 1894 года из церкви Зимнего двор­ца, где совершилось венчание императора Нико­лая II Александровича и императрицы Александ­ры Феодоровны, „Его Величество с Государыней Императрицей... проехал в парадной карете, в русской упряжи, в Казанский собор... Их Вели­чества вошли в собор, где у чудотворной иконы было совершено краткое молебствие, и митропо­лит благословил иконами Богоматери Царя и Ца­рицу”. Императорская чета снова была в соборе 22 июня 1896 года, вернувшись из Москвы после священной коронации.

Царствование последнего русского императо­ра - царя-мученика Николая II ознаменовалось особым почитанием петербургского чудотворного Казанского образа, ставшего воистину всероссий­ской святыней.

Летом 1904 года все православные люди бы­ли поражены дерзким и неслыханным святотат­ством: из Казанского женского монастыря в ночь на 29 июня была похищена явленная в 1579 году Казанская икона Божией Матери, а также чтимая икона Спасителя, обе в драгоценных ризах. „Весть о невероятно гнусном, ужасном преступлении глубокой скор­бью отозвалась во всей православной России. По­тому что в Казанской иконе Пресвятая Богороди­ца явила Свое покровительство не над Казанью только, а над всей Русской землей... Попущением Божиим злой человек похитил у нас наше сокро­вище и, быть может, истребил. Но мы крепко надеемся, что Пресвятая Дева не лишила нас Своей милости”, - сказал архиепископ Казанский Дими­трий (Ковальницкий) в осиротевшей обители в день празднования явления иконы.

Как выяснилось, целью чудовищного ограб­ления были украшенные множеством драгоцен­ностей ризы, стоимость которых оценивалась не менее чем в сто тысяч рублей. Благодаря опера­тивным действиям казанской полиции вскоре грабители были задержаны. Один – закоренелый преступник Варфоломей Стоян (известный еще под именем Федора Чайкина), „специализирующийся” по церковным ценностям, другой, его сообщник, карманный вор Ананий Комов. Они успели изре­зать золотые ризы, продать часть украшений... Что же стало с иконами, достоверно выяснить так и не удалось; но многие детали следствия свидетельствуют о том, что они были сожжены.

Совершенное кощунство тогда трудно было ос­мыслить; но последовавшие события российской истории, ближайшие из которых - поражение в Русско-японской войне и революция 1905 года, чуть отдаленные - Первая мировая война, Октябрь­ский переворот и конец династии Романовых, а за­тем - безбожное время, - говорят о том, что утра­та святыни была знамением наступавшей эпохи.

Почитание Казанской иконы Божией Мате­ри, в которой Она явилась для Руси державной Водительницей, было неразрывно со становлением русского государства, формированием русского са­мосознания. С ней всегда были связаны лучшие патриотические чувства и деяния...

В день столетия со дня освящения Казанского собора в Санкт-Петербурге (13 сентября 1911 года), в праздничном слове после Божественной литур­гии, в частности, было сказано: „...Здесь, в этом храме, сложены не только богатства, принесенные Ей (Казанской иконе Божией Матери - М. Е.) в дар, злато и сребро, - здесь сложены богатства, которым цены нет: богатства любви к своему Оте­честву, здесь сложен высокий дух Патриотизма...”

В Казанском соборе были сосредоточены цер­ковные торжества, посвященные трехсотлетию Дома Романовых в 1913 году, прошедшие с осо­бым великолепием. Прошло полтора года, и „ле­том 1914 года в столице стало остро чувствоваться приближение войны. Начиная с 16 июля в соборе прибавилось богомольцев: в нем целый день слу­жили молебны, освящали образки и кресты, кото­рыми напутствовали призванных на военную службу. 20 июля, через день после объявления войны, традиционный крестный ход из собора во Владимирскую церковь приобрел особый, патрио­тический смысл... С этого дня в соборе постоянно служились молебны: всенародные - о даровании победы и благодарственные - за благословенные Богом успехи нашего оружия”. Верующие люди вновь прибегали к заступничеству Божией Мате­ри. Но время благоденствия Российской империи закончилось...

Приход богоборческой власти погрузил Рос­сию в пучину неслыханных бедствий. Вслед за цар­ской семьей взошли на голгофу сотни муче­ников за веру. Последствия Октябрьского переворота всей русской жизни невозможно времени выразить словами.

В начале 1918 года обстановка в стране была очень напряженной. В Казанском соборе Петрограда перед чудотворной иконой Божией Матери моли­лись о прекращении междоусобиц и умиротворе­нии страны.

В мае 1918 года в Петроград приехал святей­ший Патриарх Тихон. Когда он прибыл в Казан­ский собор, настоятель собора протоиерей Фило­соф Орнатский сказал в приветственном слове: „Мы веруем, что в лице твоем найдем Патриарха Ермогена, который призвал православных к креп­кому стоянию за веру и Святую Русь”. В ответной речи Патриарх высказал надежду, что по молит­вам Заступницы Усердной и святителя Ермогена Господь спасет Церковь Православную.

