Смекни!
smekni.com

Минойская цивилизация 3 (стр. 1 из 3)

Цель:

Целью работы является характеристика и интерпретация основных черт Минойской цивилизации на протяжении всего периода ее существования.

Задачи:

1. Выбрать литературу, имеющую необходимую информацию. Изучить ее.

2. Собрать необходимый материал.

3. Обозначить описываемые периоды, составить план.

4. Зафиксировать основные тезисы.

5. Оформить реферат.

План.

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1. Раннеминойский период (2600-2000 гг. до н. э.).

2.2. Среднеминойский период. Период «старых дворцов». (2000-1550 гг. до н. э.).

2.3. Позднеминойский период. Период «новых дворцов» (1550-1150 гг. до н. э.).

3. Гибель Минойской цивилизации.

4. Заключение.

5. Список литературы.

1. Введение.

Минойская цивилизация, возникшая в 3000-2000 тысячелетии до н. э., во многом остается загадкой и для современных ученых. Загадочным остается и ее появление, предпосылками которого могли быть и плодородие земель, и географическое положение, и удачный опыт обработки и доработки чужеземных достижений, которые в свою очередь были возможны благодаря развитому мореплаванию и устойчивым торговым отношениям. Материально-техническое развитие, включавшее в себя изобретение бронзы и гончарного круга, строительство домов из кирпича и камня, подготовило почву для выхода домашних ремесел на профессиональный уровень. И отделение ремесел от сельского хозяйства. Быстрый рост численности населения, обусловленный повышением жизненного уровня населения и появлением избытка производства, повлек за собой появление новых поселений, освоение новых земель. Так же есть свидетельства, что на Крите уже в III тыс. до н.э. появляется «социально-имущественное расслоение. Около сере дины III тысячелетия на Крите уже существовали богатые семьи, владевшие не только средствами производства, но и предметами роскоши, например золотыми украшениями»[1]. Научным прорывом можно назвать появление письменности: сначала иероглифичного письма, затем - линейного письма А и В.

Минойская цивилизация была открыта Артуром Эвансом в 1900 г. Английским археологом, который поверил в миф о похищении Европы Зевсом, появлении у пары ребенка по имени Минос, который позже и стал знаменитым правителем. Минос подчинил себе племена и народы, которых обязал каждый год присылать человеческие жертвы для ужасного быкоголового чудовища - Минотавра. В честь царя Миноса А. Эванс и назвал цивилизацию Минойской.

Минойская цивилизация в интересна необычностью и духовной самобытностью, особым пониманием жизни природы и места в ней человека, его внутреннего мира, а также в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов .

2. Основная часть.

2.1. Раннеминойский период (2600-2000 гг. до н. э.).

Время «постепенного, относительно спокойного накопления сил перед решающим скачком на новую ступень общественного развития»[2].

Как показали археологические исследования ХХ в. в этот период на Крите господствовали доклассовые, родовые отношения. Время, когда основой хозяйства являлось мотыжное земледелие и скотоводство. Уже в начал е III тыс. до н. э. минойцам была известна медь, а несколько позже была открыта бронза. Что позволило минойцам выйти на новый уровень ведения сельского хозяйства, а именно, выращивание трех сельскохозяйственных культур: ячменя, оливы, винограда. За счет избытка производства, стало возможным создание резерва продуктов, благодаря которым стало возможно содержать людей, не занятых сельским хозяйством, т. е. ремесленников, таким образом, началось выделение класса профессиональных рабочих. «О высоком уровне профессионального мастерства, достигнутом минойскими ремесленниками уже во второй половине III тысячелетия до н. э., свидетельствуют относящиеся к этому времени находки ювелирных изделий, сосудов, выточенных из камня, резных печатей».[3] Также, по причине появления избытка продуктов, стал возможен обмен между Критскими племенами и общинами, что напрямую повлияло на развитие мореплавания, от которого в свою очередь, возникла непосредственная зависимость экономического развития. В свою очередь, в понятие мореплавание можно включить не только рыболовство и торговлю, но и пиратство.

Минойцы стали первопроходцами на восточном направлении, благодаря удачному географическому расположению, они могли выбирать наиболее выгодное партнерство с государствами Востока и Малой Азии, оставаясь при этом вдали от наиболее «опасных очагов агрессии тогдашнего Средиземноморья».[4] И именно контакты с Восточными цивилизациями стали своеобразным толчком, позволившим минойской цивилизации достигнуть того уровня последующего развития, который мы имеем возможность наблюдать. При этом Минойцы ни в коем случае не копировали чуждую им культуру, а «творчески перерабатывали и переосмысливали, добиваясь органического врастания этих чужеродных элементов в свою собственную». [5]«Анализ наиболее характерных его произведений позволяет сделать вывод, что, по крайней мере, за несколько столетий до появления первых дворцов минойцы уже определились в своем эстетическом отношении к окружающему их миру и в основном выработали то, что может быть названо "стилистической формулой" их культуры».[6]

Критсткое общество в IIIтыс. до н. э. обладало чертами развитого родового строя, но к середине тысячелетия уже стали выделяться некоторые богатые семьи, владевшие и предметами производства, и предметами роскоши.

