«Уже в период «старых дворцов» социально-экономическое и политическое развитие критского общества продвинулось так далеко вперед, что породило настоятельную потребность в письменности, без которой не обходится ни одна из известных нам ранних цивилизаций».[10] Первыми проявлениями письменности принято считать пиктограммы, нанесенные на глиняные таблички, называемые критскими иероглифами. По видимому, иероглифы были критского происхождения, хотя, наблюдается некоторое сходство с египетскими. Единственным памятником, дошедшим до наших дней, является Фестский диск (круглая глиняная табличка), на обеих сторонах которого выдавлены пиктограммы.
Погребальный инвентарь Критских гробниц свидетельствует о существовании богатой знати, образовавшейся в основном из вождей общин и жрецов, и бедном достатке основных масс. Некоторые богатые семьи имели возможность владеть предметами роскоши, например, золотыми украшениями. Также имеются изображения больших, в 2-3 этажа, домов, построенных их крупных каменных плит. Крыши домов были плоскими, в середине выстраивались высокие башни. О богатстве правителей можно судить и по находкам из Малии - роскошному оружию, украшенному золотом, хрусталем и слоновой костью. Примером поселений небогатых слоев населения может служить Гурния, на плане которой видна теснота, царившая в кварталах бедняков.
«Очень интересны данные о связях Крита с царством Угарит, существовавшим на побережье Северной Сирии с конца III до середины II тысячелетия до н. э. В Угарите были найдены многочисленные изделия критских мастеров, причем анализ произведений угаритских художников II тысячелетия до н. э. ясно указывает на использование ими мотивов критского искусства в росписях, в формах сосудов и т. д. Даже в архитектуре погребальных сооружений XVIII—XVII вв. до н. э. можно заметить следы критского влияния. Столь глубокое влияние критской культуры нельзя объяснить одними торговыми связями. Вероятно, в Сирии, и как полагают, в Египте существовали поселения критских ремесленников и мастеров, возникшие в эпоху наибольшего расцвета торговли Крита».[11]
Замечены две особенности Крита в период «старых дворцов»: первое-отсутствие каких-либо следов военных действий. Нет укреплений вокруг достаточно больших поселений, что может свидетельствовать либо о непревзойденной и общеизвестной военной мощи Критян, либо их географическое положение и отсутствие достаточно развитых морских держав. А вести войны самим практически не было смысла, т. к. остров был довольно большим, и завоевывать дополнительные территории не имело смысла. Второе- практически нет находок ввозимых вещей, что является доказательством отсутствия внешнего влияния на экономическое и социальное развитие Крита. Напротив же, внешнее влияние Критской культуры бесспорно, к примеру, стиль росписи «Камарес» распространился по всему восточному Средиземноморью и Египту. При том, внутри острова общение было довольно живым, о чем свидетельствует наличие дорог между населенными пунктами. Также Крит выполнял посредническую функцию в Торговых отношениях Кипра, островной и материковой Греции.
Разрушение эпохи «старых дворцов» произошло по причине землетрясения. Достаточно сильно, но не настолько, чтобы стереть Минойскую цивилизацию с лица земли. Существует так же мнение, что конец эпохи пришел про причине набега азиатских гиксосов (Э. Мейер), но этой версии противоречат факты:
· в развалинах строений нет следов пожарищ,
· Фестский дворец был разрушен менее чем Кносский, хотя, при нападении гиксосов из Египта, Фестский дворец, находящийся на Южном побережье, должен был претерпеть большее разрушение.
Таким образом, к периоду «новых дворцов» Минойский Крит пришел объединенным под властью царей Кносса, причем царь имел как светскую, так и духовную власть, т. е. форма правления была теократическая, царь считался наместником бога на земле.
2.3. Позднеминойский период. Период «новых дворцов» (1550-1150 гг. до н. э.).
Работы по восстановлению на Крите были начаты в XVIIIв. до н. э. и велись по старым планам. И это еще один факт, свидетельствующий и катастрофе природного характера, разрушившей «старые дворцы».
