В 163 году римские войска вновь оказались у стен Арташата. Осажденный ими город был взят, но вновь вспыхнуло восстание, в центре которого была как раз столица. Римляне ушли, частично разрушив город.
В 164 году столицей Армении был объявлен Вагаршапат, который тогда имел второе название Кайнеполис. После этого Арташат опустел[1].
1.6. Христианизация и язычество
В конце III века в Армению из Каппадокии вернулся Григорий Парфянин (Просветитель). На арташатском холме, где возвышались дворцы, находился также Хор Вирап (глубокая яма), куда бросали смертников. С этой ямой связано предание о христианизации Армении. Царь Трдат III бросил в Хор Вирап Григория за то, что тот являлся сыном Анака, убившего царя Хосрова, отца Трдата, а также за то, что тот отказался исповедовать языческую веру. Там же, в городе Арташате его подвергли пыткам.[16]
Впоследствии, после христианизации Трдата и принятия официальной религией в Армении, христианства, Григорий вместе с армянским регулярным войском, которое вверил ему Трдат, вступил в Арташат дабы разрушить храмы верховной богиня армянского пантеона Анаит и бога книжности, наук, искусства, торговли, толкователя снов Тира. Известно, что храм Анаит находился в самом Арташате, а храм Тира — в селе Еразмуйн. Там состоялось сражение армян-язычников с армией Григория — в результате побеждённые язычники были вынуждены бежать на север, на Кавказ:[17]
«Горе нам, горе нам, горе нам, ибо со всех мест изгнал нас Иисус, сын Марии, дочери человека. И отсюда тоже мы вынуждены бежать из-за этого распятого и умершего человека. Куда же нам теперь идти? Ведь его слава наполнила землю. Отправимся к жителям Кавказских гор, на север. Может быть, там мы получим возможность жить, и с их помощью исполним наше желание. Ибо он, не давая нам покоя и лишая воздуха, изгнал нас с мест обитания человека»
Сказать как выглядел разрушенный храм Анаит, сложно. Известно, как выглядели различные храмы Артемиды (которая отождествлялась с Анаит) и как выглядит единственный армянский языческий храм, доживший до наших дней — Гарни.
1.7. IV век
В 332—338 годах царём Армении был Хосров Котак. Ввиду изменения русла Аракса и ухудшившейся экологической обстановки, царь построил город Двин и переселил жителей туда. Мовсес Хоренаци говорит об этом следующим образом:[18]
Ибо в то время Арес сопутствовал солнцу, и дули знойные, зараженные зловонием ветры. Не будучи в состоянии вынести это, жители Арташата добровольно согласились на переселение.
Однако даже после этого Арташат оставался крупнейшим городом.[19]
Уже в третьем веке расстановка сил в регионе изменилась: в 226—227 пало союзное армянам Парфянское царство под натиском персидских Сасанидов, которые усилились и стали проводить агрессивную политику. В 360-х годах Армения вела ожесточенную борьбу против Персии. Персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранакерт, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Араратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться вглубь страны были отбиты. Однако распри между царем и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Ввиду тяжёлого положения внутри страны, Аршак принужден был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнен, а Аршак II заключен в темницу.
Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении: Аршак имел сына Папа, но тот был еще очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом, в стране наступило безвластие. Пользуясь этим, персы разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили в них всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран. Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян:[20]
«После этого они пришли к большому городу Арташату, взяли его, разрушили стены, забрали хранившиеся там сокровища, и всех жителей города увели в плен. Из города Арташата увели в плен девять тысяч семейств евреев, которых привёл в плен из Палестинской страны царь Тигран Аршакуни, и сорок тысяч семейств армян, которых увели (в плен) из города Арташата. Из городских строений деревянные подожгли и сожгли, каменные срыли, так и стену; все здания города разрушили до основания, камня на камне не оставили, город, лишив всех жителей, превратили в безлюдную пустыню. … А все множество пленных они увели и поселили частью в Асорестане и частью в стране Хужастан.»
К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим все же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для ее поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоеванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.
Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушенным, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошел в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царем Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку.
Независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами.[21]
В 387 году Армения была разделена между Ираном и Византией. Однако город продолжил существование и после разорения Шапуром II. В кодексе Юстиниана в императорском эдикте 408—409 гг. Арташат, наряду с Низибином в Северной Месопотамии и Калиникумом на Евфрате числится одним из пунктов международной торговли, но вероятно, значение он сохранил лишь благодаря тому, что находился на перекрестке дорог.
1.8. Дальнейшая история города
В VII веке на месте некогда большого и цветущего города сохранилась крепость и небольшое поселение, жители которого занимались изготовлением армянской пурпурной краски — кошенили. Арабский историк Баладзори в связи с событиями VII веке называет Арташат «селением ал кирмиз» — красной кошенили. В дальнейшем Арташат исчезает с исторической арены.
Сохранилась комплекс монастырей X—XIII вв.[1]. В XIII веке на месте ямы Хор Вирап возник одноимённый монастырский комплекс с высшей школой, руководимой одним из крупнейших учёных средневековой Армении — Варданом Аравелци. Современное здание церкви относится главным образом XVII веку, она состоит из главной церкви Богородицы, церкви Св. Григория на яме Хор Вирап и жилых хозяйственных помещений, примыкающих к ограде комплекса с её внутренней стороны.
В средние века известно как селение Камарлу[1].
На момент вхождения в состав России территория Арташата была заброшена и практически безлюдна. К концу XIX века — крупное село. В селе было развито садоводства, выращивание хлопка, виноделие, действовал небольшой винный завод.
с 1920 года — посёлок Камарлю. В 1920—1930-х годах Камарлю входил в состав Эриванского уезда. С 1930 году после упразднения уездов Камарлю становится районным центром, 4 сентября 1945 года вновь получает название Арташат. В 1946 году получает статус посёлка городского типа, в 1962 году — статус города.
2. Население
Население Арташата (Гамарлу) в 1897 году составляло 833 человека, в 1926 году — 2505, в 1939 году — 4148, в 1959 году — 7277, в 1974 году — 14905, в 1976 году — 16774 человека[22], согласно переписи 1989 года оно составляло порядка 32 000 чел, в 2001 году — 22 600, по подсчетам на начало 2008 года составляет 20 900 человек.[23]
3. География и транспорт
Арташат расположен к юго-востоку от Еревана на Араратской равнине на левом берегу реки Азат. Город окружён плодовыми садами, виноградниками.
Расстояние до границы с Турцией — около 4 км. Площадь города около 10 км², протяженность с юга на север 5,5 км, с востока на запад 3 км. Через город проходят железнодорожные ветки Ереван—Нахичевань и Ереван—Ехегнадзор—Капан. Из Арташата выходят 10 автодорог, ведущие в окрестные сёла. В 3 км к юго-востоку от Арташата находятся залежи известняка.
4. Экономика
В городе функционируют винно-коньячный и консервный заводы. В советское время в Арташате также действовали предприятия лёгкой и пищевой промышленности, машиностроительный, керамический заводы и другие, об их деятельности в данный момент данных нет.
Арташат и его окрестности — один из самых крупных по объёму производства сельскохозяйственных районов Армении. Здесь сильно развита оросительная сеть, использующая воды Арташатского канала и реки Азат. Основой сельского хозяйства являются виноградарство, плодоводство, овощеводство и молочное животноводство.