Экономическое развитие Крита пошатнуло устоявшийся родовой строй. Появление городов и, как следствие, частной собственности, повлекло за собой возникновения правящих и подчиняющихся слоев населения. Вследствие чего, на Крите появились первые цари (басилеи) в городах Кносс, Малия и Фест. А к ХХ в. уже наблюдается завершение процесса образования наследственной царской власти. Также, следует отметить и

«приверженность обитателей Крита к обычаю массовых захоронений в больших клановых усыпальницах».[7] Что является свидетельством о том, что родовой строй, несмотря на существование расслоения общества, не изживался, а приобретал новые формы, характерные исключительно для Критской цивилизации.

К этому же периоду относится возникновение гончарного круга. Хотя, изделия Критских ремесленников проигрывали произведениям своих кикладских и элладских соседей. Также известны находки каменных сосудов, примечательно, что использовались не только мягкие, но и твердые породы камня.

Очень мало известно о религии древнего Крита. Можно сказать лишь о существовании культа богини-матери, некоего первопредка, спутниками которой были существа с туловищем человека, а головой животного. Из животных особенно почитались быки и змеи. По гробницам можно сделать вывод о существовании погребального культа, возможно, и культа мертвых.

Также, касательно этого периода существует сомнение, основанное на том, «что достигшие полного развития минойские города (такие, как дворцовые города в Кноссе, Фесте и Маллии) располагаются непосредственно над остатками неолитической культуры. Первые дворцы на Крите вместе с новой культурой внезапно возникли ок. 1950 до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития на Крите городской культуры. Поэтому у археологов есть основания считать, что мы можем говорить о «минойцах» лишь после 1950 до н.э.».[8] Следовательно, сомнение заключается в том, можем ли мы считать раннеминойский период действительно «минойским».

2.2. Среднеминойский период. Период «старых дворцов». (2000-1550 гг. до н. э.).

К началу второго тысячелетия, на Крите появляются несколько самостоятельных государств, выстроившихся вокруг одного из дворцов. Дворцы представляли собой комплекс помещений вокруг прямоугольного центрального двора, вытянутого по осевой линии с севера на юг. Каждый дворец был центром разветвленной хозяйственной системы, включающей в себя:

· функции святилища,

· административного центра,

· общегосударственной житницы,

· торгово-ремесленного центра.

Минойцы еще не знали здания, как законченного, самостоятельного тектонического организма, не знали различия между экстерьерным воплощением и интерьерным замыслом, поэтому дворец растет, свободно заполняя пространство, ассиметрично, на нескольких уровнях.

Постройка дворцов была привязана к сакральным местам.

«Дворец в Кноссе, наиболее полно раскопанный, представлял собой прямоугольное в плане строение с таким же по форме внутренним двором, по сторонам которого располагались жилые помещения со световыми колодцами и строительные башни. Во "дворце" существовала система канализации, дополнительно свидетельствовавшая о его благоустроенности».

К этому периоду относят знаменитые вазы стиля Камарес (названы по наименованию пещеры, где и были найдены). Вазы отличаются исключительной орнаментальностью росписи, которая выполнялась нанесением на матовую основу черного цвета белой, оранжевой или красной краски. «Здесь впервые дает о себе знать тот исключительный динамизм, который станет в дальнейшем важнейшей отличительной чертой всего минойского искусства». [9]

Критское государство в среднеминойский период представляло собой молодое классовое общество, однако, сохранявшее некоторые пережитки первобытно-общинного строя. Наибольшим развитием отличались восточные области острова, где шло быстрое развитие поселений городского типа и городов. Там же впервые начали применять труд рабов, которые, по-видимому, были либо захваченными в ходе военных действий пленниками, либо «живой данью» от подвластных территорий. Возможно, что рабский труд применялся наряду с трудом свободных граждан при постройке дворцов, дорог и т. д. Следует отметить, что рабский труд почти не применялся в ремесленном производстве и сельском хозяйстве. Сравнительно небольшие площади сельскохозяйственных участков подразумевали преобладание труда свободного землевладельца. В период «старых дворцов» несколько расширилось количество сельскохозяйственных культур, например, начали выращивать шафран, как приправу и краситель; минойцы продолжали выращивать виноград, развивалось садоводство. В животноводческих хозяйствах преимущественно разводили коз и овец.