Летом 1918 года в Петрограде вспыхнула хо­лера. По призыву духовенства Казанского собора „в ограждение себя от губительной болезни” с чу­дотворной Казанской иконой и ковчегом с частью мощей святителя Ермогена был совершен крест­ный ход вокруг прихода, „чтобы окружить его, как бы стеною крепкой, милостью Божией, чрез православные святыни подаваемою”. Так поступа­ли прихожане и в XIX веке.

Обстановка вокруг продолжала обостряться, и преследования духовенства не прекращались. 9 августа 1918 года были арестованы протоиерей Философ Орнатский и два его старших сына, вско­ре они были расстреляны.

В начале 1922 года Советская власть издала декреты о ликвидации церковного имущества и об изъятии церковных ценностей. Несмотря на за­ключения компетентных комиссий об историчес­ком и художественном значении Казанского собо­ра как выдающегося памятника, в мае 1922 года ценности из него были экспроприированы. Кур­санты и матросы сдирали с иконостаса серебро, присланное в дар собору еще Кутузовым (отбитое у французов), снимали серебряные ризы с мест­ных икон и царских врат. Вспомним здесь кощун­ственное похищение явленной Казанской иконы в 1904 году: ее риза была изрезана. Прошло всего восемнадцать лет - и вот уже русские люди гро­мили Казанский собор.

Настоятель собора протоиерей Николай Чуков волновался, что возьмут чудотворную Казанскую икону; он впоследствии писал: „Сравнительная древность иконы заставляла опасаться, особенно ввиду резко проявленной тенденциозности осмат­ривающих”. Все же он объяснил, „что эта икона - времени Пожарского, что подлинный образ в Ка­зани украден, что „ничего особенного” в смысле иконописном не представляет”, и отвлек внима­ние вандалов.

Всего из собора было вывезено сто двадцать девять пудов тридцать семь фунтов и двадцать зо­лотников серебра (2128,25 кг).

Вскоре по обвинению в „сопротивлении изъя­тию церковных ценностей” были арестованы митро­полит Вениамин и большая группа петроградского духовенства. Летом 1922 года владыка был рас­стрелян.

После судебного процесса над духовенством Казанский собор перешел к обновленцам. В нача­ле 1932 года он был закрыт и передан Академии наук под Музей истории религии.

О дальнейшей судьбе чудотворной Казанской иконы Божией Матери рассказывает нынешний настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов: „В 1930 году Казанский собор был разграблен, утварь его разошлась по разным хо­зяевам, а вот чудотворную икону передали свя­щеннику-обновленцу Красницкому... После Ка­занского собора Красницкий настоятельствовал в Андреевском соборе, потом в храме на Смолен­ском кладбище, пока, наконец, не обосновался в Князь-Владимирском соборе, - и повсюду он во­зил с собой чудотворный образ. Князь-Владимир­ский собор при его настоятельстве был разделен на две неравные части: главный алтарь и Успен­ский придел принадлежали обновленцам, а Ни­кольский придел - „Тихоновцам”, то есть собствен­но Русской Православной Церкви. Этот придел был отгорожен, и войти в него можно было только с бокового входа. Но вскоре после своего по­следнего перевода Красницкий умер, перегородки были разрушены, и Казанский образ вновь вер­нулся православным. Но это произошло уже в дни войны.

Тут мы подходим к чрезвычайно важному разговору. В последнее время в православном на­шем народе распространилось мнение, буд­то бы во время блокады голодные замерзшие петербуржцы прошли крестным ходом вокруг города, неся с собой чудотворный Казанский образ. Там, где будто бы прошел этот крестный ход, враг остановился и дальше дви­нуться не смог... Я должен сказать со всей твердостью, пусть это даже кого-нибудь заденет: рассказ о „блокадном крестном ходе” - не более чем бла­гочестивое предание, не имеющее под собой ника­кого исторического обоснования. Прочтите воспо­минания Патриарха Алексия I (Симанского). Кто как не он, Ленинградский митрополит, все бло­кадные дни проведший в городе вместе со своей паствой, должен быть в курсе всего, что происхо­дило тогда в епархии? Но он об этом крестном хо­де не упоминает ни словом.

Не сообщают о нем и другие православные блокадники. Мои знакомые, которые всю войну прожили на Петроградской стороне, не помнят ничего подобного: им известен только один крест­ный ход с иконой - тот, что состоялся 22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Россий­ской просиявших; но в тот раз процессия прошла только вокруг храма, не более того. Моя бабушка всю войну посещала Николо-Богоявленский со­бор, но и ей, столь усердной прихожанке, об этом легендарном крестном ходе не было известно ни­чего. Мой дядя, который всегда, ходил в церковь вместе с бабушкой, тоже ничего подобного не ви­дел, а ведь я неоднократно расспрашивал его об этом... Словом, достоверных свидетельств нет. Да и кто бы из властей дал разрешение на подоб­ное шествие? ...