То, что руководство страны не сообщило сразу о подлинных масштабах трагедии, послужило поводом для мощной кампании критики системы [4].
ГЛАВА II. ПЕРЕСТРОЙКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ
В январе 1987 г. на очередном Пленуме ЦК КПСС Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ.
Вместо «ускорения» была выдвинута задача коренной перестройки общественного строя. Отсутствие ощутимых результатов в экономике Горбачев объяснил действием некого «механизма торможения», кроющегося в самой системе, точнее в системе управления, сложившийся в стране с 30-х гг. Позднее этот механизм был определен как «командно-административная система». Все чаще наряду с «перестройкой» стало употребляться слово «демократизация». Появился лозунг «Больше демократии». Предстояло избавиться от деформаций социализма и вернуться к «ленинским нормам».
Предполагалось, что через демократизацию будет осуществляться непосредственное управление трудящихся на производстве. В избирательной системе предусматривалось введение состязательности, альтернативности выборов. Демократизация, по словам ее вдохновителей, должна была разрушить командно-административную систему, внедрить состязательность во всех сферах жизни, создать естественный механизм динамичного развития всего общества.
В действительности же был выбран объект тотальной критики, на который нужно было списать все промахи перестройки, - бюрократия. По существу «демократизация» стала средством для замены номенклатурных кадров.
Экономические реформы, которые ожидались народом, как бы откладывались во времени, а главной становилась борьба с бюрократией, и переход к демократическим принципам управления.
Идеологом гласности или как его называли в прессе, «истинным архитектором перестройки», считался А.Яковлев. Под его руководством в ЦК стали регулярно проводиться совещания с руководителями средств массовой информации. Сам Яковлев развивал идеи «демократического социализма», многообразия его моделей, настаивал на приоритете «общечеловеческих ценностей» над классовыми, выступал поборником рыночных отношений.
В публицистике остро дискутировался вопрос о возможности демократической альтернативы командно-административной системе. Альтернативу искали в новой экономической политике начале 20-х гг., разработанной В.Лениным. Однако чем больше искали идей демократизации у Ленина, тем теснее оказывались рамки социалистического подхода. «Гласность» посеяла сомнения в социализме как в системе [5].
Вместо прежних идей «ускорения» и совершенствования социализма в общественном сознании стала оформляться мысль о необходимости и даже о необратимости радикальной рыночной реформы.
Особенно на этом поприще преуспели такие экономисты и публицисты как В.Селюнин, А.Нуйкин, П.Бунич, Г.Попов, Н.Шмелев, О.Богомолов, Л.Абалкин. Они предлагали перейти к хозрасчетному социализму, в основе которого лежали принципы самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий. По мысли автором, между предприятиями должна была возникнуть конкуренция, цены на продукцию должны были регулироваться рынком, допускалось даже банкротство предприятий. Социалистическим оставалось лишь признание того, что хозяевами предприятий станут трудовые коллективы, которые получали право выбирать администрацию, утверждать производственные показатели, решать социальные вопросы.
В 1987 г. Пленум ЦК КПСС принял программу экономических реформ, предусматривавшую переход к преимущественно экономическим методам управлений. Тем самым было положено начало трансформации системы.
Законодательно концепция хозрасчетного социализма получила свое оформление в виде Закона о государственном предприятии (объединении), вступившем в силу 1 января 1988 г. Согласно Закону роль центральных министерств сводилась к подготовке контрольных цифр и определению госзаказа, который предлагалось все время снижать (в 1988 г. он был на уровне 85%) [6]. Продукция, произведенная сверх госзаказа, могла реализовываться по рыночным ценам. Предприятия получили свободу в выборе партнеров.
Реализация закона разбалансировала сложившуюся систему управления всем народнохозяйственным комплексом, но так и не решила главную задачу – обеспечение эффективности производства.
Промышленные предприятия, освободившись от опеки министерств, столкнулись с отсутствием необходимой инфраструктуры, посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж. Чтобы выжить, они стали энергично бороться за госзаказ.
