После «малого одевания» совершались принесения жертв (дянь), затем тело умершего переносили на середину зала и помещали рядом с гробом, который уже должен был находиться там.[22]
Устройство гроба в погребальной церемонии занимало самое почетное место: ничто другое для мертвого уже не составляло предмета крайней необходимости. Почтительный сын должен следить за возрастом родителей и говорить об этом иносказательно, однако по нормам ко дню шестидесятилетия сын был обязан подарить отцу или матери гроб. Эту нужную вещь ежегодно подвергали ремонту, покрывали новым слоем лака и шпаклевки, так что год от года он становился все тяжелее и прочнее, все более непроницаемым и годным для сохранности тела. Этот гроб на протяжении всего времени его пребывания в доме всегда рассматривался как важная часть имущества того или иного из старших членов семьи. Имея собственный гроб, человек уже был спокоен за собственное будущее: он знал, что и после смерти тело его будет сохранено.[23] Люди, достигшие шестидесяти лет, ежегодно подвергали свой гроб тщательному осмотру; достигшие семидесяти лет осматривали его четырежды в год, восьмидесятилетние – каждый месяц. Гроб для себя следовало приготовить заблаговременно. Для изготовления гроба использовалось лучшее дерево. А после 90 лет гроб должен был находиться в состоянии готовности ежедневно.[24]
Исключительное значение предавалось размерам, материалу и украшениям внутреннего и внешнего гробов, отличавшихся друг от друга размерами и характерами росписи.[25]
После перенесения тела усопшего в зал следовала процедура «большого одевания» - далянь, и положения в гроб. Сначала еще раз тщательно обрабатывалась внутренняя и внешняя поверхности гроба, затем покойника облачали в одежды, закутывали в большое одеяло[26]. Цель надевания на покойного большого количества одежд и пеленания – сохранить все части тела в целости до погребения. Закончив обряд «большого одевания», вновь совершали церемонию жертвоприношения дянь покойному, во время которой читалась так называемая доносительная речь. В ней говорилось, что сын умершего осмеливается выразить скорбные чувства перед прахом своего отца. После жертвоприношения труп клали в гроб и закрывали крышкой, при этом тщательно заделывая все трещины на поверхности гроба.[27]
Вместе с покойником в гроб клали его мелкие вещи, в том числе драгоценности, иногда книги. Рядом с гробом располагали обильные угощения – питье, явства, воскурения, благовония. Регулярно несколько раз в день сын покойного совершал обряд кормления: вино и чай наливали в соответствующие чаши, рис накладывали в блюдо. Затем совершали поклон, и считалось, что покойник принял пищу. На следующий раз все убиралось, и умершему предлагалось новое угощение. При этом в доме звучала веселая музыка, нисколько не нарушавшая общего состояния глубокого траура: эта музыка предназначалась для увеселения души усопшего (той, что оставалась при теле).[28]
На третий день после смерти в доме умершего все надевали траурные одежды. Существовало пять видов траурного платья:
1. Чжаньцуй. Его надевали на три года. Эта одежда изготовлялась из самой грубой ткани и была не подрублена.
2. Цзицуй. Это платье было предназначено на один год, его носили с посохом.
3. Дагун. Надевали на девять месяцев.
4. Сяогун. Носили пять месяцев.
5. Сыма. Надевали при трехмесячном трауре. Это платье было сшито из тонкой, как шелк, но простой ткани. Покрой был сходен с платьем сяогун.
