Шестой тип — определение философских понятий на основе выполнения игровых заданий творческого характера (загадки, кроссворды, чайнворды, анаграммы и криптограммы, лабиринты, магические квадраты). Такого рода задания пробуждают интерес к философским понятиям и способствуют их осознанному усвоению.
Седьмой тип — ролевые задания, предполагающие освоение культурного материала и его персонификацию. Целью задания являются овладение новыми социальными ролями, усвоение культурного опыта.
Восьмой тип — индивидуализированные рефлексивные задания, направленные на опосредованный косвенный самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование, самоконтроль. Это возможно посредством: а) создания ситуаций переноса, то есть своеобразного описания своей жизни и деятельности в заданном времени и произвольном пространстве (или наоборот); б) создания ситуаций морального выбора, когда реализуется нравственная позиция школьника; в) написания философских эссе от своего имени или от имени философа, творчество которого вызывает интерес; г) написания воображаемых диалогов с известными философами, когда ученик сам задает проблемное поле и от имени философа отвечает на поставленный вопрос.
Девятый тип — создание ситуаций диалектико-логических противоречий. Они строятся на основе материала, заключающего в себе связь противоположностей. Для работы в ситуациях необходимо отобрать учебный материал, заключающий в себе связь противоположностей, определить момент включения ситуаций в учебный курс, избрать для реализации конкретную разновидность ситуаций. Это могут быть следующие ситуации:
а) антиномии — непосредственная связь противоположных высказываний, предполагающая контроль за диалектическим разрешением данного в антиномии противоречия. Примером могут служить антиномии Канта;
б) ситуация парадокса, то есть подбор таких положений, которые явно содержат в себе свое отрицание и требуют найти «парадоксальное» решение.
Критерии оценивания эссе
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | ||
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. | |||
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). | 4 | ||
Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. | 3 | ||
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. | 2 | ||
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы | ||
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на бытовом уровне. Аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы. | 1 | ||
Собственная точка зрения по поднятой проблеме представлена формально (выражено согласие или несогласие с автором высказывания). Проблема не раскрыта. Аргументация отсутствует. Или информация дана не в контексте задания. | 0 | ||
Максимальный балл | 4 |
Темы эссе по философии
1. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».
Ф. Аквинский
2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
В. Белинский
3. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».
Ф. Ницше
4. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».
В. Соловьев
5. «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную».
Дж. Локк
6. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».
Л. Фейербах
7. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».
Лао-Цзы
8. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».
Н. Бердяев
9. «Наука — это истина, помноженная на сомнение».
Валери
10. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».
Н. Пирогов
11. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».
И. Бердяев
12. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний».
Ж.-Ж. Руссо
13. «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».
Ф. Патрици
14. «Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет».
Э. Фромм
15. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».
У. Годвин
16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал».
В. Жемчужников
17. «Все было встарь, все повторится снова».
О. Мандельштам
18. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой».
А. Камю
19. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».
К. Гельвеции
20. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее».
Б. Шоу
21. «Деятельность — единственный путь к знанию».
Б. Шоу
22. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности».
Ф. Ларошфуко
Темы эссе по экономике
1. «Торговля не разорила еще ни одного народа».
Б. Франклин
2. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию».
М. Амстердам
3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».
Наполеон
4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку».
Ф. Хайек
5. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей».
П. Сир
6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно».
Б. Шоу
7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».
Ж.Дроз
8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования».
М. Стинс
9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни».
Н. Бердяев
10. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Л. Питер
11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой».
Ф. Бэкон
12. «Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни».
Г. Форд
13. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру».
Пириандр
14. «Бесплатных завтраков не бывает».
Б. Крейн
15. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться».
Б. Франклин
16. «Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее».
С. Батлер
17. «Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете».
П. Буаст
18. «Налоги— это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».
С. Джонсон
19. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером».
А. Рогов
Темы эссе по социологии
1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самаямалая из них несет особые краски».
А. Солженицын
2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются».
Саллюстий
3. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».
И. Шерр
4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым...».