По расчетам экономистов в 1988 г. более 30% предприятий в стране были убыточными. Трудовые коллективы вместо заботы о повышении эффективности производства воспользовались правом повышать цены, сократили выпуск дешевых товаров.
Переход к строительству «хозрасчетного социализма» серьезно повлиял на всю идеологию реформ. Постепенно место глобальных общечеловеческих ценностей заняли такие понятия, как «рынок», «акционерная и частная собственность», «разделение сластей», «парламентаризм», «правовое государство».
Новая доктрина получила теоретическое воплощение в решениях XIX Всесоюзной партконференции, состоявшейся 28 июня – 11 июля 1986 г.
М.Горбачев представил экономические неудачи следствием консерватизма партаппарата, командно-административной системы, бюрократизма. И отсюда был сделан вывод – механизм управления государством должен быть радикально демократизирован.
Конференция завершилась победой Горбачева и его сторонников. Было принято 6 резолюций: «О ходе реализаций решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе», «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны».
В своем докладе Горбачев провозгласил цель создания в СССР механизмов «свободного формирования и выявления интересов и воли всех классов и социальных групп», ввел понятие «правового государства», провел мысль об исключении партийных органов из хозяйственного управления и лишения их государственных функций, закреплении последних исключительно за Советами. Советы же предлагалось преобразовать по законам парламентаризма.
Было решено избрать Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 человек, 2/3 которых должны были избираться населением, а 1/3 представлять общественные организации [7]. Съезд должен был принимать важнейшие решения. Из своей среды он формировал Верховный Совет, который должен был работать на постоянной основе.
В соответствии с установками XIX партконференции 12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР в декабре 1988 г. принял Закон7 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР». Изменения касались избирательной системы, был внедрен принцип альтернативности при выборах народных депутатов, а также введен институт Съездов Советов.
Попасть в консервативные Верховный Совет СССР и Верховный Совет РСФСР было трудно, а Съезд открывал возможности для широкого представительства различных групп и фактически был призван вобрать в себя новых «демократических» лидеров. Народу предстояло самому привести к власти людей, ориентированных на радикальную ломку системы. По сути дела решения XIX партконференции открыли дорогу политическому радикализму.
Подготовка к выборам народных депутатов сопровождалась появлением большого количества различных так называемых неформальных движений и групп. Возникли политические и дискуссионные клубы, такие как «Московская трибуна», которые быстро превратились в организационные группы по выдвижению кандидатов в народные депутаты.
Прошедшие в марте 1989 г. выборы стали своеобразной революцией против партийного аппарата. Накануне выборов в Москве прокатилась волна массовых митингов. По московскому округу, получив почти 90% голосов, прошел Б.Ельцин. Осенью 1987 г. на заседании ЦК КПСС Б.Ельцин выступил с критикой темпов реформ. На пленуме московского горкома он был подвергнут жесткой критике за волюнтаризм, его обвинили даже в нанесении удара ножом в спину партии. На XIX партконференции Б.Ельцин обратился с просьбой о своей «политической реабилитации», но был раскритикован. Уйдя с поста первого секретаря МГК КПСС, он больше года оставался в тени, работая председателем Госстроя СССР. Но в начале 1989 г. активно включился в политическую борьбу.
25 мая 1989 г. открылся 1-ый Съезд народных депутатов СССР. Всего было избрано 2250 депутатов.
Съезд избрал Горбачева Председателем Президиума Верховного Совета.
Во время политической дискуссии радикально настроенные депутаты обрушились с критикой на правительство за проводившуюся политику. В качестве главного фактора, сдерживавшего реформы, были названы монопольные интересы ведомств. Обвиняя правительство в промедлении с переходом к рынку, эти силы одновременно критиковали его за рост цен.
В политической сфере предлагалось ввести институт президентства при прямом его избрании, а также проводить референдумы по важнейшим вопросам жизни страны.
Съезд завершился образованием двух направлений сторонников перестройки – умеренного во главе с М.Горбачевым, и радикального, в виде оформившейся Межрегиональной депутатской группы, в которую вошли Ю.Афанасьев, А.Собак, Г.Попов, Ю.Черниченко. Б.Ельцин. Духовным лидером группы был академик А.Сахаров.