Из пяти видов траурных одежд самое почетное занимало платье чжаньцуй. Остальные соответствовали меньшей степени траура.[29]
В день надевания траурных одежд в доме вновь совершались приготовления к жертве дянь возлиянием вина. В этом случае дянь совершалось более пышно. С этого дня каждый день утром и вечером члены семьи совершали перед умершим данный обряд. Все домочадцы и родственники умершего выстраивались в определенном порядке перед гробом и начинали рыдать и причитать, еще раз прощаясь с покойником. Затем все делали несколько глубокий поклонов, после чего старший сын и наследник умершего главы семьи становился на колени, возжигал курения, совершал обряд возлияния жертвенного вина и, обращаясь к отцу, произносил молитву-отчет, в котором подробно говорилось о всех обстоятельствах, обрядах, визитах, соболезнованиях, церемониях и решениях, связанных с его смертью и погребением. Иногда в этой же церемонной речи содержалось нечто вроде извинений за то, что вот теперь, да еще и без согласия покойного, приходится выносить его из его же собственного дома.[30] Церемонии ежедневных утренних и вечерних жертвоприношений завершались с погребением покойника. Первого числа каждого месяца во время утреннего жертвенного возлияния вина в жертву приносилась еда. Если в это время созревали плоды, то в жертву приносили их.[31]
Согласно принятым церемониям погребение не следовало совершать сразу после смерти. Срок между смертью и похоронами зависел от социального статуса и варьировался от семи дней до одного месяца. Во-первых, эта задержка диктовалась традицией: согласно «Лицзи»[32], государя полагалось хоронить через семь месяцев после кончины, аристократов высшего ранга – через пять, остальных рангов – через три. Во-вторых, вопрос обычно упирался в экономические затруднения. Погребальный обряд, захоронения, поминки, иногда и приобретение могильной земли – все это стоило не малых денег, которые подчас добыть было не легко. Выбирали место, удобное для могилы. Выбрать удачное место для захоронения предков, для устройства кладбища – дело сложное и трудное. При покупке земли и закладке кладбища обязательно советовались с геомантами, которые были призваны хорошо разбираться в магической силе того или иного участка земли. Удачно выбранному участку для могил предков придавалось огромное значение. Считалось, что это оказывает решающее влияние, как на самочувствие покойника, так и на благосостояние живых. Определяли время погребения, извещая об этом родственникови знакомых, которые за несколько дней до похорон приносили близким усопшего своего рода материальную помощь. Размер подношения диктовался собственным состоянием.[33]
В день похорон в доме собирались родственники и близкие. Присутствие детей на траурной церемонии было обязательным; если сын в момент смерти отца или матери находился где-нибудь в другом месте, он обязан был вернуться домой. Возвращались домой и замужние дочери. Проститься с покойным приходили его друзья. При этом как женщины, так и мужчины должны были громко оплакивать усопшего. После этого для всех присутствующих устраивалось угощение.[34]
В день погребения рано утром приносилась жертва духу траурной колесницы. Колесница запрягалась за воротами. Перед ней располагалась жертва: вино, мясо животных. Расположившиеся по своим местам члены семьи совершали поклоны, возливалось вино.[35]
В доме прятали всю оставшуюся после умершего одежду.
Гроб выносили из дома с помощью специальных носильщиков, которые поднимали его руками и осторожно переносили в колесницу. На передней части колесницы размещали жертву духу дороги, добавляя к числу жертвенных вещей большое блюдо с сушеным мясом.[36]
За колесницей, рыдая, следовал сяо-цзы– отправляющий большой ритуал; как правило, это был сын покойного; за ним родственники в траурных одеждах. Шествие замыкали дальние родственники и знакомые умершего, одетые в простое, темное платье.[37]
Добравшись до кладбища, приносили жертву духу земли и «открывали могилу», т.е. все сопровождавшие гроб окружали могилу, и сяо-цзы, сменив траур на платье темного цвета, совершал жертвенный обряд. Замена платья требовалась по причине того, что сяо-цзы при обряде погребения надевал траурную шапку желтого пенькового холста – этим он выражал особое почтение духам. Поэтому при принесение жертв духам непременно следовало сменить траурную одежду на платье темного цвета.[38]
Место для могилы выбиралось по средствам гадания и готовилось заблаговременно. Обозначив место для ямы, начинали рыть землю со всех четырех сторон в глубину, имея при этом в виду, что могила должна быть шире и выше гроба. Подготовив необходимую яму, устраивали соответствующим образом стены и дно, после чего ее вновь забрасывали землей. Непосредственно перед погребением землю вынимали, погружали в могилу гроб, заполняли все пространство смесью песка, глины и извести до тех пор, пока сверху не образовался холм в виде опрокинутого котла. Устроенные таким образом могилы получали большую твердость и, как считали древние, не могли быть разрушены ни корнями дерева, ни муравьями.[39]
В могилу зарывалась каменная табличка с краткой записью о знаменитых деяниях покойного.[40]
Если хоронили вместе супругов, то рыли яму, подходящую по размерам двух гробов. Для мужа в могиле предназначалась левая сторона, для жены – правая.[41]
Прежде чем опустить гроб в могилу, перед ним приносилась жертва дянь. Сверху на могильный холм набрасывали землю и на левой стороне могилы приносили жертву духу земли.[42]
С этого момента на передний план выходили траурные обряды.
2. Траурный ритуал
Соблюдение траура по умершим родственникам было непременной обязанностью каждого из членов большой патриархальной семьи, иногда даже целого клана родственников. Конфуцианский культ предков во много раз усилил его значение, превратив его в обязательный ритуал.[43]
После погребения умершего следовала церемония создания табелички умершего. Распорядитель траурной церемонии сычжу, совершая поклоны, просил одного из родственников или друзей дома написать табличку. Писец таблички, омыв руки, принимал от сычжу доски. Сначала заполнялась внутренняя сторона таблички, потом – лицевая. Табличка создавалась для водворения души умершего. До времени погребения она обитала на именном знамени, но после погребения, когда именное знамя, а вместе с ним и изображение души предавалось земле, сразу же создавалась табличка для чествования души, так как дух скончавшегося неотлучно присутствовал на ней.[44]