При Петре І и при Елизавете Петровне на Украине и в России до 70-х годов ХVІІІ в.работали в основном мастера-иностранцы, приглашённые из Европы, — Гасс, Иегер и др. Екатерина ІІ, стремясь увековечить память о своём правлении, ознакомилась с лучшими образцами медальерного искусства Европы и приняла меры к его широкому развитию в России: в конце 1764 г. в Академии художеств был создан специальный медальерный класс. Его первым профессором стал Пьер-Луи Вернье, обучивший многих русских мастеров. В конце ХVІІІ — первой половине ХІХ в., в эпоху классицизма, русское медальерное искусство достигло своего расцвета. Замечательные мастера С. Ю. Юдин, Т. И. Иванов, К. А. Леберехт, А. А. Клепиков, А. П. Лялин, П. П. Уткин создали шедевры, посвященные важнейшим историческим событиям в жизни страны, великим полководцам, деятелям культуры, науки, путешественникам, сановникам. Совершенством технического выполнения и строгой простотой композиции выделялись работы Ф. П. Толстого, особенно его медальерная серия, посвящённая войне 1812 г.
Бюрократический аппарат Российской империи усиливал контроль за изготовлением медалей. Указы Сената от 1767 и 1787 годов разрешали частным лицам изготавливать их только по специальному разрешению императора, а по указу Сената от 5 декабря 1729 г., действовавшему почти полстолетия, это мог делать каждый, доложив предварительно в Сенат. Последующие законы 1814 г., 1837 г. и 1840 г. запретили вообще изготовлять чеканы и выбивать ими медали где-либо, кроме мастерских Императорского монетного двора. В результате многие талантливые мастера оставили медальерное искусство и со второй половины XIX в. оно стало приходить в упадок. В 1894 г. был ликвидирован медальерный класс в Академии художеств.
Работам советских модельеров 20-30-х годов А. Ф. Васютинского, Н. А. Соколова, Д. А. Степанова, С. А. Мартынова, И. И. Цыганкова были присущи простота композиции, романтизм, яркая выразительность, плакатность, стремление к документализму, портретному сходству.
Великая Отечественная война приостановила развитие медальерного искусства, но с конца 50-х годов выпуск мемориальных, памятных и других медалей приобрёл регулярный характер. В 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная выставка медальерного искусства, на которой были представлены лучшие работы Н. Н. Акимушкина, В. М. Акимушкиной, П. М. Белокурова, А. А. Королюка, А. Г. Кнорре, И. Г. Макогона, М. А. Шмакова и др.
В настоящее время, в связи с появлением нового коллекционного материала определилось повышение интереса к коллекционированию памятных, художественных медалей. Особо стоит отметить коллекции памятных медалей по истории Татарстана. Редкость данных медалей подтверждена нумизматическим сертификатом редкости Монетного двора Турции, где они выпущены ограниченным тиражом, и Актами экспертизы «Россвязькульохрана» и независимых экспертов. В их разработке участвовало много талантливых и заслуженных дизайнеров, медальеров. деятелей науки и искусства. Многочисленные отзывы национальных и исторических музеев России и Зарубежья подтверждают уникальность и оригинальность коллекций Памятных медалей «Татарстан». Данные коллекции нашли законное место в известных государственных хранилищах, как Эрмитаж, Госдарственный исторический музей и многих других. Памятные медали «Татарстан» высоко оценены и за рубежом. Их оценочная стоимость на аукционах многократно превышает себестоимость.
Литература
· Специальные исторические дисциплины. Киев, 1992. С. 184—190.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Медальерика