К этому периоду относится окончательное отделение ремесла от сельского хозяйства, выделение немногочисленной аристократической верхушки, развитие рабства в результате углубления социального неравенства, хотя оно и не вытеснило окончательно труд свободных ремесленников. Вышеперечисленными факторами можно объяснить укрепление государственности и усиление центральной власти. «Образование единого государства с наследственной царской властью поставило Крит в один ряд с такими раннеклассовыми государствами, как Египетское, Хеттское, Вавилонское».[12] Однако, его формирование еще не закончилось. В этот же период критские цари подчинили себе Кикладские острова, на фоне чего Минойцы начали вести активную борьбу с пиратством, скорее всего именно для обеспечения беспрепятственного доступа к подчиненным территориям. Благодаря развитому мореплаванию и активным связям с внешним миром в позднеминойский период Критсткое государство по праву может считаться талласократией, т. е. морской державой. Крит – единственное в Средиземноморье, на тот момент государство, владеющее флотом, состоящим из парусных и гребных кораблей. «Нос кораблей, особенно военных, строили так, что ими можно было таранить. Рулевое управление критяне осуществляли сначала укрепленным рулем, позднее перешли к системе двух рулевых весел. На палубе иногда возводили постройки, что указывает на длительное пребывание кораблей в пути. Создание морского корабля и морского флота является одним из проявлений творчества критян в области культуры и техники».[13]
Скорее всего, с подчиненных народов взималась дань, уплачиваемая как ценностями и сокровищами, так и людьми, которые и становились рабами. Военный арсенал критян не ограничивался одним только флотом. Армия славилась и пехотинцами, и лучниками, также воины в совершенстве владели пращой, мечами, кинжалами. Знатные воины сражались на колесницах.
Наряду с военным, имелся и торговый флот. Минойцы вели торговлю с областями Греции, Малой Азии, Кипром, Сирией, Палестиной, Египтом, Вавилоном и другими странами, куда ввозили керамику, изделия из металла, вино, оливковое масло. Особенно заметны торговые связи с Египтом, о которых можно судить по наличию критских вещей, найденных в Египте и египетских – на Крите. Что спровоцировало взаимное проникновение культур. Также Крит был посредников в торговле между Египтом и Сирией, т. к. на тот момент у Египта не было сколько-нибудь значительного морского флота.
«Широкое распространение внешних связей критян и значительный объем торговли привели к созданию системы мер веса и позднее денежных единиц».[14] Наибольшей единицей в весовой системе была гиря, весом в 29 кг, которые представляли собой изделие из камня или меди конусообразной или плоской формы. Меньшие гири выполнялись в форме бочонков или дисков.
О том, что критское общество позднеминойского периода было рабовладельческим, говорят следующие факты: существование органа насилия господствующего класса (наличие тюрем), наличие стражи, наличие большого централизованного дворцового хозяйства с развитой системой учета. Факторы, которые не могли возникнуть в условиях первобытно-общинного строя.
Сельское хозяйство тоже получило развитие: в этот период начали использовать плуг, что привело к увеличению количества выращиваемых культур. Минойцы знали такие культуры, как пшеница, ячмень, бобы, горох, чечевица, лен, шафран, маслина, виноград, инжир, финиковые пальмы. Критяне разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, различные породы птиц — уток, гусей и т. д. Крупный рогатый скот использовали и в земледелии при вспашке полей.
Отдельно следует сказать об очень высоко развитом ремесленном деле самых разных направлений:
· Металлургия (делалось оружие из бронзы, предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты, бронзовая посуда).
· Ювелирное дело (выполнялись предметы роскоши и культовые принадлежности из золота и серебра, золотые подвески, бусы и амулеты, делавшиеся из аметиста, сердолика и других пород камня, золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца).
· Гончарное ремесло (формы критских сосудов очень разнообразны от больших пифосов до миниатюрных «яичных скорлупок»).
· Деревообработка (делалась мебель и другие предметы обихода).
· Каменотесное дело получило свое развитие с началом использования в строительстве больших плит и колонн.
· Резьба по камню и скульптура из слоновой кости или из слоновой кости и золота.
· Ткачество, о нем можно судить по ярким одеждам минойцев, изображенным на фресках. Минойцы также умели окрашивать ткани в разные цвета.
Главным городом Крита во II тысячелетии до н. э. был Кносс. «В центре города, вблизи дворца и даже на части его прежней территории, были выстроены дома знати и придворных чиновников».[15] Для постройки домов использовалась глина, крупные и мелкие камни. Внутри дома стены покрывались штукатуркой. Некоторые дома имели подвалы, в которых хранили различные запасы. Помещения первого этажа чаще всего использовались как домашние святилища или комнаты для приема посетителей и гостей, комнаты верхних этажей были жилыми. В некоторых случаях, чтобы обеспечить хотя бы частичную защиту от землетрясений, стены дворцов укрепляли переплетающимися деревянными связями.